МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по изучению биологической химии и задания для самостоятельной работы |
Добавил(а) Administrator | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.02.11 13:09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 2 из 19
1. ВВЕДЕНИЕ Биологическая химия – это наука о химических основах жизни (от греч. вios – жизнь). В более широкой интерпретации ее следует представить как науку о строении, свойствах и закономерностях химических превращений молекул, входящих в состав и обеспечивающих жизнедеятельность живых организмов: животных, растений, грибов и дробянки. Главными «кирпичиками мироздания» живой материи являются белки (в т. ч. ферменты), углеводы, липиды (жиры). Катаболизм и анаболизм именно этих классов соединений занимают центральные места в биохимии. Однако предварительно следует ознакомиться со строением и биологической ролью вспомогательных классов соединений: ферментов, коферментов, витаминов и гормонов. С учетом профессиональной ориентации будущих специалистов в сфере пищевых технологий представляется важным рассмотрение основ химии биологических тканей и жидкостей (крови, мяса, молока и вина), выявление закономерностей ряда метаболических циклов животных, растительных и одноклеточных организмов (ЦТК, глиоксилового цикла), фотосинтеза. Содержание настоящих методических указаний отражает основные положения программы по курсу "Биологическая химия". Цель и задачи методических указаний Биологическая химия характеризуется исключительно обширным объемом информации, базирующейся на знаниях общей, неорганической, органической и физической химии. По этой причине она представляет большие трудности для студента в усвоении материала. Целью настоящих указаний является оказание методической помощи студенту в усвоении основных положений биологической химии в сжатые сроки вузовского курса. Эта цель может быть достигнута лишь за счет сокращения, тривиализации и обобщений учебного материала, выделения наиболее важных положений биологических процессов и установления закономерных связей между ними. При этом перед обучаемым ставится общая задача: не ограничиваться попытками механического заучивания многочисленных объектов и явлений, а в каждом отдельно случае задаваться вопросом как и почему протекает данное явление (реакция). Выявление движущих факторов биохимических процессов будет способствовать развитию у студента способности выявлять причинно-следственные связи и логического мышления в целом. Основные задачи , поставленные перед студентом, сводятся, прежде всего, к необходимости: · усвоить систематизацию биологических объектов, обеспечивающих функционирование живой клетки (витамины, ферменты, углеводы, белки, липиды и т.д.). Установить их взаимосвязь. · постичь закономерности механизма извлечения, хранения и переноса энергии, необходимой для биосинтеза в живой клетке. · оценить биологическую роль, общие признаки и различи в анаэробном и аэробном окислении, уделив особое внимание при этом процессам брожения. · усвоить химические основы катаболизма (распада) и анаболизма (биосинтеза) основных классов биомолекул. Постичь биологическую роль и закономерности реализации основных биохимических циклов (цикла трикарбоновых кислот, глиоксилового цикла, цикла Кельвина). · изучить химию биологических жидкостей и тканей, имеющих важное практическое значение (крови, молока, виноматериалов, мяса и др.). Каждому студенту-заочнику необходимо в течение семестра выполнить и сдать на кафедру самостоятельную работу, состоящую из 10 вопросов. Варианты самостоятельных работ представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1 Варианты заданий для самостоятельной работы
2. ВИТАМИНЫ Многие витамины входят в состав клеток животных, растений и микроорганизмов, выполняя одни и те же биохимические функции. Известно более 30 витаминов, их предшественников (провитаминов) и витаминоподобных веществ. Источником витаминов для человека и животных являются растительная пища, а также продукты животного происхождения (молоко, масло, рыбий жир, печень, мясо и др.). При отсутствии витаминов в пище в организме развивается авитаминоз, при недостатке – гиповитаминоз, а при избытке витаминов – гипервитаминоз. Витаминная недостаточность может также развиваться при нарушении обмена веществ вследствие некоторых заболеваний (эндогенная недостаточность). Исторически сложилась тривиальная номенклатура, согласно которой витамины обозначали латинскими буквами (А, В, С, D). В настоящее время используют и систематическую номенклатуру. По физико-химическим свойствам витамины подразделяют на две группы: водорастворимые и жирорастворимые. Жирорастворимые витамины растворяются в неполярных растворителях (нетролинейном эфире, гексане, хлорированных углеводородах, диэтиловом эфире и др.). По биологическому действию на организм витамины делятся на несколько групп (табл. 2.1).
|