Помощь в учебе и работе
Главная Лекции КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН»
 
 
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» Печать E-mail
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции
24.02.11 14:05

 

Руководство методической работой в высшем учебном заведении

Чтобы методическая работа в высшем учебном заведении побуждала каждого преподавателя к повышению своего профессионального уровня, способствовала взаимному обогащению членов педагогического коллектива педагогическими находками, дала возможность молодым преподавателям учиться педагогическому мастерству у опытных коллег, обеспечивала поддержание в педагогическом коллективе духа творчества и стремления к поиску, она должна быть умело управляема.

Под руководством проректора по учебной работе в высшем учебном заведении работает научно-методический совет как постоянно действующий орган при совете высшего учебного заведения, который призван определять стратегические (перспективные) и тактические задачи методической работы учреждения; рассматривать состояние и результативность методической работы на факультетах и кафедрах; организовывать мониторинговые исследования с целью определения качества профессиональной подготовки на факультетах и подготовки предложений относительно ее совершенствования; обсуждать и утверждать предложения факультетов (или советов), кафедр относительно учебных планов и программ, в т.ч. интегрированных; проводить экспертизу рабочих программ, учебно-методических комплексов дисциплин; разрабатывать методики для проведения педагогических исследований факультетами и кафедрами высшего учебного заведения и методические рекомендации по организации научно-исследовательской, самостоятельной работы студентов; рецензировать учебную и методическую литературу, подготовленную кафедрами; организовывать и проводить методические семинары и совещания для преподавателей.

Поскольку подготовка специалистов одной или нескольких родственных специальностей, повышение квалификации специалистов соответствующей области народного хозяйства и культуры осуществляется на факультетах высшего учебного заведения, это требует проведения методической работы с педагогическими кадрами факультетов с учетом специфики их учебно-воспитательной деятельности.

На факультетах работают методические комиссии, которые определяют задачи и направления методической работы кафедр; совершенствуют учебные планы и программы подготовки специалистов, решают вопросы об открытии новых специальностей и специализаций; разрабатывают рекомендации относительно введения в учебные планы новых спецкурсов с целью обеспечения беспрерывной профессиональной подготовки; определяют пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на факультете и педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава; разрабатывают мероприятия по совершенствованию самостоятельной работы студентов; организовывают производственные практики, координируют деятельность кафедр, которые их обеспечивают.

Важной ячейкой методической работы в высшем учебном заведении является кафедра как основная группа, которая осуществляет учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким связанным между собой научным специальностям, а также подготовку и повышение квалификации кадров.

Содержание методической работы на кафедре состоит в проведении научных исследований с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса, внедрения современных технологий обучения, педагогическом обосновании содержания учебных дисциплин кафедры; подготовке научных кадров; методическом обеспечении учебного процесса по предметам кафедры; совершенствовании учебных планов и программ, определении структурно-логических связей между дисциплинами, учебными курсами (теоретическими и практическими) по специальности; разработке, апробации и внедрении новых учебных дисциплин и курсов; управлении самостоятельной работой студентов, активизации их учебной работы; разработке, рецензировании и подготовке к изданию учебной и методической литературы (учебников, монографий, учебных пособий, конспектов лекций, методических указаний к семинарским и практическим занятиям и т.п.); проведении мониторинговых педагогических исследований с целью определения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов по специальности и методике его преподавания в учебных заведениях; руководстве внеаудиторной работой по специальности; повышении квалификации педагогических кадров; проведении маркетинговых исследований по направлениям: потребность в специалистах, подготовку которых обеспечивает кафедра, спрос на педагогическую информацию для разных категорий педагогических кадров и профориентационная работа среди выпускников школ в учебных заведениях региона.

Формы методической работы в высшем учебном заведении

С целью повышения профессионального мастерства преподавателей в высших учебных заведениях используют различные формы методической работы:

а) научно-практические конференции преподавателей по проблемам реализации концепции непрерывного профессионального образования, научно-методических основ подготовки специалистов;

б) общие конференции педагогических работников высшей школы, где обсуждается состояние учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, на факультетах, а также перспективы развития специальностей;

в) заседание ученого совета учреждения, на которых детально анализируют уровень профессиональной подготовки студентов, состояние учебно-воспитательной работы на факультетах, обсуждают и утверждают перспективный план работы ВУЗа по отдельным проблемам (например, научно-исследовательская работа студентов, методическая работа с преподавателями и др.), а также рассматривают опыт работы кафедр, факультетов по внедрению новых технологий обучения студентов;

г) методические семинары;

д) производственные совещания, на которых ректорат информирует о состоянии учебно-воспитательной работы, результатах сессий или о необходимости принятия мер по профессиональной подготовке студентов;

д) заседания кафедр, на которых обсуждают результаты работы преподавателей по совершенствованию учебно-воспитательной работы со студентами;

е) инструктивно-методические совещания, которые проводятся деканатами факультетов;

ж) индивидуальная самообразовательная работа преподавателя высшей школы;

з) индивидуальные и групповые консультации с заведующими кафедрами и преподавателями по реализации управленческих функций или для предоставления конкретной методической помощи кафедрам по вопросам планирования работы, определения содержания, форм научной, организационно-методической работы.

Эффективным является постоянно действующий семинар «Профессиональное мастерство преподавателя высшего учебного заведения». На заседаниях такого семинара рассматриваются актуальные проблемы учебно-воспитательной работы высшего учебного заведения: психология современного студента; состав педагогического мастерства преподавателя высшей школы; профессиональная направленность всех видов учебно-воспитательной работы; психолого-педагогические аспекты организации самостоятельной работы студента; психолого-педагогические основы организации контроля успешности студентов и другие актуальные вопросы педагогики и психологии высшей школы.

Важная роль в повышении профессионального мастерства преподавателя принадлежит методическим совещаниям высшего учебного заведения. На их заседаниях рассматривают проблемы совершенствования разных видов учебных занятий, пути повышения эффективности разных видов практик в формировании специалиста, место курсовых и дипломных работ в подготовке специалиста, модульно-рейтинговую систему обучения студентов и т.п. Повышению мастерства преподавателей способствует также систематическое проведение и обсуждение открытых показательных лекций и других видов учебных занятий.

Эффективными формами методической работы является написание и подготовка к изданию конспектов лекций, методических материалов к семинарским занятиям, лабораторным работам, курсовому и дипломному проектированию, практике и самостоятельной работе студентов; разработка учебных планов, учебных программ, рабочих учебных планов, рабочих учебных программ; разработка новых лабораторных работ; подготовка компьютерного программного обеспечения учебных дисциплин: составление экзаменационных билетов, задач для проведения модульного, тестового и итогового контроля; разработка и внедрение наглядных учебных пособий (схем, диаграмм, стендов, слайдов и т.п.), новых форм, методов и технологий обучения; изучение и внедрение передового опыта организации учебного процесса; подготовка концертных программ, персональных художественных выставок и др.

Важное значение для повышения эффективности методической работы имеет наличие в высшем учебном заведении специального методического кабинета, в котором представлены методические разработки; планы работы методических семинаров, семинарских, практических и лабораторных занятий; планы изучения и внедрения передового педагогического опыта, воспитательной работы; научные работы, учебники и пособия, авторами которых являются преподаватели учебного заведения. Важно также в методическом кабинете показать достижения кафедр в учебно-воспитательном процессе, отдельных преподавателей высшего учебного заведения.

Особая роль в методической работе преподавателя высшего учебного заведения принадлежит самостоятельной работе над повышением уровня своих знаний, совершенствованием методического мастерства. В значительной мере она определяется требованиями к педагогическим кадрам руководства высшего учебного заведения, а также профессиональной ответственностью, профессиональными амбициями преподавателя. Поэтому эта форма методической работы преподавателей является составляющей их самообразования. Содержание ее охватывает систематическое изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы, участие в методической работе кафедры и факультета, разработка отдельных проблем, связанных с совершенствованием учебно-воспитательной работы, проведение экспериментальных исследований, обзор и реферирование педагогических и методических журналов, сборников и др. Такая работа побуждает преподавателя обращаться к новым достижениям науки и передового педагогического опыта с целью совершенствования собственного.



 
 
Top! Top!