Шпаргалки по кандидатскому экзамену по философии 25 билетов |
Добавил(а) Administrator |
18.02.11 18:00 |
Страница 3 из 10
БИЛЕТ 31.Философия Платона Выдающийся философ античности (5-4вв до н.э.), оставил после себя большое философское наследие. Кроме Апологии Сократа, Законов, эпиграмм, писем он написал 34 работы в форме диалога. Платон впервые вводит жанр диалога в круг философской литературы. Платон – первый греческий философ, создавший целостную концепцию объективного идеализма. Он считал, что мир идей, мыслей первичен. Идеи являются неизменными, неподвижными, вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинного познания. Между миром идей (подлинным бытием) и небытием (материей) существует по Платону кажущееся бытие, т.е. мир чувственно воспринимаемых явлений и вещей. Много внимания Платон уделяет иерархизации идей. Выше всего стоит идее красоты и добра. Познание или достижение этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценной жизни. Согласно Платону познание разделяется на чувственное и истинное. Предметом чувственного познания является материальный, вторичный мир. Истинное познание – познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Ядром гносеологических концепций Платона является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познавала в то время, когда ещё не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности. Много внимания уделяется человеку, который представляет собой единство души и тела. Однако тело однозначно подчиняется душе. Душа бессмертна и воплощается в разных телах и вещах. Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей: разума, воли, желания и чувственности. В соответствии с тем, какая из этих частей преобладает, человек ориентируется в жизни. Обладатели разума – мудрецы, философы, им присущи высшие стремления, такие люди должны управлять государством. Души, в которых доминирует воля и страсть, принадлежат стражникам и воинам, они должны охранять государство. Души, обладающие вожделением, стремлением к материальным благам и чувственным наслаждениям, принадлежат крестьянам, торговцам, ремесленникам, они должны заниматься производством. Платон отвергает учение о материальной сущности мира. Космос только один, он не вечен, так как был сотворен. Он конечен и имеет шаровидную форму. Центром космоса является земля, окруженная планетами. Создателя Платон называет Демиургом. Именно он сообщил миру определенный порядок и последовательность. Платон создал теорию идеального государства. Оно возникает как общество трех социальных групп: правителей – философов, стратегов – воинов, производителей – земледельцев и ремесленников. Трем сословиям соответствует три из четырех добродетелей. Мудрость – философов, храбрость - воинов, умеренность – добродетель народа. Четвертая добродетель - справедливость – является надсословной. Социальной функции идеального государства соответствует предложенная Платоном система воспитания. В ней важное место занимает гимнастика, чтение, арифметика, геометрия. Правители, кроме того, должны изучать философию. Искусство Платон оценивает низко. Считает его подражанием материальному миру, т.е. неподлинному бытию. Идеи Платона оказали сильнейшее влияние на последующее развитие философского мировоззрения. 2. Социальные качества человека. Типология личности. Личность – единство телесных и духовных качеств человека, его внутренняя сущность. Индивид –отдельный человек, который рассматривается как единичный представитель рода человеческого, как член какой-то социальной группы. Индивидуальность – уникальность, неповторимость, конкретные, присущие только этому человеку свойства. Черты личности закладываются еще в утробный период развития человека, отношения матери со свом плодом. Затем эти черты развиваются и обогащаются по мере взросления человека, его учебы, трудовой деятельности, освоения опыта других. Т.е. становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может утратить личностные черты вследствие алкоголизма, наркомания или др. тяжелых заболеваний. Выделяют прежде всего т.н. физическую личность. Это тело, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Социальная личность – складывается в общении людей. Социальную структуру личности формируют все формы самоутверждения человека в обществе: в профессии, дружбе, любви и др. Духовная личность – внутреннее душевное состояние, отражающее устремленность к духовным ценностям и идеалам. Можно выделить несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человека. Первый тип – деятели – для них главное активно действовать изменять мир, других людей, самого себя. Второй тип – мыслители – это люди, которые приходят в мир, чтоюы смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался огромным авторитетом, недаром многие великие мудрецы и пророки считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Третий тип – люди чувств и эмоций – они воспринимают мир через сердце, остро чувствуют. Это деятели литературы и искусства. Четвертый тип – гуманисты и подвижники – готовы служить другим людям, делать им добро. Их сила в вере в свое предназначение, в любви к людям и ко всему живому. Дело их жизни – милосердие. БИЛЕТ 4 1.Философия Древнего Китая В 13-3вв. до н.э. в Китае шел процесс формирования государственности и китайской народности. В условиях существования религиозно- мифологического мировоззрения утверждался культ неба, как некоего божественного начала. Древнекитайская философия связана с книгами- Перемен, Песен, Обрядов, Истории, Летописей – которые являлись основой мировоззрения образованных китайцев. В книгах даются ответы на вопросы что есть добро и зло, откуда произошло зло, что надо делать человеку чтобы меньше страдать и др. К 5-4вв. до н.э. в Китае сложилось около десяти философских школ, главными из которых были даосизм, конфуцианство, моизм. Даосизм – учение наивно-материалистического характера. Возникло во 2-ой половине 1-го тысячелетия до н.э. Основателем традиционно считался Лао-Цзы, однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-Цзы. Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао – пути, естественном, извечном и всеобщем законе спонтанного возникновения, развития и исчезновения Вселенной. Основные идеи Лао-Цзы: все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути. В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они переходят в свою противоположность. Человек должен следовать естественности вещей и не должен вмешиваться в ход развития. Такой принцип недеяния должен привести к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил, и приводит к неудаче и гибели. Поэтому мудрый правитель следует Дао, не делая ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Конфуцианство. Первым этапом становления конфуцианства была деятельность самого Конфуция. В его изложении Конфуцианство было этико-политическим учением, в котором центральное место занимали вопросы нравственности, природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления государством. Исходной для Конфуция можно считать концепцию неба и небесного веления. Небо – это часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу человека (жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность – зависят от неба). Человек, наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (Дао) и совершенствовать их при помощи обучения. Цель совершенствования – достижение уровня благородного мужа, доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим. Центральное место в учении Конфуция занимает концепция человечности – закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве в соответствии с принципом «Чего не желаешь себе, того не делай другим». На базе этих этических теорий Конфуций развивал свои политические концепции, выступая за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна стать семья. После смерти Конфуция конфуцианство распалось на 8 школ, важное значение среди которых имели лишь две: идеалистическая школа Мен-Цзы и материалистическая – Сюнь-Цзы. Конфуцианство соперничало, сосуществовало и боролось с Буддизмом и Даосизмом. Моизм (5-3вв. до н.э.). Основатель – Мо-Цзы или Мо-Ди. Различают два этапа деятельности школы: 1) ранний, когда Моизм обладал определенной религиозной окраской; 2) поздний – когда почти полностью от нее освободился. Основная идея философии Мо-Цзы – всеобщая любовь, почитание мудрости, единства. В соответствии с тем, как человек будет воплощать в жизнь принцип любви, выражающий небесную волю, небесный владыка награждает или наказывает его. Мо-Цзы был против судьбы – жизнь человека определяется действиями, против агрессивных войн – величайшего преступления. Поздние моисты сосредоточили свое внимание на вопросах логики и гносеологии. Критерием истины для них было фактическое использование знания для реализации интересов народа, утверждения взаимной любви и выгоды. 2.Познание как предмет философского анализа. Вненаучные формы познания. Познание – процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Существует несколько точек зрений на то, познаваем ли мир. Представители идеализма и материализма решают этот вопрос положительно. Представители агностицизма отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Сторонники скептицизма не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, не сомневаясь, останавливаются на отрицательном результате. В античности знание понималось в единстве с его предметом, поэтому преимущественно изучался процесс, посредством которого предмет переводится в состояние знания. Крупнейший шаг в развитии теории познания был сделан европейской философией 17-18 вв., главными для которой стали проблемы связи «Я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта, первичных и вторичных качеств. В это время проблематика теории познания занимала центральное место в философии. Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление рационализма и эмпиризма. Рационализм – разум основа познания и поведения людей. Эмпиризм – источник знания чувственный опыт. Представителям немецкой классической философии удалось разрешить спор об источниках достоверного знания. Спор между эмпиризмом и рационализмом. Немецкие философы первыми поняли односторонний характер этой проблемы, т.к. познание опирается на единство как чувственного так и рационального знания. В современной западной философии к гносеологическим проблемам существует несколько подходов. С точки зрения логического позитивизма идеалом осмысленности было научное знание. Все предложения науки можно разделить на синтетические (высказывания эмпирических наук) и аналитические (истины логики, математики). Классические философские проблемы не имеют смысла, т.к. ответы на них не могут быть отнесены ни к синтетическим ни к аналитическим высказываниям. Представители аналитической философии переводили гносеологические проблемы в сферу языка и их решение на основе анализа языковых средств и выражений. Формы познавательной деятельности многообразны. Рассмотрим некоторые из них. 1. Обыденно-практическое познание, основанное на опыте повседневной жизни, практике людей. Полученные на этой базе знания носят хотя и прочный, но разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений и правил. 2. Игровое познание. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатство культуры (деловые, спортивные игры, игра актеров). Мифологическое познание – фактическое отражение реальности является художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывается определенное знание о природе, космосе, самих людях, условиях их бытия, формах общения и т.д. Художественно-образная форма познания – наиболее развитое выражение получила в искусстве. Познавательная функция искусства реализуется посредством системы художественных образов. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или иной форме знания о разных людях, о тех или иных странах и народах, их обычаях, нраве, быте и т.д. Религиозное познание – обусловлено непосредственно эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними природными и социальными силами. Религиозное представление содержит определенные знания о действительности, хотя нередко и превратное. 6. Иррациональная форма познания – опирается на подсознательные инстинктивные компоненты мышления. БИЛЕТ 5 1.Общая характеристика и основные этапы средневековой философии. Хронологический период охватывает V-XVвв. Специфику философских проблем и выбор способов их разрешения определяли принципы: 1) откровения; 2) монотеизма (единобожия). Главное отличие средневековой философии состоит в том, что вся она была пронизана проблемами религии. Европейская философия стала служанкой религии и пыталась решить философские проблемы с позиции 1) теоцентризма (Бог – источник и причина всего сущего), 2)креационизма (создание Богом из ничего живой и неживой природы), 3) провиденциализма (всем управляет божественное провидение). В средневековой философии четко выделяется два этапа: 1) патристика I-IVвв. 2) схоластика XI-XV вв. Вершина патристики – Августин Блаженный (Vв), идеи которого определили развитие европейской философии. Основные труды – «О граде Божьем», «Исповедь», «О троице». Фома Аквинский (XIIIв.)- пик средневековой схоластики. Основные труды – «Сумма теологий», «Сумма против язычников». На этапе патристики происходит интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, в которой философские элементы платонизма играют определяющую роль. На этапе схоластики - систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием наследия Аристотеля. Патристика – термин, обозначающий совокупность теолого-философских взглядов христианских мыслителей. Первый период патристики (2-3вв) представлен деятельностью апологетов. Выделяется фигура Оригена, впервые пытавшегося построить на основе предпосылок христианской религии целостную философскую систему. Второй период – классическая патристика (4-5вв) - формирование философских принципов христианского учения и его систематизация. Основные представители этого периода - Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Блаженный. Третий период – стабилизация христианской догматики. Патристика защищала монотеизм, онтология была построена вокруг бога как абсолютного бытия. Космос – есть творение, и стоит ниже своего творца. Схоластика явилась завершающим этапом средневековой философии. Особенность – соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой, т.е. когда посредством человеческого разума пытались обосновать принятые на веру идеи и формулы. Схоластика в своём развитии прошла три этапа. 1. Ранняя схоластика – 10-12вв. – сложилась в условиях подъема феодальной цивилизации и папской власти, под влиянием Августиновского платонизма. 2. Зрелая схоластика (12-13вв.) развивалась в средневековых университетах. Её общеевропейским центром был Парижский университет. Платонизм постепенно вытесняется аристотелизмом. Фома Аквинский. 3. Поздняя схоластика (13-14вв.) Представители настаивали на теории двойственной истины (учение о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот), разрушавшую схоластическую гармонию веры и разума. Осн. представители – Бэкон, Уильям Оккам и др. Такова общая характеристика средневековой философии и её этапов. 2. Особенности научного познания. Строение и динамика научного знания. К основным особенностям научного познания можно отнести следующие: 1. Основная задача научного знания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции. Научное познание, опираясь на различные средства и методы, даёт нам объективную истину, исключающую косность, догматизм, предвзятость. |