Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Шпаргалки по кандидатскому экзамену по философии 25 билетов Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
18.02.11 18:00


БИЛЕТ 1
1.Предмет и предназначение философии, философия как мировоззрение и методология познания мира.
Мировоззрение – система представлений о мире и о месте человека в нем, о ценностных ориентациях, волевых побуждениях, которые определяют жизненную позицию субъекта.
В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1) познавательный – базируется на повседневных, профессиональных, научных знаниях; 2) ценностно-нормативный компонент – включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы; 3) эмоционально-волевой компонент необходим для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических действиях, превратились в личные взгляды, убеждения, установки; 4) практический компонент.
Исторически сложилось несколько типов мировоззрения. Наиболее ранним типом считается мифология. Мифология была свойственна первобытному обществу. Главной особенностью мифологического мировоззрения было очеловечивание окружающей среды, наделение её свойствами человека, его души и тела. То же, что не поддавалось объяснению, наделялось сверхъестественными качествами. Т.о. мифологическое мировоззрение носило описательный характер, основывалось на слепой вере.
Религиозное мировоззрение - особая форма общественного и индивидуального сознания, основанная на вере в бога и высшую справедливость. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Специфика религии состоит в том, что основным её элементом является культовая система, направленная на установление отношений со сверхъестественным.
Особым типом мировоззрения является философия. Она даёт логическое научное объяснение действительности и обосновывает систему духовных ценностей человека, т.е. мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный характер. Термин «философия» употребляется впервые у Пифагора (греч. филео + софия = любовь к мудрости). В качестве названия особой науки термин впервые употребляется у Платона.
Первичный смысл философии сводился к тому, что первые философы были конденсаторами самых необходимых для человека знаний. По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приемов исследования начался процесс дифференциации знания, выделение математики, астрономии, медицины и др. наук. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие и обогащение собственно философских представлений, возникли различные философские теории и течения.
Отправной теоретический пункт всякого философского учения – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, а также вопрос о познаваемости мира.
Предметом философии как науки является: познание бытия, взаимосвязей человека с природой и другими людьми; познание социума, человеческого сообщества; познание человека в многообразных проявлениях его сущности.




2.Методология научного познания. Этика науки.
Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Понятие методология имеет два основных значения: 1)система определенных способов, приёмов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности; 2)учение об этой системе, теория метода.
Методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике.
Методы научного исследования могут классифицироваться как специальные (применяемые в рамках отдельных наук), общенаучные (имеют своей основой общеметодологические закономерности познания – наблюдение, эксперимент, моделирование), универсальные (применяются во всех сферах познавательной деятельности, основаны на общефилософских закономерностях понимания мира, мышления, процесса познания – принцип историзма, диалектические противоположности и др.).
Назовем общелогические приемы познания - анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Методы чувственного познания – наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Методы рационального уровня – идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, мысленный эксперимент, единство исторического и логического.
В науке взаимоотношения между теми, кто в ней занят и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется и что считается неприемлемым для ученого в разных ситуациях. В нормах научной этики находят свое воплощение 1) общечеловеческие моральные требования и запреты (не укради, не лги); 2) этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических и характерных для науки ценностей, первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины; 3) нормы научной этики не требуют чтобы результат исследования был истинным знанием. Они требуют чтобы он был новым знанием и, так или иначе – логически и эмпирически - обоснованным.
В современной науке особую остроту приобрели вопросы, кающиеся проблемы взаимоотношения науки с обществом, т.е. проблема социальной ответственности ученого. Особенно остро эта проблема встала в таких областях науки как генная инженерия, биотехнология, генетические исследования человека.
Если еще недавно НТП считался единственной опорой прогресса человечества, то сегодня все чаще встает вопрос об отрицании гуманистической сущности науки. Действительно, можно ли говорить о социально-нравственной роли науки, когда её достижения используются для создания оружия массового поражения в то время как множество людей ежегодно умирают от голода. Т.е. НТП не только обостряет многие существующие противоречия, но и порождает новые. НТП необратим, поэтому ученые должны действовать со знанием своей социальной ответственности.

БИЛЕТ 2
1.    Основные направления и тенденции в развитии античной философии
Античная означает древняя и употребляется для обозначения истории, культуры Др. Греции и Др. Рима.
Выделяют три этапа античной философии: 1) древнегреческий (6-5в до н.э.) - в центре внимания проблемы космоса и природы; 2) классический (5-4в до н.э., Платон, Аристотель) – в центре проблема человека, его сущности, познавательных способностей; 3) греко-римский или эллинистический этап (4в до н.э. – 4в н.э. эпикурейство, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм) - период упадка греческой демократии перемещение центра духовной жизни в столицу римской империи.
Первой философской школой в европейской цивилизации была милетская школа. Ее представители Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Занимались астрономией, географией, математикой и др. науками и дали первую письменно зафиксированную немифологическую картину мира. Считали, что в основе всего существующее лежит вода, или неопределенная материя, или воздух. Эти субстанции воплощаются в земные стихии и в самого человека.
Основателем пифагорейской школы был Пифагор. Он утвердил математику как научную дисциплину, ввел понятие «философия» и считал, что началом всего является число. читал что вечный мир доступен только интеллекту, но не чувствам. Душа бессмертна, она бесконечно мигрирует в телах людей и даже животных.
Среди выдающихся философов ранней античности назовем Гераклита, Демокрита, Сократа, Эмпедокла.
Гераклит в качестве начала вселенной рассматривает огонь. Все предметы природы рождаются из огня и, исчезая, снова превращаются в огонь. Гераклит первый начал различать чувственное и рациональное познание и был основателем стихийной (огонь) диалектики. Ему принадлежат высказывания: «все течет, все изменяется», «нельзя войти в одну и ту же реку дважды».
Представители Элейской школы (Зенон, Парменид) первые в истолковании субстанций перешли от природных стихий к бытию. Бытие – это центральное понятие их философии. Считали, что истина основывается на рациональном познании, а не на чувствах.
Эмпедокл известен теорией о 4х элементах - корнями всех вещей является воздух, вода, огонь и земля. Сочетаясь в определенных пропорциях, они образуют вещи. Известна и теория пор и истечений: от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные истечения, которые проникают в поры органов чувств. Этой теорией Эмпедокл объяснял все физические и физиологические процессы.
Демокрит учение о бытии сводил к двум основным положениям: 1) все вещи образуются из сочетания атомов (соединяясь и разделяясь атомы образуют все многообразие мира. Вещи различаются по количеству атомов, их форме, положению); 2) атомы вечно движутся в окружающей их пустоте. Человек – тоже скопление атомов, но отличается от других вещей наличием души. Демокрит разделял чувственное и рациональное познание. Чувства считал исходным пунктом познания, однако природу вещей можно постичь только умом. Был ярым сторонником демократии, основой которой должны быть закон и добродетель.
В 5в до н.э. стали появляться платные учителя красноречия и других знаний. Их стали называть софистами. В их философии человек становится единственным бытием, и только в себе самом человек может найти истину. С этого времени на первый план выходит проблема отношения человека к миру.
Важнейшая заслуга древнегреческого философа Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Свой метод философствования Сократ называл майевтикой или повивальным искусством. Свою основную задачу видел в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других находить истину. Беседы протекали в поисках ответа на к.-л. вопрос, и в ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признанные неверными.
Сократ впервые стал использовать индуктивные доказательства – выведение общих знаний из частных.
В этике Сократ придерживался точки зрения согласно которой добродетель тождественна знанию и что человек, знающий что такое добро, никогда не поступит дурно.
Сократ имел многочисленных последователей. Наибольшую известность получили киники и киренаики. Киники стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной оценке на себе определенного образа жизни. Так Диоген жил в бочке, сведя до минимума свои потребности. Киники стремились жить не по законам общества, отвергая общепринятые нормы поведения, а по своим собственным законам. Философия киников (преобладание этики над другими философскими дисциплинами) послужила источником стоицизма. Образ жизни киников оказал влияние на формирование христианского аскетизма. Киренаики (Киренская школа) в центре своей философии ставили этику. Считали, что поведение человека определяется его душой, которая имеет два состояния: плавное и резкое. Первое порождает наслаждение, второе – страдания и боль. Целью жизни считается счастье или возможность получить наслаждение. Но при этом надо оставаться свободным, не быть рабом жизненных благ, сохранять благоразумие.
2. Философское понимание бытия. Его структура и атрибуты.
Философское понимание бытия определяет решение основного вопроса философии. Так, например, диалектический материализм исходит из материалистического решения основного вопроса философии и определяет бытие как философскую категорию, обозначающую реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.
Бытие включает в себя: бытие человека, бытие мира, включающего человека и бытие мира без человека.
Существует три взаимосвязанных формы бытия человека. Во-первых – это предметно-практическая деятельность. Как физическое тело, человек воздействует на другие физические тела с целью удовлетворения собственных потребностей как материального, так и духовного характера. Во – вторых – это социальная деятельность человека в рамках общества, взаимосвязь с другими людьми. В-третьих, форма бытия человека проявляется в утверждении себя как личности. При этом человек вырабатывает свои идеалы, предпочтения, ценностные ориентации.
Бытие мира, включающего человека. Человек в своей истории преобразует мир, творит искусственную природу, по мере прогресса все больше наступает на нее. В связи с этим возрастает антропологическая нагрузка на окружающий мир, все более актуальной становится проблема приближающейся экологической катастрофы.
Бытие мира без человека. Известно, что мир существовал и до появления человека. Несомненным является то, что познание бытия человеком является относительным, неполным и представляет собой вечный процесс постижения всего существующего.
Материя – это философская категория, которая используется для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая фотографируется, копируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них. Материя неисчерпаема, т.е. многообразие конкретных вещей, в которых она существует бесконечно.
Свойства материи многочисленны, но главными являются движение, пространство, время.
Движение – это способ существования материи, любые изменения состояния объектов, взаимодействия между ними. Выделяют три основные группы форм движения материи: 1) в неорганической природе – движение элементарных частиц и полей, звуковые колебания, изменения агрегатных состояний; 2) движение в живой природе – совокупность жизненных процессов в организмах; движение в обществе – многообразные проявления деятельности людей.
Пространство – форма существования материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частиц.
Время - форма существования материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем.
Основными характеристиками пространства и времени являются абсолютность, как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением; объективность и независимость от сознания человека.
Выделяют понятия социальное пространство и социальное время.
Социальное пространство – предметы и место бытия человека (территория, отношение к окружающей среде).
Социальное время – форма бытия общества, которая выражает длительность исторических процессов, их смену в результате деятельности людей.


 
 
Top! Top!