Помощь в учебе и работе
Главная Экономические Дипломные работы по экономическим темам ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: Организация системы управления качеством молока (на примере ОАО ПЗ «Крымский» Сакского района АР Крым) 2009
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: Организация системы управления качеством молока (на примере ОАО ПЗ «Крымский» Сакского района АР Крым) 2009 PDF Печать E-mail
Экономические - Дипломные работы по экономическим темам

 

Управление качеством — настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкуренции между производителями товаров и услуг.

Управление качеством является одной из функций предприятия по его управлению, которая фактически обеспечивает качество услуг и продукции на высоком уровне за счет разумного и грамотного управления производством и его обслуживанием [1,c.12].

Управление качеством - это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции, а также взаимодействием с внешней средой.

В работе профессора Герасимчука В. Г. управление качеством определено как аспект выполнения общей функции управления предприятием, которые определяют политику в области качества, цель и ответственность руководителей и специалистов, а так же осуществления ее при помощи таких способов, как планирование, оперативное управление, обеспечение и улучшение качества в границах системы качества [6, c.555].

Политика в сфере качества – основные направления и цель предприятия в сфере качества, которые официально сформулированы высшим руководством. Политика в сфере качества является элементом общей политики предприятия с акцентом на экономичность. Обязанности по управлению качеством лежат на руководителях всех уровней, но возглавлять его должна высшая администрация. К управлению качеством должны привлекаться все работники предприятия [8,c.45].

Управление качеством продукции, как это видно из истории его развития, это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений – это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.

В результате во всем мире стали разрабатываться системы качества продукции, которых на настоящий момент насчитывается уже несколько сотен. Их общей задачей является выпуск товаров, соответствующих требованиям потребителей по всем параметрам.

Профессор Герасимчук В. Г. дает определение системы качества как совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством [6, c.555].

Говоря, о качестве, необходимо отметить, такое понятие, как стандарты. Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов [7,c.75].

Классификация стандартов:

— международные, принятые международными организациями (ISO, IEC, ITU и др.);

— региональные, принятые региональной организацией по стандартизации, в т. ч. межгосударственные (ГОСТ), принятые Межгосударственным советом по стандартизации и соответствующими органами государств, присоединившихся к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации в рамках СНГ;

— принятые национальным органом по стандартизации.

Структура системы стандартизации состоит из 5 уровней.

Госпотребстандарт Украины — осуществляет межотраслевую координацию работ по стандартизации, включая планирование, разработку, издание, распространение и применение государственных стандартов, определяет порядок государственной регистрации нормативных документов. Принимает участие в мероприятиях по международной стандартизации.

Министерства (ведомства), государственные комитеты, органы государственной исполнительной власти — принимают участие в работах по стандартизации в пределах своей компетенции.

Подразделения (службы) стандартизации в министерствах и (или) головные (базовые) организации по стандартизации.

Технические комитеты для организации и обеспечения разработки, экспертизы, согласования и утверждения государственных стандартов и других нормативных документов по стандартизации, а также для проведения работ по международной стандартизации.

Подразделения (службы) стандартизации на предприятиях — проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по стандартизации, осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятиях, включая и подготовку к внедрению стандартов.

Нормативные документы по стандартизации делятся на категории: государственные стандарты Украины (ДСТУ), отраслевые стандарты Украины (ГСТУ), стандарты научно-технических и инженерных обществ и союзов Украины (СТТУ), технические условия Украины (ТУУ), стандарты организации (СОУ) [36,c.62].

Значительную роль в процессе контроля за качеством продукции, подъема производства и движения всей Украины по пути прогресса играет Госстандарт, а на местах - такие его подразделения. После распада СССР нашей стране досталось в наследство более 50000 стандартов (20000 - государственные, остальные отраслевые). 28 тыс. еще только предстоит оценить, как их применять в новых условиях. Не гармонизировав их к международным, в т. ч. и к российским, просто нельзя дальше работать, развивать экспорт. Старые ГОСТы - барьер не только на пути в ЕС, но уже и в страны СНГ.

Украина вводит международные стандарты сертификации своей продукции, готовясь к усилению конкуренции в связи со вступлением в ВТО.

Приоритетными сферами пересмотра национальных стандартов и приближения их к международным и европейским являются безопасность жизни и здоровья людей, энергосбережение, сельскохозяйственная продукция, а также информационные технологии.

В Украине принято 3707 стандартов, которые идентичны международным (в частности, европейским), а скорость перехода на международные стандарты в Украине выше, чем у других стран СНГ. На протяжении 2008 года в Украине было принято 1052 национальных стандартов, гармонизованных с международными и европейскими. Введение международной стандартизации продукции создаст возможности украинским производителям конкурировать на внешних рынках [16,c.15].

По словам директора департамента технического регулирования, стандартизации и метрологии Госпотребстандарта А. Нелепова, после вступления в ВТО труднее будет предприятиям, которые не вводят международные стандарты: "Каждое предприятие должно готовиться к более жесткой конкуренции. Предприятия, вводящие систему управления качеством, могут успешно работать на рынке. Тем предприятиям, которые не вводят такие стандарты, будет труднее" [30,c.32].

Ребрин Ю. И. дает следующее определение: «Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству». [28, с.123]

Система управления качеством - это структурированный набор документов, регламентирующий определенные аспекты производственной деятельности предприятия, который включает политику в области качества, руководство по качеству, методологические инструкции (описания процедур) и рабочие инструкции (протоколы, формы отчетов, описания работ и др.). В целом, указанный набор документов содержит описание наиболее типичных бизнес-процессов, имеющих отношение к качеству выпускаемой продукции и оказываемых услуг [20,c.160].

Первыми научно обоснованными системами качества были отечественная «бездефектное изготовление продукции» и зарубежная «система нуль дефектов». Это были системы обеспечения качества. Они возлагали ответственность за качество продукции на ее изготовителей (не только контролеров) и стимулировали самоконтроль.

Требования к системам качества регламентированы стандартами ДСТУ ISO 9001 (9002, 9003)-95 и ДСТУ ISO 9004-96, которые действуют в Украине до декабря 2003 года. Третья редакция стандарта ДСТУ ISO 9001-2001 «Системы управления качеством. Требования», которая уже введена в действие в Украине, заменяет и отменяет вторую редакцию стандартов ДСТУ ISO 9001 (9002, 9003)-95 редакции 1995 года. Сейчас на предприятиях Украины всех форм собственности внедряются международные системы качества согласно с ДСТУ ISO 9000. Система качества, так и система управления качеством предназначены для обеспечения качества и управления качеством в организации, и с этой точки зрения оба термина идентичны. Однако подходы к созданию и содержание этих двух систем несколько различны и определяется стандартами серии ISO 9000 соответственно второй (1994 г.) и третьей (2000 г.) редакций [16,c.17].

Государственное регулирование качества продукции осуществляется через обязательную сертификацию и касается только характеристик продукции, как безопасность, экологическая чистота, соответствие. Система качества предусматривает обеспечение, управление и улучшение качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Суть стандартов ISO заключается в универсальности этой серии. Эти стандарты не предлагают абсолютных критериев качества для отдельного вида услуг и продукции, потому что это невозможно. Качество - это способность услуг или продукции удовлетворять потребности людей, а в свою очередь потребности - разнообразны до бесконечности. Сформулированные в ИСО 9000:2000 принципы могут стать базой для формирования политики и целей организации в области качества:

- ориентация на заказчика;

- ведущая роль руководства;

- вовлечение сотрудников;

- процессоориентированный подход;

- системный подход к управлению;

- постоянное улучшение;

- подход к принятию решения, основанный на фактах;

- взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Стандарты ISO 9000 задают методологию функционирования и саморегулирования системы качества с учетом изменения запросов потребителя, а уже она в свою очередь должна обеспечивать и поддерживать высокий уровень качества услуг и продукции, другими словами - обеспечивать высокую степень удовлетворенности потребителей [31, с.32] .



 

 
Top! Top!