КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» |
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции |
24.02.11 14:05 |
Страница 20 из 53
Метод выделения главного. Заключается он в распределении информации на логические части и выделении среди них главных. Методы обучения в высшем учебном заведении в большей мере, чем школьные, приближены к методам самой науки, поскольку здесь излагаются не только научные факты, а и раскрывается методология и методы собственно науки. Педагогическая эффективность применения методов обучения в высшем учебном заведении зависит не столько от самих методов, как от научной квалификации и мастерства преподавателя. А это предусматривает творческий подход, поиск источников, видение проблем в науке, жизни и возможных путей их решения, способность находить оптимальные решения в непредусмотренных ситуациях, а также четкость научных и идейных позиций, высокие моральные качества, уважение к студентам и требовательную заботу о них. Только таким образом возможно сформировать серьезное, ответственное отношение студентов к конкретной науке. Средства обучения в высшей школе Успешность процесса обучения, эффективность использования в нем разных методов и форм обучения в значительной мере зависит от удачного выбора средств обучения. Средство обучения — совокупность предметов, идей, явлений и способов действий, которые обеспечивают реализацию учебно-воспитательного процесса. Важнейшим средством обучения является слово преподавателя, с помощью которого он организовывает усвоение знаний студентами, формирует в них соответствующие умения и навыки. Излагая новый материал, он побуждает к раздумьям над ним, его осмыслению и осознанию. Важным средством обучения является учебник, с помощью которого студент восстанавливает в памяти, повторяет и закрепляет приобретенные на занятиях знания, выполняет разные виды самостоятельной работы. Другие средства обучения выполняют разнообразные функции: заменяют преподавателя как источник знаний (кинофильмы, магнитофон, учебные устройства и др.); конкретизируют, уточняют, углубляют сведения, которые сообщает преподаватель (картины, карты, таблицы и другой наглядный материал); являются прямыми объектами изучения, исследования (машины, приборы, химические вещества, объекты живой природы); выступают «посредниками» между студентом и природой или производством в тех случаях, когда их непосредственное изучение невозможно или затруднено (препараты, модели, коллекции, гербарии и т.п.); формируют у студентов учебные и профессиональные умения и навыки (приборы, инструменты и др.); являются символическими (знаковыми) средствами (исторические и географические карты, технические чертежи, графики, диаграммы и т.п.). Необходимыми факторами, которые способствуют успешному усвоению знаний, являются технические средства обучения (ТСО). К ним относятся: дидактическая техника (кинопроекторы, диапроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры), экранные пособия статической проекции (диафильмы, диапозитивы, транспаранты), пособия динамической проекции (кинофильмы, кинофрагменты и др.), фонопособия (магнитофонные записи, видеозаписи, радио- и телепередачи). Информационные ТСО учитывая то, какие органы чувства включены для восприятия учебной информации, разделяют на аудированные (слух) и визуальные (зрение). Наиболее удобными являются аудиовизуальные (слухо-зрительные), т.е. в которых показ изображения сопровождается текстом, а звуковой ряд — соответствующими иллюстрациями. Использование технических средств обучения в образовательной деятельности предусматривает педагогический и технический компонент. Педагогический компонент охватывает вопросы, связанные с созданием средств обучения (кинофильмов, слайдов, кодограм и т.п.) в соответствии с дидактическими требованиями учебного процесса, а также с разработкой методики применения их, т.е. совокупности правил, способов и приемов, которые обеспечивают достижение наилучших результатов для восприятия и усвоения учебного материала. Методика предусматривает отбор материала для представления в наглядном виде. Важно тщательно продумать объединение слов преподавателя с ТСО, возможности использования методических приемов: объяснение, установка на восприятие перед демонстрированием (просмотром) отдельных элементов комплекса или комплекса в целом, беседа по их содержанию; объяснение (беседа) по смыслу аудиовизуальных средств; демонстрирование (прослушивание) отдельных частей, фрагментов или кадров, которые чередуется с рассказом (объяснением); демонстрирование (прослушивание), которое сопровождается объяснением (синхронным комментированием). Эффективность проведения учебно-воспитательных мероприятий возрастает при использовании комплексов технических средств обучения, которые должны отвечать таким требованиям: учет познавательных закономерностей учебной деятельности во время занятия; обеспечение органического объединения их со словами преподавателя, а также другими средствами обучения; соответствие содержания учебно-воспитательным задачам занятия; учет возможности применения разных методических приемов. Комплексное использование ТСО дает возможность четко выделить структуру изучаемого материала; создать наилучшие условия для запоминания; показать связь теории с практикой; наиболее полно раскрыть сущность и закономерности изучаемых явлений; демонстрировать явления в статике и динамике; показывать схемы, чертежи, вывод формул, уравнений и отдельные их части. Методическую подготовку к занятию с использованием ТСО специалисты предлагают осуществлять в несколько этапов: —отбор к изучаемой теме аудиовизуальных учебных средств, которые отвечают образовательно-воспитательным задачам занятия; —предварительный просмотр или прослушивание материала с целью анализа его содержания; — определение целесообразности использования подобранного материала; —определение формы учебного занятия (лекция, семинарское, лабораторное или практическое занятие); —определение функции технических средств обучения в структуре занятия (сообщение новой информации, иллюстрация, обобщение, систематизация, закрепление, контроль); —выбор ведущего метода в использовании технических средств обучения (иллюстративный, иллюстративно-наглядно-иллюстративный, эвристический, активно-эвристический) и методических приемов показа (целиком, частями, отдельными кадрами); |