ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: Организация системы управления качеством молока (на примере ОАО ПЗ «Крымский» Сакского района АР Крым) 2009 |
Экономические - Дипломные работы по экономическим темам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 5 из 24
Группа "Возможности" включает в себя пять критериев: лидерство (100 баллов), политика и стратегия (80 баллов), люди (90 баллов), партнерство и ресурсы (90 баллов), процессы организацией (140 баллов). Группа "Результаты" объединяет четыре критерия: удовлетворение потребителей (200 баллов), удовлетворение работников (90 баллов), влияние на общество (60 баллов), ключевые результаты деятельности (150 баллов). Критерии группы "Возможности" дают понимание, "как" достигаются результаты. Группа "Результаты" определяет, "чего" достигла организация. Еще одна возможность совершенствования, которую предоставляют премии качества, - бенчмаркинг, или эталонное сопоставление. В завершение сформулируем преимущества, которые получают компании, участвуя в конкурсе или используя модели премий как инструмент управления. Победа в конкурсе - это признание лидерства организации со стороны бизнес-сообщества и потребителей. Бизнес-партнеры и все заинтересованные стороны получают подтверждение высокого качества работы и надежности организации. Производится независимая экспертная оценка эффективности системы управления, и определяются области, где необходимы первоочередные улучшения. Участие в конкурсе формирует имидж компании, стремящейся к улучшению качества бизнеса. Использование премии качества как инструмента управления дает следующие преимущества: - модель и критерии премий предлагают готовую стратегию развития компании; - создается эффективная система управления на принципах постоянного совершенствования; - систематизируются все действия по улучшению качества; - в основе изменений лежит самосовершенствование, динамика улучшений в компании измеряется путем самооценки; - результаты оценки организации по критериям премий сравниваются с эталонными и результатами конкурентов; - постоянно ведется поиск лучших бизнес-решений - он является катализатором вовлечения компании в процесс бенчмаркинга; - повышаются производительность и конкурентоспособность компаний на внутреннем и мировом рынках, и, как следствие, развивается национальная экономика. Больше преимуществ дает использование премий качества в роли инструмента управления. И во многих странах модели премий действительно заняли достойное место в арсенале менеджеров. В предлагаемой методике используется рейтинговая система. При правильном нормировании рейтинговые оценки удобно применять для решения таких задач как: оценка динамики улучшения качества, выявление и анализ проблем качества и т. д. Отдавая должное современным подходам к организационной самооценке, их эффективности в стратегиях улучшения качества управленческой деятельности крупных и малых предприятий, следует заметить, что критерии предлагаемых моделей не всегда понятны и могут не вполне адекватно восприниматься. Отечественные предприниматели еще не готовы полностью оперировать такими категориями, как социальная ответственность, удовлетворение потребителей, процессный подход, прозрачность и открытость. Для этого необходимо укоренение философии качества в сознании менеджеров. В качестве структурной основы для детального анализа системы управления качеством в предлагаемой методике используются требования международного стандарта сертификации систем менеджмента качества ISO 9001. Выполнение требований стандарта ISO 9001:2000 и дополнительных требований может рассматриваться как показатель качества - или система показателей качества. Требование стандарта ISO 9001:2000 о непрерывном улучшении системы менеджмента качества ставит перед организацией непростые вопросы: • какие области системы менеджмента качества отстают и нуждаются в улучшении в первую очередь? • какие элементы управления, выходящие за рамки требований ISO 9001:2000 используются другими организациями или рекомендованы авторитетными профессиональными организациями? • насколько далеко организация продвинулась в работе по постоянному улучшению системы менеджмента качества. Ответить на эти вопросы позволяет международная система рейтинга качества IQRS (International Quality Rating System) – одна из семейства рейтинговых моделей разработанных DNV (Det Norske Veritas). Будучи рейтинговой системой, IQRS позволяет сравнивать различные организации. В то же время IQRS является и системой измерения (benchmarking system), что позволяет использовать ее и для поддержания процесса улучшения организации как на этапе разработки и внедрения системы менеджмента качества, так и на этапе совершенствования СМК после сертификации [15,c.48]. IQRS представляет собой многоуровневый инструмент оценки систем менеджмента. Основные цели IQRS - измерение степени развития системы менеджмента качества, а также выявление областей потенциального улучшения с указанием на «хорошие практики», нереализованные на момент оценки. Одним из ключевых преимуществ применения рейтинговых систем является получение количественной оценки того, насколько реализована та или иная область системы менеджмента качества, что поддерживает объективность и легкость восприятия результатов, а также обоснование последующего планирования развития системы. При разработке IQRS обобщены требования, рекомендации и положения большинства из существующих признанных моделей построения и оценки систем менеджмента качества: - ISO 9001:2000 – требования к системе менеджмента качества; - ISO 9004:2000 – рекомендации по улучшению деятельности; - QS 9000 (TS 16949) – требования к поставщикам и заинтересованным сторонам; - MBNQA – критерии национальной премии по качеству США – премия Малькольма Болдриджа (Malcolm Baldridge National Quality Award); - EQA – критерии Европейской премии по качеству (European Quality Awards), разработанные Европейским обществом менеджмента качества EFQM (European Foundation for Quality Management). В результате этого обобщения получен обширный набор элементов управления качеством – так называемых «хороших практик», на наличие которых можно оценивать системы менеджмента качества организаций. Отсутствие же этих практик является основанием для анализа целесообразности их возможного внедрения, что и открывает путь для последовательного улучшения по уже проверенным на практике шагам. Для каждой из «хороших практик» составляющих критерии IQRS, эксперты DNV установили «вес», который определяет их значимость для системы менеджмента и выражается в баллах. Таким образом, в ходе оценки наличия или отсутствия в организации тех или иных «хороших практик» система менеджмента набирает определенное количество баллов по областям. Количественное представление результатов оценки удобно как для его восприятия, так и для установления измеримых целей улучшения системы менеджмента на перспективу. Кроме того, что для каждой «хорошей практики» установлен свой вес, все они классифицированы по уровням от базовых до сложных. Всего модель IQRS включает десять уровней (L1-L10), которые представлены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 - IQRS: Распределение по уровням Уровни с 1 по 3 составляют требования ISO 9001:2000. Уровни 4 и 5 повышают уровень оценки, основываясь на положениях ISO 9004:2000, а также включая ряд требований QS 9000 (TS 16949) и начальные критерии MBNQA и EQA. Уровни с 6 по 10 носят «продвинутый» характер и направлены на развитие системы менеджмента в соответствии с принципами TQM (Total Quality Management) на основе критериев европейской и американской премий по качеству. Разделение «хороших практик» на уровни позволяет организации использующей IQRS последовательно планировать свое развитие, поступательно продвигаясь от начальных уровней к более высоким и сложным. |