КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» |
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции |
24.02.11 14:05 |
Страница 19 из 53
Словесные методы обучения . К ним относят объяснение, инструктаж, рассказ, беседу, учебную дискуссию и др. Объяснение. Это словесное толкование понятий, явлений, принципов действий приборов, наглядных пособий, слов, сроков и т.п. Используют преимущественно во время преподавания нового материала, а также в процессе закрепления, особенно тогда, когда преподаватель ощущает, что студенты чего-то не поняли. Объяснение часто сопровождается разными средствами уточнения, наблюдением, опытами. Успех объяснения зависит от его доказательности, логичности, четкости речи, образности языка. Инструктаж. Как метод обучения, он имеет информативный локальный характер, близкий к распоряжению алгоритмического типа. Его применяют на лабораторных, практических занятиях, а также во время подготовки к самостоятельной работе. По смыслу различают вступительный, текущий и итоговый инструктажи. Во время вступительного инструктажа знакомят студентов с содержанием будущей работы и средствами ее выполнения, объясняют правила и последовательность выполнения работы вообще и отдельных ее частей, приемы выполнения работы, указывают на возможные ошибки; знакомят с правилами техники безопасности, организацией рабочего места и т.п. Текущий инструктаж осуществляют преимущественно индивидуально в процессе выполнения студентами работы. Содержание его зависит от скорости выполнения студентами задач, допущенных ошибок. Итоговый инструктаж проводится в форме беседы по результатам выполненной студентами работы и предусматривает анализ этих результатов и их оценивание. Рассказ. Это монологическая форма преподавания. Применяют ее при необходимости изложить учебный материал системно, последовательно. Элементами рассказа является точное описание, логическое обоснование фактов. Рассказы разделяют на художественные, научно-популярные, описания. Художественный рассказ — это образный пересказ фактов, поступков действующих лиц (например, рассказ о географических открытиях, создании художественных шедевров и т.п.). Научно-популярный рассказ предусматривает теоретический анализ определенных явлений. Описательный рассказ является последовательным изложением признаков, особенностей предметов и явлений окружающей действительности (описание исторической памятки, музея-усадьбы и т.п.). Каждый тип рассказа должен обеспечивать воспитательную направленность обучения, основываться на достоверных научных фактах, акцентировать на главной мысли, быть доступным и эмоциональным, содержать выводы и замечания. Беседа. Это метод обучения, при котором преподаватель с помощью вопросов побуждает студентов к воспроизведению приобретенных знаний, формированию самостоятельных выводов и обобщений на основе усвоенного материала. По назначению в учебном процессе различают: вступительную беседу (проводится во время подготовки к семинарскому занятию, экскурсии, изучению нового материала); беседа-сообщение (основывается преимущественно на наблюдениях, организованных преподавателем на занятиях с помощью наглядных пособий, а также на материалах текстов литературных произведений, документов); беседа-повторение (используют для закрепления учебного материала); контрольную беседу (прибегают к ней при проверке усвоенных знаний). По характеру деятельности студентов выделяют репродуктивную беседу (направлена на воспроизведение усвоенного материала); эвристическую, или сократовскую (преподаватель вопросами направляет студентов на формирование новых понятий, выводов, правил, используя приобретенные ими знания, наблюдения); катехитзисную (направлена на воспроизведение утверждений, которые нуждаются в дословном запоминании). Эффективность любого вида беседы зависит от умелого формулирования вопросов, а также от качества ответов, т.е. их полноты, четкости, аргументированности. Учебная дискуссия. Дискуссия является публичным обсуждением важного вопроса и предусматривает обмен мнениями между студентами или преподавателями и студентами. Она развивает самостоятельное мышление, умение отстаивать собственные взгляды, анализировать и аргументировать утверждения, критически оценивать чужие и собственные суждения. Во время учебной дискуссии обсуждают научные выводы, данные, нуждающиеся в подготовке по источникам, которые содержат более широкую информацию, чем учебник. Дискуссия направлена не только на усвоение новых знаний, а и на создание эмоционально насыщенной атмосферы. Наглядные методы обучения . Сущность их состоит в использовании изображений объектов и явлений. К этим методам относятся иллюстрирование, демонстрирование, самостоятельное наблюдение. Иллюстрирование. Заключается в демонстрировании иллюстрированных пособий, плакатов, географических и исторических карт, схем, рисунков на доске, картин, фотографий, моделей и т.п. Иллюстрации облегчают восприятие учебного материала, оказывают содействие формированию конкретных представлений, точных понятий. Демонстрирование. Этот метод предусматривает показ материалов в динамике (использование приборов, опытов, оборудования). Он эффективен, когда все студенты имеют возможность воспринимать предмет или процесс. Преподаватель концентрирует внимание на главном, помогает выделить важные аспекты предмета, явления, сопровождая показ объяснением, рассказом. Демонстрируя модели, производственные процессы на предприятии, следует обязательно позаботиться о соблюдении правил техники безопасности. Самостоятельное наблюдение. Это непосредственное самостоятельное восприятие явлений действительности в процессе обучения. Методика организации любого наблюдения предусматривает несколько его этапов: инструктаж о цели, задачах и методах наблюдения; фиксация, отбор, анализ и обобщение его результатов. Выполненную работу следует обязательно оценивать. Практические методы обучения . Эти методы предусматривают разные виды деятельности студентов и преподавателей, а также самостоятельность студентов в обучении. К ним относят упражнения, лабораторные и практические работы. Упражнения. По сути, они являются многократным повторением определенных действий или видов деятельности с целью их усвоения, которое опирается на понимание и сопровождается сознательным контролем и корректированием. В учебном процессе используют такие виды упражнений: подготовительные (готовят студентов к восприятию новых знаний и способов их применения на практике); вступительные (способствуют усвоению нового материала на основе различения родственных понятий и действий); пробные (первые задачи на применение только что усвоенных знаний); тренировочные (способствуют формированию навыков в стандартных условиях: по образцу, инструкции, задачам); творческие (по смыслу и методике выполнения приближаются к реальным жизненным ситуациям); контрольные (преимущественно учебные: письменные, графические, практические упражнения). Количество упражнений зависит от индивидуальных особенностей студентов и должно быть достаточным для формирования навыков. Упражнения должны основываться на системе, четко спланированной последовательности действий, постепенном усложнении. Желательно не перерывать применение упражнений на продолжительное время. Эффективность упражнения зависит и от анализа его результатов. Лабораторные работы. Их ценность как метода заключается в том, что они способствуют связи теории с практикой, вооружают студентов исследовательскими приемами в естественных условиях, формируют навыки пользования приборами, учат обрабатывать результаты измерений и строить правильные научные заключения. Практические работы. Будучи методом обучения, они направлены на формирование умений и навыков, необходимых для жизни и самообразования. Выполнение таких работ помогает конкретизации знаний, развивает умение наблюдать и объяснять сущность явлений. Другие методы воспитательно-познавательной деятельности . Каждый преподаватель в своей деятельности использует также методы, которые не охвачены приведенной выше классификацией. Среди них наиболее распространенными являются индукция и дедукция, методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, выделения главного. Индукция и дедукция. При индукции усвоение знаний осуществляется путем перехода от единичного к общему. Прибегают к ней, как правило, на эмпирическом уровне познания, когда материал является фактическим или связан с формированием понятий, а также во время изучения технических механизмов, выполнения практических задач, решения математических или физических задач. Дедукция предусматривает переход от общего к конкретному в процессе усвоения знаний. Преподаватель сначала сообщает общее положение, формулу, закон, которые ведут к последовательному решению конкретных задач. Индуктивный и дедуктивный методы реализуются через применение словесных, наглядных, практических, а также проблемного и частично-поискового методов. Метод анализа. Сущность его состоит в изучении предметов или явлений по отдельным признакам и отношениям, в разделении на элементы, осмыслении связей между ними. Метод синтеза. Заключается в мысленном или практическом объединении отделенных во время анализа элементов или свойств предмета в единое целое. Метод сравнения. С его помощью устанавливают общие и отличительные признаки между предметами и явлениями. В учебном процессе его применяют с целью общего противопоставления фактов, явлений; сопоставления по указанным преподавателем или определенным студентами признакам; сравнение явлений в их развитии. Метод обобщения. Этот метод предусматривает переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Обобщение осуществляется путем абстрагирования от специфического и выявления присущих явлениям общих признаков (свойств, отношений и т.п.). Применяют его при осмыслении понятий, суждений, теорий. Метод конкретизации. Он помогает студентам перейти от непосредственных впечатлений к пониманию сущности того, что изучается: результаты конкретизации возникают в форме примеров, схем, моделей и т.п. |