КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» |
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции |
24.02.11 14:05 |
Страница 16 из 53
Образовательно-профессиональная программа подготовки магистра обеспечивает одновременное получение полного высшего образования по специальности и квалификации магистра на базе соответствующей образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавра. Нормативный срок обучения определяется программой, но не может превышать одного года, а для отдельных специальностей по согласованию с Министерством образования и науки может быть установлен срок полтора года. Получение квалификации магистра может осуществляться на базе соответствующей образовательно-профессиональной программы подготовки специалиста (срок обучения определяется индивидуальной программой с учетом академической разницы между образовательно-профессиональной программой специалиста и магистра, но не может превышать одного года). Указанная образовательно-профессиональная программа предусматривает углубленную фундаментальную, гуманитарную, социально-экономическую, психолого-педагогическую, специальную и научно-практическую подготовку. Образовательно-профессиональная программа подготовки магистра медицинского и ветеринарно-медицинского направления может обеспечивать получение квалификации магистра на базе образовательно-профессиональной программы последипломной подготовки (клинической ординатуры, интернатуры и т.п.). Нормативный срок обучения определяется соответствующим министерством по согласованию с Министерством образования и науки. Образовательно-профессиональная программа подготовки магистра юридического направления в случае целевой подготовки по заказу правоохранительных органов может обеспечивать получение квалификации магистра на базе полного общего среднего образования. Лица, которые успешно прошли государственную аттестацию, получают документы установленного образца о получении полного высшего образования по специальности и квалификации магистра. После истечения второго цикла обучения выпускник высшего учебного заведения приобретает профессиональную квалификацию и образовательный уровень полного высшего образования, которое дает ему право на продолжение обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических работников (третий цикл – аспирантура (3 года), что отвечает степени доктора философии, программам европейских университетов). Цикл подготовки специалистов уровня магистра не превышает 1-2 года в зависимости от профиля подготовки. Наличие степени магистра (специалиста) дает владельцам доступ к получению докторской степени. Сегодня в Украине на законодательном уровне уже утверждена система стандартов по каждому образовательно-квалификационному уровню и профилю подготовки. Стандарты содержат все требования к компетентности и квалификационную характеристику и системы диагностики качества знаний. Переход к динамической ступенчатой системе подготовки специалистов даст возможность удовлетворить возможности личности в получении определенного образовательного и квалификационного уровня по желаемому направлению в соответствии со способностями и обеспечить ее мобильность на рынке труда. Современный специалист работает в условиях высоких темпов накопления научно-технической информации, постоянного обновления технологических циклов во многих областях производства. Все это не только усложняет его работу, а и предопределяет быстрое изменение структуры многих профессий, исчезновение одних и появление других. Эти процессы требуют научного обоснования содержания образования в высшей школе как одной из центральных проблем учебно-воспитательного процесса. Содержание образования — научно обоснованная система дидактического и методически оформленного учебного материала для разных образовательных и образовательно-квалификационных уровней. Определяется содержание образования образовательно-профессиональными программами подготовки специалистов по определенным образовательно-квалификационным уровням; программами учебных дисциплин; структурно-логической схемой подготовки; другими нормативными документами, учебной и учебно-методической литературой. Образовательно-профессиональная программа подготовки — перечень нормативных учебных дисциплин с указанием общего объема времени, отведенного для их изучения и форм итогового контроля по каждой учебной дисциплине. Общий объем времени для изучения учебной дисциплины охватывает время для аудиторных форм обучения и самостоятельной работы студентов. Соотношение между объемами аудиторных занятий и самостоятельной работы, формы и периодичность промежуточного контроля определяются учебным планом высшего учебного заведения. Научное и методическое обоснование процесса реализации образовательно-профессиональной программы (последовательность изучения учебных дисциплин, формы и периодичность выполнения индивидуальных задач, проведение контроля и т.п.) определяется структурно-логической схемой подготовки. Требования к содержанию, объему и уровню образовательной и профессиональной подготовки устанавливаются государственными стандартами образования (совокупность норм). Эти нормы являются основой оценивания образовательного и образовательно-квалификационного уровней граждан независимо от форм образования. Государственные стандарты образования разрабатываются для каждого образовательного (образовательно-квалификационного) уровня и направления подготовки (специальности) и утверждаются Кабинетом Министров Украины. Они подлежат пересмотру и переутверждению не реже чем один раз в десять лет. Основные функции государственных стандартов образования состоят в обеспечении достижения и поддержки высшим учебным заведением высокого уровня высшего образования путем реализации нормативной части содержания образования и самооценки или государственной оценки результатов работы. Составляющими государственного стандарта образования являются образовательная, образовательно-квалификационная характеристики, нормативная часть образования и выборочная часть образования. Образовательная характеристика охватывает основные требования к качествам и знаниям лица, которое получило определенный образовательный уровень. Содержание ее как составной части государственного стандарта образования определяется Министерством образования и науки Украины отдельно для каждого образовательного уровня: базовое высшее образование; полное высшее образование. Образовательно-квалификационная характеристика содержит основные требования к профессиональным качествам, знаниям, умениям специалиста, необходимым для успешного выполнения профессиональных функций. Ее содержание определяется Министерством образования и науки Украины для каждого образовательно-квалификационного уровня: бакалавр, магистр. Содержание образования включает нормативный и выборочный компоненты. Нормативная часть содержания образования — это обязательное для усвоения содержание обучения, сформированное в соответствии с требованиями образовательно-квалификационной характеристики как содержательные модули с указанием их объема и уровня усвоения, а также форм государственной аттестации. Согласно действующим нормативным актам высшим учебным заведениям предоставляется автономное право относительно определения содержания образования, но он не должен быть ниже нормативного. Нормативные учебные дисциплины составляют до 75% объема часов, определенного образовательно-профессиональной программой. К нормативным учебным дисциплинам принадлежат: цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин; цикл фундаментальных дисциплин; цикл профессионально-ориентированных дисциплин. Выборочная часть содержания образования — это рекомендованное для усвоения содержание обучения, сформированное как содержательные модули с указанием их объема и форм аттестации, предназначенный для удовлетворения потребностей и возможностей личности, региональных потребностей в квалифицированных специалистах определенной специализации, достижений научных школ и учебных заведений. Выборочные учебные дисциплины вводятся, как правило, в форме специальных учебных курсов для углубления общеобразовательной, фундаментальной и профессиональной теоретической или практической подготовки. Объем учебных дисциплин по выбору определяется как разность между общим объемом часов и объемом часов нормативных учебных дисциплин и формируется из цикла профессионально-ориентированных дисциплин по перечню образовательно-профессиональной программы, цикла дисциплин по выбору высшего учебного заведения, цикла дисциплин по выбору студента. |