Шпаргалки по кандидатскому экзамену по философии 25 билетов |
Добавил(а) Administrator |
18.02.11 18:00 |
Страница 7 из 10
Билет №14 1.Борьба номинализма и реализма в средневековой схоластике Борьба номинализма и реализма в средневековой схоластике состояла в споре об универсалиях – общих понятиях. Реалисты утверждали, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия, существующие независимо от сознания. Такой подход подрывал догмат о Боге как возвышающемся над материальной и нематериальной природой. В реализме обычно выделяют два его вида: крайний, считающий универсалии существующими независимо от вещей, и умеренный, представители которого доказывали, что универсалии существуют трояко: до вещей в божественном разуме – как их идеи; в вещах – как их сущности; после вещей в человеческом разуме – как понятия, результат абстракции. Представители крайнего реализма – Ансельм Кентерберийский, Аделард Батский. Представители умеренного реализма – Фома Аквинский. Номиналисты считали, что реально существуют только единичные вещи, а универсалии лишь их имена, звуки голоса (Турский, Росцелин). Свой расцвет средневековый номинализм переживает в 14в. Самый выдающийся номиналист этого периода Оккам, который утверждал, что предметом познания могут быть только единичные индивидуальности. Интуитивное познание фиксирует их реальное бытие, а абстрактное познание выясняет отношения между терминами, выступающими в роли понятий о предметах. В средневековой схоластике в споре об универсалиях существовала и промежуточная позиция - концептуализм, сформулированная французским философом Абеляром. Учение концептуализма заключалось в следующем: общие понятия не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи, однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирования, умственного обособления и обобщения отдельных свойств вещей. 2.Принципы верификации, фальсификации, редакции научных теорий. Представители логического позитивизма утверждали, что проверить истинность научного утверждения можно с помощью принципа верификации. Верификация – это понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Согласно принципа верификации, всякое научно-осмысленное утверждение о мире должно быть сводимо к совокупности т.н. протокольных предположений, фиксирующих данные чистого опыта. Т.о. гносеологическим основанием принципа верификации явилась узко-эмпирическая доктрина, согласно которой познание не может выйти за пределы чувственного опыта. Следовательно, принцип верификации, сводящий знание о мире к чистому опыту, лишает научной осмысленности утверждения, непосредственно не проверяемые опытным путем. В середине 20в. Карл Поппер, следуя своей концепции критического рационализма, обосновал новый принцип познания теории. В отличие от логических позитивистов Поппер выдвинул принцип, согласно которому одной из основных задач философии является демаркация – отделение научного знания от ненаучного. Он выступил как крайний антииндуктивист, считая, что индуктивным методам нет места ни в обыденной жизни, ни в науке. Для решения этой задачи Поппер предложил принцип фальсификации. Суть его состоит в признании принципиальной опровержимости любого научного утверждения. Толкователи этого принципа утверждают: в науке истинно то, что опровержимо. В 60-80гг. 20ст. столетия появилась парадигмальная модель Томаса Куна (Парадигма – пример, образец, модель построения проблемы). Она допускала в научной рациональности существование альтернативных моделей, признанных научным сообществом, опираясь на которые, можно признавать рациональными научные знания. БИЛЕТ 15 1.Формирование классической науки и философии в XVIIвв. (И.Ньютон, Ф .Бэкон, Р. Декарт, Б.Спиноза, К.Лейбниц) Предусловием формирования философии нового времени является утверждение в Западной Европе капиталистического способа производства, становление экспериментального естествознания. Философия нового времени утверждала свои принципы в борьбе со средневековой схоластикой, религией и церковью, продолжая духовные приобретения эпохи Возрождения. Главное внимание концентрируется вокруг проблем методологии научного познания и гносеологии. На этой основе в XVIIв. в философии формируется два противоположных направления: эмпиризм и рационализм. Френсис Бэкон – английский философ. Последний философ Возрождения и первый философ Нового времени. Родоначальник англ. материализма и эмпиризма. Бэкон первый разработал основы нового метода – эмпиризма. В своем трактате «Новый органон» он пишет о том, что в основе научной деятельности должна лежать практическая целесообразность, подкрепляемая эмпирическими фактами и экспериментальными данными. Бэкон сформулировал индукцию как метод исследования законов природных явлений в целях их плодотворного использования в практической деятельности человека (восхождение разума от единичного к более сложному, всеобщему). Цель познания – установить причину явлений и фактов. Бэкон четко разграничивал области научного знания и религиозной веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки. Знания – для науки, религия – для веры. В утопической повести «Атлантида» излагает одну из первых социально-исторических картин, представляющих собой будущее развитие европейской цивилизации. Рене Декарт – основатель рационализма в философии нового времени. Был убежденным сторонником непогрешимости и суверенности разума. По его мнению, человек обязан сомневаться во всем. Я мыслю, значит, я существую. Суть высказывания: главным критерием отбрасывания лжи от истины может быть только человеческое сознание. Декарт считал, что основу мира составляют две сотворенные Богом субстанции: материя и сознание. Такая позиция называется дуализмом. Особенно ярко дуалистический характер мира выражен в человеке. В теории познания Декарт обосновывает своеобразную методологию, суть которой в признании врожденных идей, интеллектуальной интуиции. Декарт формулирует метод рационального познания – дедукцию. В труде «Правила для руководства ума» Декарт описывает 4 основных требования к познанию: 1) выделение ясных, очевидных, простых истин; 2) анализ: разделять проблему до тех пор, пока не прейдем к ясным, очевидным истинам; 3) идея синтеза – необходимо объединить части в единое целое и познать, какие же объединяющие свойства принадлежат объекту в целом; 4) достижение полноты знания путем изучения всех свойств и отношений. Исаак Ньютон – английский физик, астроном, математик, основоположник классической и небесной механики, крупнейший представитель механистического материализма 17-19вв. Материя по Ньютону является исключительно инертной субстанцией, которая допускает извечное повторение хода вещей, но исключает эволюцию. В учении об абсолютном времени как чистой длительности и абсолютном пространстве как пустом вместилище вещества Ньютон отрывает пространство и время от материи, утверждая их независимость. Бенедикт Спиноза является представителем рационализма и обосновывает монистическое учение о материальности мира. Центральный пункт онтологии – тождество бога и природы, под которой он понимал единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала. Качественная характеристика субстанции раскрывается в понятии атрибута, как неотъемлемого свойства субстанции. Число атрибутов бесконечно, но человеку может открываться только два: протяжение и мышление. Спиноза был убежден, что весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом. В области теории познания Спиноза разработал учение о 3х родах познания: 1ый род знания – чувственное познание, называемое также мнением. Понимание или рассудок -2ой род познания – это работа интеллекта по формированию понятий и категорий. 3ий род познания – интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания. Философскую систему Спинозы завершает этика, центральное понятие которой – свободный человек, руководствующийся в своей деятельности только разумом. Библия излишня для свободного человека, руководствующегося разумом, но необходима для толпы, которая живет страстями. Спиноза присоединяется к договорной теории государства и выступает на защиту свободы мысли, слова, совести. Лейбниц – немецкий ученый и философ, основатель теории о монадах. Монада – единица бытия. Вся вселенная состоит из множества монад, которые находятся между собой в отношениях определенной Богом гармонии. Из простых монад возникают сложные: камни, растения, животные, люди. Высшая монада – монада духа, обладающая разумом, но совершенна только одна монада – Бог, именно по его замыслу развивается мир. Лейбниц учил о прирожденной способности ума к познанию ряда идей (высшие категории Бытия – Я, бытие, восприятие) и истин (всеобщие и необходимые идеи логики и математики). Однако эта прирожденная способность дана не в готовом виде, а как задаток, предрасположенность. Лейбниц ввел разделение всех истин на истины разума и истины фактора, закрепляя за первыми свойство необходимости, а за вторыми – случайности. В логике развил учение об анализе и синтезе. Впервые сформулировал закон достаточного основания, ему принадлежит принятая в современной логике формулировка закона тождества. 2. Философское понимание бытия. Его структура и атрибуты. Философское понимание бытия определяет решение основного вопроса философии. Так, например, диалектический материализм исходит из материалистического решения основного вопроса философии и определяет бытие как философскую категорию, обозначающую реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Бытие включает в себя: бытие человека, бытие мира, включающего человека и бытие мира без человека. Существует три взаимосвязанных формы бытия человека. Во-первых – это предметно-практическая деятельность. Как физическое тело, человек воздействует на другие физические тела с целью удовлетворения собственных потребностей как материального, так и духовного характера. Во – вторых – это социальная деятельность человека в рамках общества, взаимосвязь с другими людьми. В-третьих, форма бытия человека проявляется в утверждении себя как личности. При этом человек вырабатывает свои идеалы, предпочтения, ценностные ориентации. Бытие мира, включающего человека. Человек в своей истории преобразует мир, творит искусственную природу, по мере прогресса все больше наступает на нее. В связи с этим возрастает антропологическая нагрузка на окружающий мир, все более актуальной становится проблема приближающейся экологической катастрофы. Бытие мира без человека. Известно, что мир существовал и до появления человека. Несомненным является то, что познание бытия человеком является относительным, неполным и представляет собой вечный процесс постижения всего существующего. Материя – это философская категория, которая используется для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая фотографируется, копируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них. Материя неисчерпаема, т.е. многообразие конкретных вещей, в которых она существует бесконечно. Свойства материи многочисленны, но главными являются движение, пространство, время. Движение – это способ существования материи, любые изменения состояния объектов, взаимодействия между ними. Выделяют три основные группы форм движения материи: 1) в неорганической природе – движение элементарных частиц и полей, звуковые колебания, изменения агрегатных состояний; 2) движение в живой природе – совокупность жизненных процессов в организмах; движение в обществе – многообразные проявления деятельности людей. Пространство – форма существования материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частиц. Время - форма существования материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Основными характеристиками пространства и времени являются абсолютность, как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением; объективность и независимость от сознания человека. Выделяют понятия социальное пространство и социальное время. Социальное пространство – предметы и место бытия человека (территория, отношение к окружающей среде). Социальное время – форма бытия общества, которая выражает длительность исторических процессов, их смену в результате деятельности людей. БИЛЕТ 16 1.Иррационалистическая философия XIXв. (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше) Иррационализм (неразумный, бессознательный) используется для обозначения идеалистических течений в философии, которые в противоположность рационализму ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и выдвигают на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, чувство, интуицию, воображение, инстинкт. В XIXв. возникает несколько направлений иррационализма, основными представителями которых были Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. Шопенгауер сущностью мира считал волю к жизни, недоступную познанию. Объединение множества воль образуют единую мировую волю. От её проявления зависят поступки человека. Интеллект человека, порожденный волей к жизни, ограничен целями самосохранения, борьбы за существование, удовлетворением потребностей. Постигать мир человек может лишь внутренним опытом, сверхразумной интуицией. Кьеркегор несостоятельность рационализма видел в том, что для него истинно только то, что можно выразить с помощью понятий и силлогизмов, где единичному место лишь в малой посылке. Но именно в единичном, случайном содержится бесконечная ценность, с ним связана высшая, т.е. жизненная истина. В подавлении единичного общим видел деградацию и христианской религии и всей культуры. На пути к Богу человек проходит три качественно различные стадии – эстетическую, этическую и религиозную. Эстетически живущий индивид достигает эмоционального наслаждения отказом от обретения истины своего существования; этот отказ влечет за собой неудовлетворенность и отчаяние, однако это ещё не истинное отчаяние. Последнее наступает на этической стадии и приводит человека к осознанию религиозного значения своей личности. Другого пути к Богу по Кьеркегору нет. Ницше. Как и Шопенгауер Ницше говорил о мировой воле – основе всего сущего. Но это уже не воля к жизни, а воля к власти. Мир - это хаос, не имеющий ни порядка, ни единства и в нем идет бесконечная борьба воль за превосходство. Слепая, безотчетная воля к власти утверждает в мире власть сильных над слабыми – это и есть естественный порядок вещей. Свою философию Ницше рассматривал как переоценку ценностей. Подобная переоценка прежде всего касалась идеологии и морали христианства, которую Ницше отвергал как идеологию и мораль рабов. Ницше делит общество на высших и низших. Именно высшие, элита должны управлять низшими, которых он называл стадом, толпой, массой. Высших должен возглавить сверхчеловек, имеющий силу и волю к власти. Культ Ницше, культ лучших и избранных (культ сверхчеловека). Ницше стал предтечей идеологов фашизма, которые объявили войну слабым. Которых надо покорить или уничтожить в угоду сильным. 2.Теория истины в философии и науке. Критерии истины. Цель любой формы познания – истина. Постоянный и необходимый спутник истины – заблуждение. Категории истина и заблуждение – ключевые в теории познания. Заблуждение – это знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результата познания отдельных её сторон. Заблуждение может иметь различные формы: научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские. Заблуждение следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных целях и ошибки – результата неправильных действий индивида в любой сфере деятельности. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Свойства истины: 1) Объективность – конечная обусловленность реальной действительностью, практикой; независимость от отдельных людей. 2) субъективность – истину познают люди, выражающие её в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях). 3) Конкретность – предполагает точный учет условий, в которых находится объект познания (условия, время, приборы). Объективный характер истины имеет две стороны: абсолютную и относительную. Абсолютная истина понимается как идеал, предельное, полное, исчерпывающее знание о предмете и одновременно как тот элемент познания, который никогда не будет опровергнут. Относительная истина – это ступень в постижении абсолютной истины, это процесс всё более полного и точного познания объективной истины. Проблема истины и заблуждения всегда интересовала философов. Понимание истины как соответствие знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности к Аристотелю. Эта традиция в понимании истины была продолжена в философии нового времени (Бекон, Спиноза, Дидро, Ломоносов, Фейербах и др.). В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин) или как согласие мышления с самим собой (Кант). Немецкий классический идеализм вносит в трактовку истины диалектический подход. По Гегелю истина есть диалектический процесс развития знания, система понятий, суждений, теорий. Теория зрелых сторонников эмпиризма состоит в понимании истины как соответствия мышления ощущениям субъекта (Юм) или как соответствие идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм). Неопозитивисты рассматривали истинность как согласованность предложений науки с чувственным опытом. Представители экзистенциализма трактуют истину как форму психологического состояния личности. В качестве критерия истины выдвигались общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху (прагматизм); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов; Декарт критерием истины считал ясность и отчетливость знаний. Решающим критерием истины считается общественно-историческая практика. Однако проверка истинности практикой не есть какой-то одноразовый акт, это процесс, который носит исторический и диалектический характер, т.е. критерий практики является и абсолютным и относительным. абсолютен в том смысле, что только практика может доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, т.к. сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может в каждый данный момент сразу и полностью доказать те или иные выводы. Практика сочетается с объективной основой множества других критериев (логический, внутринаучный и другие). |