Помощь в учебе и работе
Главная Лекции КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН»
 
 
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» Печать E-mail
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции
24.02.11 14:05

 

Учебные дисциплины по выбору охватывают дисциплины, которые относятся к разным циклам учебных дисциплин. Научно-методическая комиссия определяет перечень профессионально-ориентированных дисциплин по выбору, который имеет рекомендательный характер.

Образовательно-профессиональная программа устанавливает минимальный объем часов для усвоения дисциплин, свободно выбранных студентом (не менее от 10% общего объема часов).

При разработке образовательно-профессиональной программы научно-методическая комиссия опирается на концепцию подготовки специалистов по специальностям, которые отвечают конкретному профессиональному направлению, и рекомендует перечень профессионально-ориентированных учебных дисциплин по выбору, которые должны быть включены высшими учебными заведениями в образовательно-профессиональную программу, если предусмотрена подготовка специалистов по конкретной специальности. Срок прохождения учебных практик не превышает шести недель, если профессиональное направление не нуждается в установлении государственными или международными нормами срока практической подготовки. Объем часов на проведение практик определяется требованиями к учебному времени студента и может формироваться за счет ежегодного резерва учебных недель и часов, отведенных для цикла дисциплин высшего учебного заведения.

Подпись: 5. Учебный план, учебная программа и учебник высшей школе На основе образовательно-профессиональной программы высшие учебные заведения разрабатывают учебный план и рабочие учебные программы дисциплин, которые являются нормативными документами высшего учебного заведения.

Учебный план документ, составленный высшим учебным заведением образования на основании образовательно-профессиональной программы и структурно-логической схемы подготовки, который определяет перечень и объем нормативных и выборочных учебных дисциплин, последовательность их изучения, конкретные формы проведения учебных занятий и их объем, график учебного процесса, формы и средства осуществления текущего и итогового контроля.

В учебном плане отображен также объем времени, предусмотренного на самостоятельную работу. Он разрабатывается на весь период реализации соответствующей образовательно-профессиональной программы подготовки и утверждается руководителем высшего учебного заведения.

На основе учебного плана высшим учебным заведением формируется рабочий учебный план, т.е. план на текущий учебный год. Он конкретизирует формы проведения учебных занятий, их объем, формы и средства текущего и итогового контроля по семестрам. Его утверждает декан факультета.

С целью интенсификации учебного процесса в высшем учебном заведении практикуется составление студентами индивидуальных учебных планов. Такой план является нормативным документом, по которому осуществляется обучение студента с учетом требований образовательно-профессиональной программы соответствующего уровня подготовки и образовательно-профессиональных интересов и потребностей студента.

Учебная программа нормативной дисциплины является составляющей государственного стандарта образования.

Учебная программа — документ, который определяет место и значение учебной дисциплины в реализации образовательно-профессиональной программы подготовки, ее содержание, последовательность и организационные формы изучения учебной дисциплины, требования к знаниям и умениям студентов .

Компонентами учебной программы являются объяснительная записка, тематическое изложение содержания учебной дисциплины и список литературы. Учебные программы нормативных дисциплин относятся к документам государственного стандарта образования. Учебные программы выборочных дисциплин разрабатываются и утверждаются высшим учебным заведением.

В объяснительной записке учебной программы определяется назначение предмета, его место в системе подготовки специалиста (ведущая функция) и цель учебного предмета (образовательная — требования к знаниям, умениям и навыкам студентов; воспитательная — формирование профессиональной направленности личности; развивающая — развитие познавательных интересов и способностей, творческого профессионального мышления, формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной работы). В ней также определена последовательность изучения учебного материала (структура предмета), формы и методы обучения с учетом специфики содержания учебного материала (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, обязательные контрольные работы), формы и методы контроля успешности обучения.

В соответствии с современными требованиями в учебной программе должны быть освещены такие аспекты:

—назначение учебного предмета в системе подготовки специалиста (определение ведущей функции предмета);

—определение образовательной, воспитательной и развивающей цели, которые необходимо реализовать в процессе обучения (с учетом назначения учебного предмета и требований квалификационной характеристики);

—определение состава и структуры предмета, разделов с учетом ведущей функции предмета: основные темы учебного предмета; структурно-логические связи между предметами; последовательность изучения учебных тем на основе установленных связей;

—определение требований к знаниям и умениям по каждой теме и уровня их сформированности;

—планирование лабораторных и практических занятий с учетом их главной дидактической цели – формирование профессиональных и практических навыков. Разрабатывая содержание лабораторных и практических занятий, следует ориентироваться на то, что в совокупности они должны обеспечить формирование умений и навыков, предусмотренных учебной программой;

—отбор содержания учебного материала по каждой учебной теме, учитывая дидактические принципы научности и доступности учебного материала, системности и последовательности обучения, связи обучения с профессиональной деятельностью и т.п.;

—определение объема и содержания самостоятельной работы студентов (увеличение количества самостоятельных аудиторных и внеаудиторных занятий, формирование навыков и умений самостоятельной работы, усиление профессиональной направленности задач и т.п.);

—установление межпредметных связей и на их основе достижение интеграции и координации содержания отдельных учебных предметов; целесообразно воспользоваться структурно-логической схемой предмета и избрать методику реализации интеграционных связей в учебном процессе;

—рекомендации по организации учебного процесса;

—определение и разработка форм и методов контроля успешности обучения;

—оформление учебной программы в соответствии с дидактическими нормативами.

Для каждой учебной дисциплины, которая входит в образовательно-профессиональную программу дисциплины и учебный план высшего учебного заведения составляется рабочая учебная программа дисциплины, которая является нормативным документом высшего учебного заведения. Она содержит изложение конкретного содержания учебной дисциплины, последовательность, организационные формы ее изучения, определяет формы и средства текущего и итогового контроля. Составляющими рабочей программы являются: тематический план, пакет методических материалов для осуществления текущего и итогового контроля, перечень учебно-методической литературы, средств наглядности, технических средств обучения и т.п..

Рабочие учебные программы нормативных и выборочных учебных дисциплин разрабатываются соответствующими кафедрами (предметными или цикловыми комиссиями). При их подготовке придерживаются таких требований: высокий научный уровень с учетом достижений научно-технического прогресса; воспитательный потенциал; генерализация учебного материала на основе фундаментальных положений современной науки; группировка его вокруг ведущих идей и научных теорий; разгрузка программ от усложненного и второстепенного материала; реализация межпредметных связей; реализация идеи взаимосвязи науки, практики и производства и т.п.



 
 
Top! Top!