КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» |
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции |
24.02.11 14:05 |
Страница 18 из 53
Содержание образования, которое определяется учебными программами, конкретизируется в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях. Учебник — книга, которая содержит основы знаний по определенной учебной дисциплине, изложенные на уровне современных достижений науки согласно целями обучения, определенным программой и требованиями дидактики. Учебники должны обеспечить научность материала, точность, доступность его изложения, четкость формулировок, правил, законов, идей, правильное распределение учебного материала по разделам и параграфам. Основной материал должен быть проиллюстрирован рисунками, схемами, диаграммами. Иллюстрации должны быть равнозначны тексту, дополнять его, или быть объектом для вопросов, задач. Составляющими учебника являются два компонента: текстовый, который содержит основной, дополнительный и пояснительный тексты, и внетекстовый, к которому относятся: аппарат организации усвоения (вопрос, задача); инструктивные материалы (памятки, образцы решения задач и примеров); иллюстративный материал (фотографии, рисунки, планы, карты и т.п.); аппарат ориентирования (введение, содержание, библиография). Содержание учебного материала в учебнике может формироваться по генетическим (в исторической последовательности), логическим (в соответствии с современной логической структурой конкретной науки), психологическим (с учетом познавательных возможностей студентов) принципами, связанным между собой. По основному методу изложения материала различают тексты: репродуктивные (высокоинформативные, структурированные, понятные студентам, которые отвечают задачам пояснительно-иллюстративного обучения); проблемные (преимущественно проблемный монолог, в котором для создания проблемных ситуаций выдвигают разногласия, решают проблему, аргументируют логику развития мысли); программированные (подаются частями, а усвоение каждого «шага» информации проверяется контрольными вопросами); комплексные (содержат определенный объем информации, необходимый студентам для понимания проблемы, а проблема определяется по логике проблемного обучения). Кроме основного текста учебник содержит дополнительные тексты, которые призваны расширить, углубить знания студентов по важным компонентам содержания учебного материала (документы, исторические справки и т.п.). Вопрос и задача, помещенные в учебнике, могут быть репродуктивными (сущность их в воспроизводстве знаний без изменений) или продуктивными (предусматривают трансформацию знаний, изменения в структуре их усвоения, поисковые знания). В последнее время широкое применение в учебном процессе приобрели электронные учебники. Они могут быть дополнением к классическому учебнику, заменить его целиком, т.е. стать альтернативой печатному учебнику. По схеме изложения материала выделяют несколько типов электронного учебника: текстовый учебник; гипертекстовый (изложение в виде «дерева»); справочный (изложение материала в виде справочника); игровой (изложение материала в виде деловой игры). Учебный материал в них может иметь вид статический (изменяется под влиянием управленческих команд студента) и динамический (изменяется под влиянием программной настройки), одноцветный и многоцветный, без звуковой поддержки, со звуковой поддержкой. По характеру взаимодействия студента и компьютера выделяют учебники: информационные (изложение в классическом учебном виде); «вопрос — ответ» (изложение с акцентированием на отдельные вопросы, проблемы и задачи); информационно-контролирующие (чередование учебного материала и проверочных вопросов); с обратной информационной связью (интерактивный учебник, который предусматривает постоянное оценивание знаний студента и рекомендации по дальнейшему «движению» по материалам учебника); с пороговыми уровнями контроля (переход к следующей части материала только после обработки контрольных вопросов). Основная проблема использования электронных учебников состоит в сложности чтения больших текстов с монитора. С целью ее преодоления в учебниках использовано два режима обучения: текстовый и звуковой. Текстовый режим можно считать усовершенствованным аналогом книги, а звуковой — аналогом хорошо проиллюстрированной лекции или учебного видеофильма. В текстовом режиме материал предложен в виде гипертекста, иллюстрированного графической информацией: схемами, графиками, диаграммами, картами, фотографиями, анимацией и видео. В звуковом режиме воссоздается дикторский текст, который сопровождается озвученными слайд-шоу. Объединение визуальной и аудиоинформации значительно повышает эффективность обучения. В учебном процессе широко используются учебные пособия — учебные издания, которые дополняют или частично (полностью) заменяют учебник, а также методические указания — учебные или производственно-учебные издания разъяснений по определенной теме, разделу или вопросам учебной дисциплины, виду практической деятельности.
Для реализации содержания образования на каждом его уровне педагогу высшего учебного заведения нужно владеть определенными методами, приемами и средствами обучения. От уровня владения ими зависит и уровень педагогического мастерства преподавателя, эффективность учебно-воспитательного процесса вообще. Особенности методов обучения в высшем учебном заведении Методы обучения в высшей школе существенно отличаются от методов школьного обучения. Они направлены не только на передачу и восприятие знаний, а и на проникновение в процесс развития науки, раскрытие ее методологических основ. Метод обучения — способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателей и студентов, направленной на достижение поставленных высшей школой целей. Методы обучения следует отличать от методов учения. Метод учения — способ познавательной деятельности студентов, сориентированный на творческое овладение знаниями, умениями и навыками и формирование мировоззренческих убеждений на занятиях и в самостоятельной работе. Методы обучения и методы учения имеют свои специфические особенности, они относительно самостоятельны, но рассматриваются в единстве. С понятием «метод обучения» тесно связанное понятие «прием обучения» — деталь метода, частичное понятие относительно общего понятия «метод». Эффективность воспитательно-познавательной деятельности студентов в значительной мере зависит от умения преподавателей удачно избирать и применять методы и приемы обучения. В дидактике существуют разные подходы классификации методов обучения: —по источникам передачи и характеру восприятия информации выделяют словесные, наглядные и практические; —по основным дидактическим задачам выделяют методы овладения знаниями, методы формирования умений и навыков, применение полученных знаний, умений и навыков; —по характеру познавательной деятельности выделяют объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частичного поиска, исследовательские; —по бинарной классификации выделяют методы преподавания: информационно-оповещательный, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побудительный; методы учения: исполнительский, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый. |