Помощь в учебе и работе
Главная Лекции КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН»
 
 
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» Печать E-mail
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции
24.02.11 14:05

 

Содержание образования, которое определяется учебными программами, конкретизируется в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях.

Учебник книга, которая содержит основы знаний по определенной учебной дисциплине, изложенные на уровне современных достижений науки согласно целями обучения, определенным программой и требованиями дидактики.

Учебники должны обеспечить научность материала, точность, доступность его изложения, четкость формулировок, правил, законов, идей, правильное распределение учебного материала по разделам и параграфам. Основной материал должен быть проиллюстрирован рисунками, схемами, диаграммами. Иллюстрации должны быть равнозначны тексту, дополнять его, или быть объектом для вопросов, задач.

Составляющими учебника являются два компонента: текстовый, который содержит основной, дополнительный и пояснительный тексты, и внетекстовый, к которому относятся: аппарат организации усвоения (вопрос, задача); инструктивные материалы (памятки, образцы решения задач и примеров); иллюстративный материал (фотографии, рисунки, планы, карты и т.п.); аппарат ориентирования (введение, содержание, библиография).

Содержание учебного материала в учебнике может формироваться по генетическим (в исторической последовательности), логическим (в соответствии с современной логической структурой конкретной науки), психологическим (с учетом познавательных возможностей студентов) принципами, связанным между собой.

По основному методу изложения материала различают тексты: репродуктивные (высокоинформативные, структурированные, понятные студентам, которые отвечают задачам пояснительно-иллюстративного обучения); проблемные (преимущественно проблемный монолог, в котором для создания проблемных ситуаций выдвигают разногласия, решают проблему, аргументируют логику развития мысли); программированные (подаются частями, а усвоение каждого «шага» информации проверяется контрольными вопросами); комплексные (содержат определенный объем информации, необходимый студентам для понимания проблемы, а проблема определяется по логике проблемного обучения).

Кроме основного текста учебник содержит дополнительные тексты, которые призваны расширить, углубить знания студентов по важным компонентам содержания учебного материала (документы, исторические справки и т.п.).

Вопрос и задача, помещенные в учебнике, могут быть репродуктивными (сущность их в воспроизводстве знаний без изменений) или продуктивными (предусматривают трансформацию знаний, изменения в структуре их усвоения, поисковые знания).

В последнее время широкое применение в учебном процессе приобрели электронные учебники. Они могут быть дополнением к классическому учебнику, заменить его целиком, т.е. стать альтернативой печатному учебнику. По схеме изложения материала выделяют несколько типов электронного учебника: текстовый учебник; гипертекстовый (изложение в виде «дерева»); справочный (изложение материала в виде справочника); игровой (изложение материала в виде деловой игры). Учебный материал в них может иметь вид статический (изменяется под влиянием управленческих команд студента) и динамический (изменяется под влиянием программной настройки), одноцветный и многоцветный, без звуковой поддержки, со звуковой поддержкой.

По характеру взаимодействия студента и компьютера выделяют учебники: информационные (изложение в классическом учебном виде); «вопрос ответ» (изложение с акцентированием на отдельные вопросы, проблемы и задачи); информационно-контролирующие (чередование учебного материала и проверочных вопросов); с обратной информационной связью (интерактивный учебник, который предусматривает постоянное оценивание знаний студента и рекомендации по дальнейшему «движению» по материалам учебника); с пороговыми уровнями контроля (переход к следующей части материала только после обработки контрольных вопросов).

Основная проблема использования электронных учебников состоит в сложности чтения больших текстов с монитора. С целью ее преодоления в учебниках использовано два режима обучения: текстовый и звуковой. Текстовый режим можно считать усовершенствованным аналогом книги, а звуковой — аналогом хорошо проиллюстрированной лекции или учебного видеофильма. В текстовом режиме материал предложен в виде гипертекста, иллюстрированного графической информацией: схемами, графиками, диаграммами, картами, фотографиями, анимацией и видео. В звуковом режиме воссоздается дикторский текст, который сопровождается озвученными слайд-шоу. Объединение визуальной и аудиоинформации значительно повышает эффективность обучения.

В учебном процессе широко используются учебные пособия — учебные издания, которые дополняют или частично (полностью) заменяют учебник, а также методические указания — учебные или производственно-учебные издания разъяснений по определенной теме, разделу или вопросам учебной дисциплины, виду практической деятельности.

Подпись: 6. Методы и средства обучения в высшем учебном заведении Для реализации содержания образования на каждом его уровне педагогу высшего учебного заведения нужно владеть определенными методами, приемами и средствами обучения. От уровня владения ими зависит и уровень педагогического мастерства преподавателя, эффективность учебно-воспитательного процесса вообще.

Особенности методов обучения в высшем учебном заведении

Методы обучения в высшей школе существенно отличаются от методов школьного обучения. Они направлены не только на передачу и восприятие знаний, а и на проникновение в процесс развития науки, раскрытие ее методологических основ.

Метод обучения способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателей и студентов, направленной на достижение поставленных высшей школой целей.

Методы обучения следует отличать от методов учения.

Метод учения способ познавательной деятельности студентов, сориентированный на творческое овладение знаниями, умениями и навыками и формирование мировоззренческих убеждений на занятиях и в самостоятельной работе.

Методы обучения и методы учения имеют свои специфические особенности, они относительно самостоятельны, но рассматриваются в единстве.

С понятием «метод обучения» тесно связанное понятие «прием обучения» — деталь метода, частичное понятие относительно общего понятия «метод».

Эффективность воспитательно-познавательной деятельности студентов в значительной мере зависит от умения преподавателей удачно избирать и применять методы и приемы обучения.

В дидактике существуют разные подходы классификации методов обучения:

—по источникам передачи и характеру восприятия информации выделяют словесные, наглядные и практические;

—по основным дидактическим задачам выделяют методы овладения знаниями, методы формирования умений и навыков, применение полученных знаний, умений и навыков;

—по характеру познавательной деятельности выделяют объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частичного поиска, исследовательские;

—по бинарной классификации выделяют методы преподавания: информационно-оповещательный, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побудительный; методы учения: исполнительский, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.



 
 
Top! Top!