ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: Организация системы управления качеством молока (на примере ОАО ПЗ «Крымский» Сакского района АР Крым) 2009 |
Экономические - Дипломные работы по экономическим темам | ||||||||||||||||||||||||
Страница 7 из 24
Второй аналогичен анализу затрат на обеспечение качества по видам затрат на качество на основе классификации затрат А. Фейгенбаума и позволяет выявить тенденции изменения во времени как затрат на качество в целом, так и отдельных групп затрат. Третий - анализ эффективности использования финансовых ресурсов. Четвертый - анализ инвестиций в улучшение качества. Каждый из приведенных способов можно использовать как самостоятельный вид анализа затрат. Однако только их совокупное использование позволит достичь наилучшего результата по снижению и оптимизации затрат на качество. Оценивание затрат на качество является непосредственным продолжением анализа и может производиться по различным критериям. Для оценки влияния и взаимосвязи затрат на качество с экономическими показателями деятельности организации могут быть использованы общие и частные критерии. К общим относятся отношение величины затрат на качество к объему продаж, величине прибыли, себестоимости и к величине затрат на качество за предыдущий период. Перечень частных критериев определяется экономической службой организации. Обычно критерии оценки затрат на качество измеряются в процентах. Результат оценки можно представить в виде диаграммы. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что анализ и оценивание затрат на качество (в соответствии с требованиями МС ИСО 9000:2000 должны представлять средство выявления неэффективных или нерезультативных действий в организации, инициировать действия по улучшению и являться основой для разработки финансовых подходов к инновациям. Кроме того, информация, полученная руководством при анализе и оценке затрат на качество, обязательно должна быть использована при анализе системы менеджмента качества. Часто для улучшения качества требуется увеличение прямых финансовых затрат на качество. При этом снижаются расходы на устранение несоответствий или брака. Рассмотрим наиболее эффективные методы управления затратами на качество. Метод ПОД. Этот метод состоит в том, что учитываются затраты на профилактику (П), оценивание (О) дефектов продукции и на устранение дефектов (Д). Состав затрат на обеспечение качества определяется моделью калькуляции затрат ПОД рекомендуемые стандартом ИСО 9004-1/1994 как один из методов оценки затрат. Состав затрат на обеспечение качества продукции приведен в приложении а. Суммарные затраты на обеспечение качества, оцениваемые методом ПОД, включают: З=З1+З2+З3+З4 Метод учета затрат на качество, связанных с процессами, влияющими на качество продукции. По этому методу определяют «стоимость соответствия» и «стоимость несоответствия» процесса. Метод определения ущерба (потерь) от уменьшения выпуска и реализации продукции вследствие низкого ее качества. По этому методу оценивают как внутренние, так и внешние потери производителя. Метод учета затрат на качество, связанных с процессами, влияющими на качество продукции. По этому методу определяют «стоимость соответствия» и «стоимость несоответствия» процесса. Метод определения ущерба (потерь) от уменьшения выпуска и реализации продукции вследствие низкого ее качества. По этому методу оценивают как внутренние, так и внешние потери производителя. В результате проведенного анализа выявлены причины, формирующие проблему эффективного обеспечения и улучшения качества продукции. По исследованным факторам и причинам разработаны необходимые управляющие решения по устранению дефектов и повышению качества и рационального использования затрат на обеспечение качества продукции. Для достижения наилучшего эффекта и осуществление улучшений можно внедрять анализ затрат на качество совместно с системой менеджмента качества. В настоящее время на многих предприятиях и организациях внедряются системы управления качеством по стандартам ИСО серии 9000. После внедрения системы существует заинтересованность в оценке ее результативности и эффективности. Но существует сложность этой задачи, связанная с тем, что оценку результативности и эффективности можно рассматривать применительно к продукции или услуге, процессу или системе в целом, а также для всей компании или структурного подразделения, рабочего места или бизнес-процесса. Стандарт ИСО 9000 дает следующие определения: «Результативность (п. 3.2.14) - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Эффективность (п. 3.2.15) – соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами». При решении проблемы оценки результативности и эффективности СМК возникают вопросы, например, по каким именно критериям оценивать результативность и эффективности той или иной организации? Как часто необходимо оценивать результативность и эффективность СМК. Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными, ведь это зависит от размера и вида деятельности организации. Методика устанавливает критерии и порядок оценки результативности СМК организаций. Результаты оценки могут использоваться при анализе СМК руководством в составе входных данных для анализа СМК. По указанной методике можно провести расчет результативности СМК за год. Оценка результативности и эффективности включает 5 этапов. 1 этап – оценка показателей частных критериев результативности СМК; 2 этап – оценка частных критериев результативности; 3 этап – оценка экономической эффективности СМК; 4 этап – оценка результативности предприятия; 5 этап – интерпретация оценки результативности и эффективности СМК предприятия. Оценка результативности и эффективности СМК проводилась как средневзвешенная оценка пяти частных критериев результативности, разработанных с учетом п. 8.4 («Анализ данных») ИСО 9001-2001. Весовые коэффициенты частных критериев были сформированы экспертным путем и приняты равными значениям, приведенным в таблице 1.2. Таблица 1.2 – Частные критерии оценки результативности и эффективности СМК
Основными данными, которые необходимы для расчетов, являются обобщенные результаты внутренних аудитов за год, отчеты ОТК по полученным рекламациям, претензиям и жалобам потребителей на выпускаемую продукцию, показатели качества выпускаемой продукции, данные авторского надзора в процессе-эксплуатации изделий у потребителя (заказчика), результаты испытаний продукции, результаты выполнения целей в области качества, результаты оценивания поставщиков, информация о показателях качества результативности и эффективности процессов. Величина R1 определяется как средневзвешенная оценка показателей. Таблица показателей, составляющих R1 представлена в приложении б. Расчетная формула для частного критерия R1: Величина R2 определяется как средневзвешенная оценка показателей, приведенных в приложении в. Расчетная формула: Для расчета критериев R2 нами использованы весовые коэффициенты показателей γ и δ приведенные в методике. Основой для расчета частного критерия R3 являются требования ИСО 9001 и количества выявленных по результатам аудита (внешнего или внутреннего) несоответствий. R3 = 1 – n/N, Где N - количество требований ИСО 9001, применимых к деятельности предприятия, n – количество выявленных несоответствий. Частный критерий R4 характеризует степень выполнения установленных критериев результативности процессов. Показатели результативности процессов СМК и количественные критерии их оценки установлены в документированных процедурах СМК, с определенной периодичностью подвергаются анализу и оценке руководителями соответствующих процессов СМК. При проведении внутреннего аудита анализируются фактические значения критериев результативности СМК. Определяется результативность процесса по формулам: Pi = 1,0 + (АI-треб – АI-факт) Если с уменьшением AI-факт результативность процесса повышается, а с ростом понижается. Pi = 1,0 + (АI-треб – АI-факт) Если с уменьшением AI-факт результативность процесса понижается, а с ростом повышается. Разработаны и утверждены процессы СМК, приведенные в графе 2 приложения Г. Весовые коэффициенты показателей (b) определены опытным путем.
|