Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Шпаргалки по кандидатскому экзамену по философии 25 билетов Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
18.02.11 18:00


БИЛЕТ 20
1. Философия эпохи эллинизма
С конца IV в. до н.э. по VI в н.э. наступает заключительный этап развития античной философии. Это было время распада империи Александра Македонского, кризис греческой рабовладельческой демократии и становления Римской империи. Происходило слияние греческой и римской культур. В это время появляется несколько философских школ: эпикурейство, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм.
Эпикурейство. Основателем был др.греческий философ-материалист. Его философско-этическая система была направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения индивидуумом счастливой жизни. Для того чтобы стать счастливым человек должен побороть страх перед богами, перед смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями.
Человек с точки зрения Эпикура, прежде всего телесное, чувственное существо. Всякое благо и зло в жизни человека проистекает от его способности управлять своими ощущениями. Высшее благо для человека - достижение им блаженства, наслаждения. Однако удовлетворение телесных потребностей должно умиротворять душу, обеспечивать равновесность внутреннего состояния человека. Поэтому требуется жить разумно, умерено и справедливо, и достигать наслаждения духа через длительное обучение и упражнение. Эпикурейство рекомендовало избавиться от страданий через отказ от активной жизненной позиции. Проживи незаметно. Скрывайся. Таись. Освободись от влияния природных законов – таковы формулы этой философии.
Стоицизм. Основатели этого учения собирались возле живописного портика (стои) и поэтому учение стал называть стоицизмом. Учение возникло в III в до н.э. и прекратило свое существование в VI в н.э.
Ядром философского знания считалась этика. Считали природу разумной, т.к. ее сотворил Бог. Человек тоже должен поступать рационально и разумно. Поступать разумно – главный принцип этики стоицизма.
Стоики выделяли 4 вида добродетели: благоразумие, умеренность, мужество и справедливость. Зло противоположно добродетели и выражается в неразумности, необузданности, трусости и несправедливости. Считали, что ради достижения полной свободы, человек должен искоренить в себе страсти (страх, печаль, вожделение, удовольствие).
Сенека учил о необходимости подавления гнева и проповедовал любовь к ближнему, всепрощение. Основная цель жизни мудреца – выработать абсолютную невозмутимость духа, безразличию.
Идеи стоиков во многом способствовали возникновению христианских догм и нашли свое отражение в этой религии.
Скептицизм. Представители не допускали возможности достоверного знания и не верили в возможность рационального обоснования норм поведения. Невозмутимость и спокойствие духа составляет высшую степень блаженства, для достижения такого состояния надо воздерживаться от суждений, так как все равно постичь истину невозможно. Отвергали существование причины явлений, отвергали движение и возникновение, отрицали существование добра и зла. Объявив единственным критерием истины видимость, скептики всех других философов считали глупцами.
Неоплатонизм. Сторонники этого направления (Плотин, Порфирий, Прокл) придали идеям Платона мифологичность, религиозность. Считали, что во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое благо, постижимое только в сверхумном экстазе. Далее в порядке истечения из единого следует Ум и душа. Экстаз определялся как созерцание, когда душа, отбросив все чувственное и интеллектуальное возвышается над сферой бытия – ума и в восторге и воодушевлении непосредственно соприкасается со сверхъестественным, единым. Экстаз предполагает также предварительное очищение души (катарсис) прошедшей все этапы добродетельной жизни.
2.Основные концепции сущности человека
То или иное понимание человеческой природы приводит к построению существенно разных философских концепций сущности человека.
По Марксу сущность человека не присуща отдельному индивиду, она является совокупностью всех общественных отношений. Т.е. сущность человека располагается не в человеке, а в обществе. Такое толкование природы человека имеет ряд следствий:
1. Изучая конкретные общественные отношения мы изучаем живых личностей
2. Общество развивается быстрее чем природа, поэтому человек никакой мерой не ограничен и находится в непрерывном становлении
3.    Радикально изменив человеческие отношения можно кординально преобразовать человеческую природу, создать новых людей.
Из иного понимания человеческой природы исходит психоанализ, основателем которого был З. Фрейд. В природе человека сознательное и бессознательное живут по своим законам и не порождаются бытием. Психика человека подчиняется двум принципа: реальности и наслаждения. Принципом реальности руководствуется сознание, принципом наслаждения – бессознательное. Бессознательное играет огромную роль в жизни общества и человека. Это сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений. Бессознательное прежде всего состоит из сексуальных инстинктов (либидо), инстинкта превосходства над другими людьми. Бессознательное обусловливает большинство психических действий человека и может быть источником как творчества, так и разрушений в обществе.
Другая концепция природы человека обосновывается экзистенциализмом. Его представитель Сартр утверждает: нет иного творца человека кроме самого человека. Он сам создает свою сущность и, следовательно, творит себя. Причем это осуществляется не раз и навсегда, а происходит каждодневно. Человек есть существо устремленное в будущее. Человек – это будущее человека. Человек, который это осознает не может не испытывать глубокой ответственности, тревоги, отчаяния. Однако человека никто не может спасти от самого себя, он может спасти себя только сам.

БИЛЕТ 21
1.Раннехристианская философия
Раннехристианская философия охватывает 1-4 вв нашей эры. Данный период развития философии получил название патристика.
1ый этап патристики (2-3вв) связан с деятельностью так называемых апологетов: среди них выделяется фигура Оригена, впервые пытавшегося построить на основе предпосылок христианской религии целостную философскую систему. Ориген разработал доктрину о 3х смыслах Библии: телесном (буквальном), душевном (моральном), духовном (философско-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение. Разработал учение о неизбежности полного спасения, просветления и соединения с Богом всех душ духов.
2ой этап (4-5вв) характеризуется работой над систематизацией церковной доктрины. Высшей точки патристика достигает в деятельности Каппадокийского кружка (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) на греческом востоке и Августина на латинском Западе.
Августин Блаженный – крупнейший теолог христианской западной церкви. Главные работы: «О граде Божьем», «Исповедь», «О троице» и др.
Первоначально был сторонником манихейства – религиозно-философского учения, согласно которого мир олицетворял два начала: свет и тьму. Свет – нечто духовное, божественное, тьма – дьявольское, материальное. Между ними – борьба. В 33 года принял христианство.
Онтология. В трактате «О граде Божьем», который Августин писал 13 лет, христианство было представлено как целостное учение. Главная его идея – осознание полной зависимости от всевышнего.
Бог – источник бытия, источник блага. Бог - высшее бытие, в нем вечные и неизменные идеи, определяющие порядок в мире. Бог сотворил мир из ничего по своей воле. Мир не постижим. Только через откровение человек постигает достоверное знание.
История человечества по Августину – это вечная борьба 2х градов: земного и небесного. Град земной олицетворял плотское, телесное начало человека, мир зла и сатаны. Град Божий – это мир добра и Бога. Церковь – единственный представитель Бога на земле и все монархи, любая светская власть должны подчиняться церкви.
Августин определяет время как меру движения и измерения. Время сотворил Бог. Он сам находится вне времени. Для человека настоящее распадается на настоящее прошлого (память), настоящее настоящего (созерцание) и настоящее будущего (надежда).
Философия антропологии. Человек есть разумная душа, которая пользуется своим телом как орудием. Душа бессмертна.
Воля и вера, ведущие человека по жизни выше ума, который часто склонен к ошибкам. Вера – самостоятельный высший источник истины, предпосылка всякого знания.
Говоря о спасении Августин считал, что Бог предопределил одних людей к добру, спасению и блаженству, других – злу и мучениям. Без предопределения Божественной благодати человек не может иметь доброй воли.
Опираясь на учения Августина и пользуясь распадом Римской империи церковь пыталась утвердить свое политическое господство в обществе, монополизировать культуру и образование.
2.Проблема антропосоциогенеза
Проблема антропосоциогенеза – это проблема развития человека, которая включает в себя два аспекта. С одной стороны – становление, возникновение человека (антропогенез), с другой стороны становление общества (социогенез). Каково же происхождение человека? На этот вопрос наука пока не дала убедительного ответа.
Долгое время существовала теистическая концепция происхождения человека, согласно которой творцом человека и всего мира является Бог.
Дарвином была создана эволюционная теория, согласно которой человек произошел от обезьяны. Однако во второй половине 20в. была сформулирована проблема так называемого недостающего звена. Суть ее заключается в том, что до сих пор не найдена морфологически определенная форма между обезьяноподобными предками и современным человеком разумным.
Существует инопланетная версия происхождения человека, однако местонахождение планеты и сам факт ее существования остается лишь гипотезой.
В современной науке все более прочно утверждается концепция деятельной парадигмы, которая обосновывает деятельность, труд как причину происхождения человека. Известно, что человек появился почти одновременно на большой территории старого Света. Ученые сходятся во мнении, что перед предками возникли экстремальные условия, которые либо обрекали их на вымирание, либо требовали приспособления к ним. Так в ходе биологической эволюции произошла мутация развитых живых организмов, и появился новый вид и новый способ существования. Трудовая деятельность способствовала развитию мозга, изменению форм строения организма, переходу к прямохождению, развитию гортани, способствовала сплоченности людей и возникновению потребности в социальном общении. Все это в совокупности привело к развитию мыслительной и творческой деятельности людей.
Билет22
1.Философская мысль в эпоху возрождения
Возрождение – это время перехода от средневековья к Новому времени, исторический период XIV – XVI вв. начавшийся в Италии и охвативший с XV века и другие европейские страны. Это была эпоха становления простого товарно-денежного хозяйства, возрастания роли городов, процветания торговли, банковского дела, бурного развития естествознания, расцвета искусства. Произошли великие географические открытия: Америки, морского пути в Индию.
Для духовной жизни общества характерен был пересмотр традиционных религиозных, нравственных и эстетических взглядов, утверждение идей гуманизма, в центре которых фиксировалась ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, всестороннее развитие. Вся культура была переориентирована с Бога на человека.
Философия Возрождения в своем развитии прошла три этапа: ранний, период расцвета (Высокое Возрождение), поздний (модифицированное Возрождение).
Философия раннего Возрождения развивалась параллельно со средневековой схоластикой. Итальянские гуманисты (Данте, Петрарка, Боккаччо) стремились возродить идеи и дух античности, акцентируя внимание на таких вопросах как индивидуализм, моральные и социальные проблемы, сближение человека с природой, не отрицая одновременно основные положения христианского вероучения.
В эпоху Высокого Возрождения особенностью итальянской философии были приверженность к органицизму (природа как аналог человеческой жизни), натурфилософии, пантеистическому взгляду на мир. Среди мыслителей этого периода особенно выделяется Николай Кузанский. Имея религиозный сан, он серьезно занимался математикой, астрономией, медициной, географией, содействовал освобождению философии от религии.
Кузанский считал, что божественное бытие является началом мира природы и мира человека. Божественное начало, развиваясь в многообразии, распространяется, истекает на все живое, небесное, земное. Тем самым Кузанский обосновывал идею единства мира. Он считал, что Вселенная бесконечна в пространстве, и Земля не является ее центром и находится в постоянном вращении. Кузанский рассматривал природу как противоречивое явление, единство противоположностей.
Человек у Кузанского выше всех творений, кроме ангелов, и обладает творческим началом, или свободой воли. Человек способен познавать мир посредством ощущений, рассудка и разума. Разум – чисто духовная сущность, порождение самого Бога, который непознаваем.
В эпоху позднего Возрождения в философии получают распространение идеи освобождения от любых форм морали, религии. Пока мир оставался геоцентричным (Земля центр солнечной системы и Вселенной), человек мыслился несомненным центром всех связей мирового целого. Положение меняется после открытий Коперника, которые заменяют геоцентризм гелиоцентризмом (Солнце – центр солнечной системы, Вселенная центра не имеет).
Джордано Бруно, принимая гелиоцентрическую концепцию Коперника, идет дальше и высказывает идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров вселенной, о том, что разумная жизнь должна быть не только на земле.
Человек -конечное земное существо, обладает смертной душой. Человек предназначен для творческого созидания на основе познания. Познание возможно с помощью чувств, рассудка, разума, не исключая веры. Высшая ступень человеческого совершенство – самоотверженность и подвижничество ради высокой цели. Это состояние героического энтузиазма, к которому надо стремиться.
Единицей бытия Бруно считал монаду – минимум бытия. Монадой монад, верховной субстанцией является Бог, существующий во всех вещах мира и в каждой из них в отдельности.
За свои взгляды Бруно был обвинен в ереси, арестован инквизицией. Однако Бруно не отрекся от своих убеждений и был сожжен на костре. Идеи Бруно стали важным шагом в истории философии для нового мировосприятия, утвердившегося в Новое время.
2.Проблема сознания в современной философии.
Сознание – высшая форма психической активности человека как социального существа, способ бытия человека при котором ему доступен и мир и он сам. Проблемой сознания занимается психология, педагогика, социология и др. науки. В истории философии эта проблема приобретала самые различные толкования.
Философы античности рассуждали только об одной стороне сознания – его направленности на объект, не делая самого сознания предметом пристального внимания.
В средние века философы открыли новую грань проблемы сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но и прежде всего знание о собственном духовном опыте.
В новое время главное внимание стали обращать на внутренний мир человека, сознание дополнилось самосознанием, когда человек осознает самого себя.
Опираясь на достижения физиологии и медицины появляется положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой человек может приобретать знания о природе и о самом себе.
В марксистской концепции сознание, во-первых, рассматривается как функция головного мозга, а во-вторых - как необходимая сторона практической деятельности людей. Сознание возникает, функционирует, развивается в процессе взаимодействия человека с реальностью, на основании его чувственно-практической деятельности.
В современной философии трактовка сознания не является однозначной. Иррационалисты фиксируют сознание на феноменально-телесном уровне. В герменевтике сознание определяется через языковые структуры. Фрейд разделил психику человека на две сферы: сознательное, которое руководствуется принципом разума, и бессознательное, которое руководствуется принципом наслаждения.
Сегодня исследования философов сосредоточиваются в большей степени на соотношении духа и тела, физических и психических состояний. Широкое распространение получило компьютерное моделирование сознания.
К свойствам сознания можно отнести универсальность, целеполагание, творчество, непрерывная связь с языком. В структуру сознания входят такие компоненты как наука, производство, искусство, политика, мораль. Это уровни сознания, которые включают знания, ценности, нормы. Высшее выражение сознания – осознание, т.е. четко сформулированные цели поступков, действий и деятельности людей.
Отношение к себе, оценка своих возможностей – это самосознание.
БИЛЕТ 23
1. Философия эпохи просвещения
Эпоха просвещения охватывает 18 начало 19 века. Большинство мыслителей этого времени считали основной задачей просветить массы, внушить идеи своды, равенства, братства. Возникнув в Англии, идеология просвещения получает широкое распространение во Франции. Здесь идеи создания нового общественного строя воплотились в Великой Буржуазной Французской революции. Основными представителями французского просвещения были Жан Жак Руссо, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Вольтер, Монтескье.
Вольтер выступал защитником свободомыслия и освобождения человеческого разума от религиозных предрассудков. Центром его деятельности была борьба против церкви и религиозного фанатизма. Идеалом человеческого общежития считал общество, основанное на принципах разума, а идеалом человека – личность, способную пользоваться своим умом.
Жан Жак Руссо в центр своей философии ставил проблему человека и его отношения к миру. Он выделял два состояния человеческого существования: естественное, которое характеризуется равенством, свободой и справедливостью и общественное, которое находится в прямой зависимости от форм государственного правления и характеризуется ограниченностью свободы. Разделение труда, специализация, образование общественных классов превращают человека в придаток производства, порождают чувство разобщенности и неполноценности. Руссо выдвинул лозунг – «Назад к природе», имея в виду необходимость совершенствования самой цивилизации. Главный источник противоречий видел в социальном неравенстве. Разработал идеал общественного устройства на основе договорной теории государства.
Дидро, опираясь на теорию общественного договора, разоблачал вымыслы о божественном происхождении королевской власти и феодально-сословном неравенстве. Высказывался за конституционную монархию и надеялся на появление просвещенного государя.
Гельвеций считал, что основой жизнедеятельности общества являются потребности и интересы людей. Первичные потребности – физиологические, вторичные – социально-нравственные. Общественная среда – определяющий фактор жизни человека, поэтому важную роль играет форма правления, характер законов, гуманность и просвещенность монархов. Гельвеций выдвигал предложение полной ликвидации феодальных отношений и феодальной собственности.
Монтескье различает три вида государственного правления: республиканское, монархическое и деспотичное. Условием равновесия в республике считал любовь к родине и равенство, в монархии – честь, как выгодное для правителя ограничение отдельных лиц и общественных групп, в деспотии – страх. Выступал за разделение законодательной, исполнительной и судебной власти. Считал что при таком разделении возможно согласие в государстве.
Французские просветители резко осуждали феодализм, религию, критиковали религиозную мораль.
2.Смысл и предназначение человека в мире
Вопрос о смысле жизни есть вопрос предназначении человека. Вопрос не почему?, а для чего живет человек с незапамятных времен занимал человека. Альбер Камю писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том стоит или не стоит жизнь того чтобы ее прожить. Все остальное второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главных:
1) смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях. Для этого подхода характерно религиозное истолкование жизни. Суть состоит в неизбежном участии человека в богочеловеческой жизни, в подчинении судьбе, фатуму. Бог сотворил человека по своему образу и подобию, и человек своей жизнью должен проявит его.
2) смысл жизни находится за пределами жизни – в стремлении человека переустроить ее на основе добра, справедливости ради будущих поколений, их совершенства и процветания. Движение к этому светлому будущему есть прогресс. Прогресс, таким образом, предполагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни.
3) смысл жизни создается сими субъектом. Суть – жизнь не проистекает из прошлого и проектов будущего, жизнь сама по себе не имеет смысла. Только человек своей деятельностью создает свое бытие и тем самым выбирает и создает свою человеческую сущность.
Эти подходы не следует абсолютизировать, им присущи и уязвимые места: фатализм, утопизм, субъективизм.



 
 
Top! Top!