КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» |
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции |
24.02.11 14:05 |
Страница 15 из 53
2. Единство учебного процесса и научных исследований. Это требует от преподавателя объединения преподавания и активной исследовательской работы в области науки, которую он излагает. Поэтому одним из важных направлений совершенствования учебного процесса в высшем учебном заведении является развитие научных исследований на всех кафедрах и подчинение их повышению подготовки специалистов. 3. Высокая активность самостоятельной деятельности студентов. Во время самостоятельной работы студент обрабатывает разные научные источники, расширяя и дополняя полученные на лекциях знания. Самостоятельности и творческого подхода, исследовательских и технических решений требует подготовка к семинарским и практическим занятиям, рефератам, курсовым и дипломным работам. Высшие учебные заведения готовят специалистов на уровне требований рыночной экономики и научно-технического прогресса. Поэтому идея профессионализма должна пронизывать преподавание всех наук. Это требует знания преподавателями специфики профессиональной деятельности будущих специалистов, ведущих профессиональных функций и сосредоточение на них внимания в процессе обучения. Поэтому и преподаватели, и студенты должны относиться к обучению как к осознанию и передаче общественно-исторической практики, опыта предыдущих поколений, а не просто передаче знаний: —при проектировании и организации обучения первичными должны быть заданные характером будущей специальности деятельность и действия, а не знания; —конечной целью обучения являются формирования способов действий, которые обеспечивают осуществление будущей профессиональной деятельности, а не запоминание знаний; —содержанием обучения является необходимая для будущей специальности система действий и только те знания, которые обеспечивают выполнение этих действий; —знание не самодовлеющие, они являются средством выполнения действий и обучения, а не его целью, поскольку выполняют служебную роль, объясняя практические действия и готовя к ним; — учась, студенты должны осуществлять деятельность, которая моделирует будущую профессиональную деятельность, а не просто накапливать знания; —механизмом осуществления учебной деятельности являются решения задач, а не обработка учебного материала, и если студент не решает их, то это означает, что его учебная деятельность не организована; —в современном понимании «знать» означает с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не просто помнить информацию; —обучение является совокупностью двух взаимосвязанных, но самостоятельных деятельностей, – деятельность преподавателя и деятельность студента (или учебная деятельность), а не «целенаправленный педагогический процесс»; —задача преподавателя заключается в проектировании учебной деятельности, в ее организации и управлении ею, а не в «передаче» знаний. Все это свидетельствует о том, что полноценное осуществление процессов преподавания и учения должны основываться на осознании конечной цели высшего образования, т.е. профессиональной подготовке граждан. В ст. 42 Закона Украины «Об образовании» утверждается, что «высшее образование обеспечивает фундаментальную научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-профессиональных уровней соответственно их интересов и способностей, совершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовки и повышения их квалификации». Национальная доктрина развития образования среди приоритетных направлений совершенствования высшего образования указывает на необходимость «обеспечения высокого качества высшего образования и профессиональной мобильности выпускников высших учебных заведений на рынке труда путем интеграции высших учебных заведений разных уровней аккредитации, научных учреждений и предприятий, внедрения гибких образовательных программ и информационных технологий обучения». Ступенчатость высшего образования Сущность ступенчатости высшего образования состоит в получении разных образовательно-квалификационных уровней на соответствующих этапах (ступенях) высшего образования. Возникновение концепции ступенчатости образования обусловлено: —демократизацией общества, формированием новых социально-экономических структур, их ориентацией на рыночные отношения, жесткой профессиональной конкуренцией; —необходимостью различения двух процессов, которые являются основой деятельности высшего учебного заведения – образования и профессиональной подготовки; —необходимостью обеспечения выпускникам возможности осуществлять профессиональную карьеру при соблюдении ими принципов социальной справедливости, ответственности, общечеловеческих ценностей и морали; —дифференциацией требований к характеру и содержанию образования и профессиональной подготовки специалистов по высшему образованию различных образовательно-квалификационных уровней; —внедрением механизма объективного педагогического контроля результатов деятельности системы высшего образования и учебных достижений тех, кто учится; речь идет, в частности, и о технологии стандартизированного тестирования. В структуре высшего образования выделяют образовательные уровни (неполное высшее, базовое высшее образование, полное высшее образование) и образовательно-квалификационные (бакалавр, магистр). В высших учебных заведениях подготовка по направлениям и специальностям специалистов всех образовательных и образовательно-квалификационных уровней осуществляется по соответствующим образовательно-профессиональным программам, непрерывно в зависимости от требований к уровню овладения определенной совокупностью умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Образовательные уровни высшей школы. Сущность их заключается в удовлетворении нужд личности в получении общего высшего образования путем обучения в разных типах учебных заведений. Образовательный уровень характеризует сформированность интеллектуальных качеств, которые определяют развитие личности. 1. Базовое высшее образование – образовательный уровень высшего образования, достаточный для получения квалификаций по образовательно-квалификационному уровню бакалавра. 2. Полное высшее образование – образовательный уровень высшего образования, достаточный для получения квалификаций по образовательно-квалификационному уровню магистра (специалиста). Высшее образование имеют лица, которые завершили обучение в высших учебных заведениях, успешно прошли государственную аттестацию соответственно стандартам высшего образования и получили документ о высшем образовании государственного образца. Образовательно-квалификационные уровни. Они предусматривают получение определенного уровня образования и квалификации. 1. Бакалавр (лат. – увенчанный лаврами). Это образовательно-квалификационный уровень специалиста, который на основе полного общего среднего образования получил углубленную общекультурную подготовку, фундаментальные и профессионально-ориентированные умения и знания относительно обобщенного объекта работы и способен решать типичные профессиональные задачи, предусмотренные соответствующими должностями в определенной области народного хозяйства. Образовательно-профессиональная программа подготовки бакалавра обеспечивает одноразовое получение базового высшего образования по направлению подготовки и квалификации бакалавра на базе полного общего среднего образования и охватывает общие фундаментальные, гуманитарные и социально-экономические дисциплины, специальные дисциплины соответствующего направления подготовки, а также разные виды практической подготовки. Срок обучения не может превышать четырех лет, а для лиц, которые имеют образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста по соответствующей направлению подготовки специальности, срок обучения уменьшается на один-два года. Лица, которые прошли государственную аттестацию, получают документы установленного образца о получении базового высшего образования по соответствующему направлению подготовки и квалификацию бакалавра. Поскольку бакалавр приобретает академический образовательный уровень базового высшего образования, то это дает ему право на продолжение обучения по образовательно-профессиональной программой подготовке специалистов более высокого образовательно-квалификационного уровня магистра, или, по желанию, возможность трудоустроиться. 2. Магистр (лат. – начальник, учитель). Это образовательно-квалификационный уровень специалиста, который на основе квалификации бакалавра или специалиста получил углубленные специальные знания и знания инновационного характера, имеет определенный опыт их применения и продуцирования новых знаний для решения проблемных профессиональных задач в определенной области народного хозяйства. |