Помощь в учебе и работе
Главная Лекции КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН»
 
 
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» Печать E-mail
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции
24.02.11 14:05

 

Анализ достигнутых результатов завершает процесс преподавания. Осуществляют его на основе полученных путем контроля результатов. Во время анализа выявляют уровень знаний фактического материала, умение использовать их в практической деятельности по специальности. Анализ предусматривает сопоставление достигнутых результатов с учебными целями.

Преподавание учебной дисциплины будет давать хорошие результаты при соблюдении преподавателем таких требований:

—программа должна учитывать детальное и углубленное изучение важнейших проблем, идей и тем, которые оказывают содействие развитию поисково-преобразовательного стиля мышления;

—преподавание учебной дисциплины должно обеспечивать качественное усвоение базовых знаний, умений и навыков, развитие дивергентного мышления (способность предложить несколько подходов к решению задачи и менять их, видеть проблемы, объекты в разных ракурсах) и навыков его практического применения, которое оказывает содействие переосмыслению добытых знаний и генерированию новых идей;

—обеспечение возможности студентам получать новую информацию, прививание им желания самостоятельно приобретать знания;

—наличие соответствующего материально-технического обеспечения учебного процесса, предоставление студентам возможности свободного использования художественных, научных и учебных источников;

—поощрение инициативы и самостоятельности в обучении; содействие желанию к профессиональной деятельности, развитию осознания своих обязанностей относительно других людей, природы и т.п.

Деятельность студентов (учение) . Ученик является специфическим видом трудовой деятельности. Специфика его заключается в том, что:

—оно возникает как система, элементы которой взаимосвязаны;

—в процессе учения студенты создают базу знаний для будущей профессиональной деятельности;

— воспитательно-образовательная работа студентов осуществляется в теоретической и практической формах, которые взаимосвязаны и направлены на формирование знаний и умений;

—учение, с одной стороны, протекает под влиянием преподавателей, с другой - его успех в значительной мере обусловлен уровнем организации самостоятельной познавательной работы студентов;

—учебная деятельность студентов в высшем учебном заведении имеет продуктивно-преобразовательный характер, а во время практики - творчески-продуктивный.

Эффективность учения определяется его формами, наиболее распространенными из которых являются слушание, чтение, конспектирование, выполнение упражнений, решение задач, проведение опытов, учебные исследования, профессиональное моделирование:

1. Слушание. Сущность его состоит в восприятии на слух информации, которую студент получает на лекциях, семинарских, практических и других занятиях. Чтобы он сумел осознать и усвоить (т.е. персонифицировать) языковую информацию, преподаватель должен ощущать аудиторию, реагировать на трудности студентов (не все могут отделить главное, быстро сделать записи), изменяя темп чтения лекции, тембр и громкость речи, повторяя и уточняя сказанное.

2. Чтение. Это форма самостоятельной работы студента. Рациональное чтение является научно обоснованной технологией, которая обеспечивает персонификацию максимального объема информации за кратчайшее время с минимальными расходами труда.

3. Конспектирование. Студенты осуществляют его в процессе слушания и чтения. В обеих случаях они прибегают к нескольким способам конспектирования: записывают детально без осмысления; записывают главное и одновременно осмысливают записанное; ведут опорный конспект с глубоким осмыслением текста.

4. Выполнение упражнений, решение задач. Основной целью этой формы работы является формирование умений при изучении конкретных дисциплин. Задачи и упражнения целесообразно использовать по всем учебным дисциплинам, поскольку они оказывают содействие развитию аналитического мышления студентов, их самостоятельности. В процессе выполнения упражнений студенты должны вникнуть в их сущность, выбрать оптимальные пути своих действий, объяснить и доказать их правильность или правомерность.

5. Проведение опытов. Эту форму деятельности используют в процессе изучения естественных дисциплин. Она предусмотрена учебным планом высшего учебного заведения. Проведение опытов нуждается в соответствующей теоретической подготовке, умении пользоваться лабораторным оборудованием, материалами, владение технологией организации исследовательской работы. Ценность этой формы деятельности заключается в том, что студенты приобретают умения и навыки проведения научного исследования, углубляют теоретические знания, развивают в себе любознательность, ответственность, самостоятельность.

6. Учебные исследования. К учебным исследованиям относятся курсовые и дипломные работы, рефераты, проекты. Выполнение воспитательно-образовательной работы требует от студентов высокого уровня самостоятельности и познавательной активности. Этот вид работы оказывает содействие развитию умений осуществления научного поиска и формированию аналитического мышления, углублению интереса к определенной науке. Нередко реферат становится основой курсовой работы, а курсовая – дипломной работы, которая со временем может стать основанием для кандидатской диссертации.

7. Профессиональное моделирование. Применяют его во время производственной практики. Это планирование и осуществление фрагментов производственной деятельности, приближенных к реальному производственному процессу, моделированию разных его вариантов, т.е. проигрывание ролей, которые им придется выполнять в будущий профессиональной деятельности, обретении профессионализма.

В психолого-педагогической литературе выделяют два уровня воспитательно-образовательной деятельности студентов: эмпирически-интуитивный и рефлексивно-творческий.

Эмпирически-интуитивный уровень характеризуется поверхностными представлениями студентов о целях, содержании, методах и результатах воспитательно-образовательной деятельности. Процессы мышления, которые обеспечивают функционирование знаний, системы действий на этом уровне, имеют характер воспроизведения. Студенты сознают «свой» уровень практической готовности к будущей профессиональной деятельности и стремятся к реализации своих интеллектуальных возможностей.

Рефлексивно-творческий уровень характеризуется сформированностью у студентов структуры ценностных ориентаций, доминирующей в которой является ориентация на успешность будущей профессиональной деятельности. Приемы мышления, которые обеспечивают такой уровень знаний, являются творческими. Студенты адекватно сознают уровень практической готовности и свои интеллектуальные возможности, понимают важность приобретенных способов действий и знаний.

Процесс обучения в высшем учебном заведении имеет свои особенности:

1. Каждая наука изучается студентами в ее развитии. Будущий специалист овладевает знаниями о возникновении, становлении и развитии определенной науки, ознакомляется с ее проблемами и возможностями их решения. Учитывая это, преподаватель должен излагать учебный предмет на уровне современного состояния науки и перспектив ее развития.



 
 
Top! Top!