КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» |
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции |
24.02.11 14:05 |
Страница 11 из 53
Выполнение обозначенных задач, функций, реализация содержания воспитательной работы в академической группе требует от куратора необходимого уровня подготовки, а также гражданской и моральной зрелости, любви к людям, определенных знаний основ педагогики, психологии и методики воспитательной работы, конструктивных, организаторских, коммуникативных, диагностических и прикладных умений. Методика воспитательной работы куратора в академической группе. Куратор работает с академической группой в течение всего обучения, т.е. 5-7 лет. Поэтому в его деятельности прослеживается определенная этапность. 1. Деятельность куратора на первом курсе (адаптационный период). Это этап формирования приспособительных механизмов у студентов-первокурсников, активизации психических процессов как соответствующей реакции организма на новые условия, создание условий для восприятия студентом новой социальной роли. Куратор, прежде всего, изучает склонности, способности, интересы студентов, чтобы педагогически целесообразно привлекать их к активной учебно-воспитательной, общественной, трудовой и профессиональной деятельности, формирует первичный коллектив академической группы, вырабатывает у студентов навыки самостоятельного решения разных проблем. Формы и методы воспитательного влияния куратор избирает по собственному усмотрению. Наиболее распространенными являются беседы со студентами на разнообразную тематику, цель которых – сближение студентов. Эффективным воспитательным мероприятием на этом этапе является встреча с родителями. Она дает толчок студентам к активной, ответственной работе, является своеобразным отчетом об умении организовать себя, свой быт, отдых, обучение, умение планировать свое время, сформированность умений и навыков учебной работы. Опыт свидетельствует, что только дружеское отношение к студентам способствует формированию хороших отношений с ними. Вместе с тем куратор должен быть требовательным, особенно относительно успешности. От того, насколько эффективно сработает куратор на протяжении нескольких первых месяцев обучения, зависит успешность студентов в будущем. 2. Закрепление навыков саморегуляции студента в процессе адаптационного периода. Куратор призван предоставлять помощь в организации режима студента; выяснять проблемы, связанные с бытовыми условиями; координировать участие студентов в разнообразных видах деятельности; активизировать деятельность студенческого самоуправления. Важно также формировать у студентов ответственное отношение к выполнению своих учебных и общественных обязанностей, развивать навыки самообразования, самоорганизации, самодисциплины, самоконтроля и самовоспитание. На этом этапе необходимо укрепить связи студентов с производством, воспитывать в них готовность к постоянному совершенствованию профессионального мастерства. Эти задачи предусматривают определенные методы работы. Эффективными являются встречи с опытными специалистами и руководителями предприятий, учреждений, организаций, где будут работать студенты. На первом курсе такие встречи организовывают с целью общего ознакомления студентов с особенностями производства. На следующих курсах их направляют на то, чтобы каждый студент задумывался над тем, каким он станет специалистом. 3. Стойкая адаптация. На этом этапе закрепляются знания, умения и навыки самовоспитания, стабилизируется успешность, возрастает уровень самостоятельности, активности в научно-исследовательской и общественной работе, самоорганизации свободного времени и т.п. В этот период студенческий коллектив уже сформировался и сплотился, поэтому работа куратора заключается в организации коллективной деятельности всех членов группы (проведении экскурсий, походов и т.п.). 4. Послеадаптационный этап. В процессе учебно-воспитательной работы формируются умения и навыки самообразовательной деятельности, старание профессионально самосовершенствоваться. Поскольку появляются новые источники воспитательного влияния на студенческую молодежь, куратору следует держать в поле зрения всю жизнедеятельность академической группы, вникать во все процессы, которые происходят в молодежной среде, анализировать, оценивать поток информации и направлять ее в нужном направлении. В своей деятельности кураторы используют разнообразные методы и формы воспитательной работы. Это еженедельные воспитательные часы, которые включаются в расписание академических занятий, а преподавателю – в индивидуальный план работы; беседы за «круглым столом», дискуссионные клубы, другие мероприятия воспитательного влияния в студенческих аудиториях и общежитиях (с привлечением специалистов разного профиля); культпоходы по историческим местам родного края, музеям, картинным галереям, на выставки, в театры; коллективный просмотр кинофильмов и спектаклей и их обсуждение; индивидуальная воспитательная работа со студентами с учетом их особенностей. Эффективность воспитательной работы куратора академической группы в значительной мере определяется ее планированием. Оно должно быть четким и целенаправленным, что даст возможность избежать многих ошибок и отрицательных явлений в студенческой группе. План воспитательной работы предусматривает реализацию конкретных целей и задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику и нуждается в учете потребностей, интересов, индивидуальных особенностей каждого студента, сотворчества педагогов и студентов в организации воспитательной работы, обоснованности воспитательных мероприятий и т.п. Результативность работы кураторов в значительной мере зависит от соблюдения определенных условий, которые предусматривают: —планирование работы совместно с активом группы; —выстраивание отношений с группой в зависимости от педагогической ситуации, а также с учетом индивидуальных особенностей студентов; —привлечение всех студентов к общественным делам и ответственности за них; —помощь студентам в выполнении многих общественных ролей; —предотвращение равнодушия, бесконтрольности и безответственности; —содействие развитию студенческого самоуправления, инициативы, общественной активности. В своей деятельности куратор достигает желаемых результатов при условии, если занимает по отношению к будущим специалистам позицию старшего коллеги, владеет необходимым стилем общения со своими воспитанниками, что помогает ему убеждать, а не наказывать, советовать, а не диктовать, внимательно выслушивать студентов, поддерживать и пропагандировать то ценное, что есть в их предложениях, тактично предостерегать от возможных ошибок, обнаруживая заботу о формировании в них положительных качеств и преодоление недостатков. Критериями эффективности управления системой воспитательной работы на уровне куратора академической группы являются: уровень воспитанности будущих специалистов; активность, сплоченность группы; стабильный режим работы академической группы, отсутствие серьезных случаев нарушений трудовой и учебной дисциплины студентами; положительная мотивация учебно-воспитательной деятельности студентов, которая проявляется в воспитательно-познавательной, научно-исследовательской, других видах деятельности; микроклимат в группе, который способствует самореализации личности каждого студента; разнообразие форм воспитательной внеаудиторной работы, которые помогают самореализации личности каждого студента; деятельность студенческого самоуправления в группе; участие группы в мероприятиях учебного заведения; благоприятные условия прохождения адаптационного периода студентами 1-го курса; овладение студентами опытом социального поведения. Воспитательная эффективность достигается куратором при условии целостного педагогического процесса с учетом психолого-педагогических особенностей перемещения из сферы внешних влияний в сферу внутренних стимулов деятельности, когда воспитание на каждом этапе развития личности студента перерастает в его самовоспитание. Методическая работа является целенаправленной деятельностью высшего учебного заведения по обеспечению психолого-педагогической и методической подготовки преподавателей высшей школы с целью повышения эффективности их учебно-воспитательной деятельности. Она способствует личностному развитию преподавателя, его педагогического мастерства по преподаванию и проведению внеаудиторной воспитательной работы со студентами. Методическую работу в высшем учебном заведении следует осуществлять в таких направлениях: а) повышение теоретического и научного уровня преподавания предмета с целью реализации задач содержания профессионального образования в Украине; б) углубление теоретических и практических знаний преподавателей по проблемам организации учебно-воспитательной работы по предмету; в) повышение профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава с целью достижения высокой профессиональной компетентности и высокого уровня самоорганизации его профессиональной деятельности; г) формирование умений: —организации учебно-методической работы с учетом особенностей профессиональной подготовки будущих специалистов; —планирования деятельности по направлениям: научно-исследовательская, учебно-методическая, организационно-методическая, воспитательная робота и т.п., анализ ее результатов; —осуществления педагогического исследования в учебно-воспитательном процессе; —управления познавательной активностью студентов в процессе обучения, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы; д) овладение методами изучения и внедрение в практику работы педагогического опыта профессиональной подготовки специалистов с учетом творческой индивидуальности. Дифференциация содержания и форм методической работы зависит от специфических потребностей преподавателей, которые работают на факультете; уровня профессиональной компетентности педагогов; опыта профессиональной подготовки специалистов; особенностей интересов, нужд, мотивов деятельности преподавателя; возраста педагога и его стажа преподавательской работы в высшем учебном заведении; уровня психологической готовности к внедрению современных технологий обучения. |