КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» |
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции |
24.02.11 14:05 |
Страница 13 из 53
ТЕМА 3. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 1.Сущность и структура процесса обучения 2. Структура деятельности субъектов учебного процесса 3. Содержание образования в высшей школе 4. Нормативные документы, определяющие содержание высшего образования 5. Учебный план, учебная программа и учебник высшей школе 6. Методы и средства обучения в высшем учебном заведении
Обучение объединяет процессы передачи, усвоения, сохранения и применения информации для решения конкретных дидактических задач. В процессе обучения в высшей школе принимают участие два действующие субъекта – преподаватели и студенты, а составляющими обучения являются преподавание и учение. Преподавание — деятельность преподавателя, направленная на управление воспитательно-образовательной деятельностью студента на основе учета объективных и субъективных закономерностей, принципов, методов , организационных форм и средств обучения. В процессе преподавания перед студентами ставятся познавательные задачи, предоставляются новые знания, организовывается самостоятельная работа по усвоению, закреплению и применению знаний, проводится проверка качества знаний, умений и навыков. Учение — целенаправленный процесс усвоения студентами знаний, умений и навыков, регламентированный учебными планами и программами. Процесс учения основан на мотивации. Задача преподавателя в этом процессе заключается в том, чтобы помочь студентам усвоить приобретенный человечеством опыт, необходимый для их будущей профессиональной деятельности. Процесс обучения определяется внешними (объективными) и внутренними (субъективными) факторами. К внутренним факторам относят личностные качества человека, уровень развития, мышление, память, познавательные возможности, уровень рефлексии, умение осознавать то, что происходит с ним и в окружающем мире, предыдущий опыт, категориальный аппарат, мотивация учения, стиль образовательно-воспитательной деятельности. К внешним факторам относятся: содержание обучения, знания, умения преподавателя и т.п.. Эффективность процесса учения в наибольшей степени зависит именно от личности преподавателя, уровня, содержания и структуры его знаний. Учебный процесс, обеспечивая реализацию задач, которые стоят перед высшей школой, реализует четыре основные функции: образовательную, воспитательную, развивающую, профессиональную. Сущность образовательной функции состоит в предоставлении студентам возможности получить научные систематизированные знания в соответствии с учебным планом по профилю подготовки, а также приобрести соответствующие умения и навыки с целью применения их на практике. Реализация этой функции создает предпосылки для повышения профессионального уровня студентов. Воспитательная функция направлена на формирование всесторонне развитой личности, ее индивидуальных и профессионально значимых качеств. Достичь этого возможно благодаря совершенно построенному содержанию учебных предметов, которое оказывает содействие формированию мировоззрения и общей культуры студентов, а также благодаря политическим, моральным, эстетическим и этическим качествам преподавателей. Развивающая функция обучения сориентирована на формирование творческой личности. При осознанном подходе к возможностям развивающего обучения она ориентирует на то, что познавательные процессы продуктивно влияют на развитие мышления, памяти, воображения, наблюдательности, языка. Главная ценность этой функции обучения заключается в том, что студенты учатся находить в учебном материале то, что влияет на их развитие. Значение профессиональной функции проявляется в том, что учебно-воспитательный процесс приобретает профессиональную направленность. Она успешно реализовывается при осознании ее важности преподавательским составом высшего учебного заведения. Итак, реализация задач высшей школы зависит от четкого и умелого структурирования учебного процесса, который обеспечивается выполнением всех его функций.
Субъектами учебного процесса в высшем учебном заведении являются преподаватели и студенты. Успешность их взаимодействия в значительной мере зависит от структуры их деятельности, сущность которой заключается в организации и управлении деятельностью студентов по усвоению учебного материала. Деятельность преподавателя . Процесс управления воспитательно-образовательной деятельностью охватывает несколько компонентов: планирование, организация, стимулирование, контроль и регулирование воспитательно-образовательной деятельности и анализ ее результатов. Планирование предусматривает подготовку рабочих программ по учебным предметам, составление планов семинарских, практических и лабораторных занятий, разработку индивидуальных задач для студентов, тематики рефератов, курсовых и дипломных работ, методических рекомендаций по их подготовке и т.п. Организация учебной работы осуществляется в два этапа: а) подготовительный — предусматривает подготовку плана проведения конкретного занятия, технических средств обучения, наглядности, дидактических и раздаточных материалов; предварительное проведение опытов, просмотр диафильмов; подбор методической литературы и ознакомление с ней; б) исполнительный — заключается в организации собственной деятельности преподавателя во время занятия и деятельности студентов; преподаватель ставит перед студентами учебные задачи, создает благоприятные условия для их выполнения, четко распределяет функции между ними на практических занятиях. Стимулирование воспитательно-образовательной активности студентов осуществляется преподавателем путем применения разнообразных методов и приемов: использование интересных примеров, раскрытие практической значимости учебного материала для будущей специальности, опора на жизненный опыт и т.п. Сущность контроля и регулирования состоит в наблюдении за деятельностью студентов. Контроль в форме поставленных вопросов, небольших задач дает возможность выявить уровень усвоения студентами знаний программного материала, овладение соответствующими практическими умениями и навыками, а также выяснить недостатки и сложности процесса обучения. Это помогает своевременно вносить необходимые коррективы и регулировать процесс обучения дополнительными объяснениями, выполнением соответствующих упражнений и т.п. |