Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по изучению биологической химии и задания для самостоятельной работы Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
16.02.11 13:09

1. ВВЕДЕНИЕ

Биологическая химия – это наука о химических основах жизни (от греч. вios – жизнь). В более широкой интерпретации ее следует представить как науку о строении, свойствах и закономерностях химических превращений молекул, входящих в состав и обеспечивающих жизнедеятельность живых организмов: животных, растений, грибов и дробянки.

Главными «кирпичиками мироздания» живой материи являются белки (в т. ч. ферменты), углеводы, липиды (жиры). Катаболизм и анаболизм именно этих классов соединений занимают центральные места в биохимии. Однако предварительно следует ознакомиться со строением и биологической ролью вспомогательных классов соединений: ферментов, коферментов, витаминов и гормонов.

С учетом профессиональной ориентации будущих специалистов в сфере пищевых технологий представляется важным рассмотрение основ химии биологических тканей и жидкостей (крови, мяса, молока и вина), выявление закономерностей ряда метаболических циклов животных, растительных и одноклеточных организмов (ЦТК, глиоксилового цикла), фотосинтеза.

Содержание настоящих методических указаний отражает основные положения программы по курсу "Биологическая химия".
Цель и задачи методических указаний

Биологическая химия характеризуется исключительно обширным объемом информации, базирующейся на знаниях общей, неорганической, органической и физической химии.

По этой причине она представляет большие трудности для студента в усвоении материала.

Целью настоящих указаний является оказание методической помощи студенту в усвоении основных положений биологической химии в сжатые сроки вузовского курса. Эта цель может быть достигнута лишь за счет сокращения, тривиализации и обобщений учебного материала, выделения наиболее важных положений биологических процессов и установления закономерных связей между ними.

При этом перед обучаемым ставится общая задача: не ограничиваться попытками механического заучивания многочисленных объектов и явлений, а в каждом отдельно случае задаваться вопросом как и почему протекает данное явление (реакция). Выявление движущих факторов биохимических процессов будет способствовать развитию у студента способности выявлять причинно-следственные связи и логического мышления в целом.

Основные задачи , поставленные перед студентом, сводятся, прежде всего, к необходимости:

· усвоить систематизацию биологических объектов, обеспечивающих функционирование живой клетки (витамины, ферменты, углеводы, белки, липиды и т.д.). Установить их взаимосвязь.

· постичь закономерности механизма извлечения, хранения и переноса энергии, необходимой для биосинтеза в живой клетке.

· оценить биологическую роль, общие признаки и различи в анаэробном и аэробном окислении, уделив особое внимание при этом процессам брожения.

· усвоить химические основы катаболизма (распада) и анаболизма (биосинтеза) основных классов биомолекул. Постичь биологическую роль и закономерности реализации основных биохимических циклов (цикла трикарбоновых кислот, глиоксилового цикла, цикла Кельвина).

· изучить химию биологических жидкостей и тканей, имеющих важное практическое значение (крови, молока, виноматериалов, мяса и др.).

Каждому студенту-заочнику необходимо в течение семестра выполнить и сдать на кафедру самостоятельную работу, состоящую из 10 вопросов. Варианты самостоятельных работ представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Варианты заданий для самостоятельной работы

01

1

5

12

17

27

31

38

43

20

22

02

2

6

13

18

28

32

39

44

21

24

03

3

7

14

19

29

33

40

45

22

23

04

4

8

15

20

30

34

41

46

21

39

05

9

1

16

21

27

35

42

43

22

30

06

10

2

12

22

28

36

38

44

24

28

07

11

3

14

23

29

37

39

45

20

27

08

12

4

15

24

30

31

40

46

19

28

09

13

5

1

25

27

32

41

43

21

30

10

14

6

2

26

28

33

42

44

21

29

11

15

7

3

29

34

38

45

19

24

28

12

16

8

4

20

30

35

39

46

25

27

13

17

9

2

21

27

36

40

43

24

29

14

2

10

5

17

28

37

41

44

22

29

15

3

11

6

18

29

31

42

45

24

27

16

4

5

7

19

30

32

38

46

21

28

17

2

6

8

20

31

34

39

45

22

29

18

6

1

10

20

27

33

38

43

24

30

19

7

2

9

21

28

34

40

44

22

29

20

8

3

10

22

29

35

41

45

19

27

21

9

4

11

23

30

36

42

46

24

29

22

10

15

1

24

27

37

38

43

21

30

23

11

16

2

25

28

31

39

44

22

29

24

5

12

3

26

29

32

40

45

19

30

25

6

13

4

29

31

35

42

46

19

27

 

2. ВИТАМИНЫ

Тему следует раскрыть по схеме:

1. Общая характеристика.

2. Водорастворимые витамины.

3. Жирорастворимые витамины.
2.1. Общая характеристика

Витамины – это органические вещества, необходимые в небольших количествах для обеспечения нормального течения биохимических и физиологических процессов в организмах животных, человека и некоторых растений.

Многие витамины входят в состав клеток животных, растений и микроорганизмов, выполняя одни и те же биохимические функции.

Известно более 30 витаминов, их предшественников (провитаминов) и витаминоподобных веществ. Источником витаминов для человека и животных являются растительная пища, а также продукты животного происхождения (молоко, масло, рыбий жир, печень, мясо и др.).

При отсутствии витаминов в пище в организме развивается ави­таминоз, при недостатке – гиповитаминоз, а при избытке витами­нов – гипервитаминоз. Витаминная недостаточность может также развиваться при нарушении обмена веществ вследствие некоторых заболеваний (эндогенная недостаточность).

Исторически сложилась тривиальная номенклатура, согласно которой витамины обозначали латинскими буквами (А, В, С, D). В настоящее время используют и систематическую номенклатуру.

По физико-химическим свойствам витамины подразделяют на две группы: водорастворимые и жирорастворимые. Жирорастворимые витамины растворяются в неполярных растворителях (нетролинейном эфире, гексане, хлорированных углеводородах, диэтиловом эфире и др.).

По биологическому действию на организм витамины делятся на несколько групп (табл. 2.1).



 
 
Top! Top!