Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Шпаргалки по кандидатскому экзамену по философии 25 билетов Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
18.02.11 18:00


3. Научное познание предполагает системность знаний, их обоснованность, доказательность. В то же время наука не исключает гипотез, предположений, догадок, вероятностных суждений. А это требует логико-методологической подготовки исследователей, их философской культуры, постоянного совершенствования своего мышления.
4. Научное познание требует не только специального языка научных исследований, но и специальных орудий, приборов, материальных средств.
5. Наука ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть руководством к действию по изучению окружающей действительности и управлению процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы практически действовать не только в настоящем, но и в будущем.
Научное знание – это процесс, т.е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент и его формы – суждения, понятия – тоже присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация – характерные признаки эмпирического познания.
Теоретический уровень знаний предполагает использование таких исследовательских средств как мысленный эксперимент, метод построения теории, методы логического и исторического исследования и др. При этом преобладают рациональные начала, а живое созерцание играет подчиненную роль. Теоретическое знание имеет такие структурные компоненты как проблему, гипотезу, теорию. Проблема – это то, что нужно познать. Проблема как процесс включает два основных компонента: постановка и решение. Гипотеза – предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве.
Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области действительности.
Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. рост, изменение, развитие. Этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к преднауке, от преднауки к науке, от незнания к знанию и т.п.


БИЛЕТ 6
1.Социально-политические утопии XVI-XVII вв.
(Т.Мор, Т. Кампанелла)
Всемирную известность Томасу Мору принес его трактат «Утопия», который содержал описание идеального строя фантастического острова Утопия (греч. – место которого нет). Здесь Мор впервые изобразил общество, где ликвидирована частная собственность и введено равенство потребления, а также обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, наиболее тяжелые работы выполняют преступники. Политический строй утопии основан на принципах выборности и старшинства.
Утопия Томмазо Кампанеллы – «Город солнца» представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества. В идеальной общине у Капанеллы упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством; труд обязателен для всех; огромное внимание уделяется развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Руководство общиной находится в руках учено-жреческой касты. Осуществление своей программы возлагал на европейских государей и римского папу.
Т.о. утопия – изображение идеального общественного строя. Социально-политическим утопиям присуща убежденность, что частная собственность является источником всех бед в обществе, поэтому авторы формулируют такие принципы построения разумного общественного строя: общность потребления и идея общественной собственности, организация хозяйственной жизни общества как единого целого, обязательное трудовое участие.
Социально-политические утопии послужили одним из источников идей марксизма.
2. Социальные качества человека. Типология личности.
Личность – единство телесных и духовных качеств человека, его внутренняя сущность.
Индивид –отдельный человек, который рассматривается как единичный представитель рода человеческого, как член какой-то социальной группы.
Индивидуальность – уникальность, неповторимость, конкретные, присущие только этому человеку свойства.
Черты личности закладываются еще в утробный период развития человека, отношения матери со свом плодом. Затем эти черты развиваются и обогащаются по мере взросления человека, его учебы, трудовой деятельности, освоения опыта других. Т.е. становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может утратить личностные черты вследствие алкоголизма, наркомания или др. тяжелых заболеваний.
Выделяют прежде всего т.н. физическую личность. Это тело, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях.
Социальная личность – складывается в общении людей. Социальную структуру личности формируют все формы самоутверждения человека в обществе: в профессии, дружбе, любви и др.
Духовная личность – внутреннее душевное состояние, отражающее устремленность к духовным ценностям и идеалам.
Можно выделить несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человека.
Первый тип – деятели – для них главное активно действовать изменять мир, других людей, самого себя.
Второй тип – мыслители – это люди, которые приходят в мир, чтоюы смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался огромным авторитетом, недаром многие великие мудрецы и пророки считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами.
Третий тип – люди чувств и эмоций – они воспринимают мир через сердце, остро чувствуют. Это деятели литературы и искусства.
Четвертый тип – гуманисты и подвижники – готовы служить другим людям, делать им добро. Их сила в вере в свое предназначение, в любви к людям и ко всему живому. Дело их жизни – милосердие.



БИЛЕТ 7
1.Немецкая классическая философия
Исторически роль немецкой классической философии определяется тремя основными достижениями.
1.    В методологическом плане удалось разрешить спор об источниках достоверного знания. Спор между эмпиризмом и рационализмом. Немецкие философы первыми поняли односторонний характер этой проблемы, т.к. познание опирается на единство как чувственного так и рационального знания.
2.    В социальном плане разработали немецкую теорию французской революции. Мир подвержен вечному становлению и развитию, он буквально обречен на постоянное обновление и совершенствование. Отсюда учение о неизбежности смены старого порядка новым.
3.    Главным теоретическим приобретением немецкой классической философии явилось учение о всеобщем развитии мира, детальная разработка диалектического метода.
К числу выдающихся представителей немецкой классической философии относят Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга, Фейербаха.
Иманнуил Кант Традиционно в философии Канта выделяют два периода: первый – т.н. докритический – занимается проблемами естествознания и выдвигает ряд серьезных гипотез: теорию естественного образования солнечной системы из космической пыли; роль приливов и отливов в истории земли; второй - период – т.н. критический период когда появляются основополагающие философские произведения «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» и др.
Кант считал, что вопрос о том, что является первоначалом мира не разрешим для человеческого познания. Это выше его познавательных возможностей. Поэтому основной задачей философии должно быть изучение познавательных возможностей человека и границ достижения достоверного знания, т.е. проблемы познания должны быть главными для всей философской системы.
Кант выделял три способности познания: чувственную, рассудочную и разумную. Чувства обеспечивают информацией о внешнем мире. Вторая способность – рассудок. Чтобы возникло подлинное знание необходимо соединение чувственного опыта с категориями рассудка. Третья способность – разум, направлен на создание правил для деятельности рассудка.
По Канту разум продуцирует три идеи: идею о Боге, идею о том, как устроен мир, идею о наличии у человека души. Кант считает, что все эти идеи имеют столько же аргументов для подтверждения, сколько контраргументов для опровержения. Другими словами все идеи по Канту формируются в виде противоречий.
Воплощением морального долга по Канту являются три аксиомы: 1)поступай так, чтобы принцип твоего поведения мог стать всеобщим законом; 2)каждый человек является только целью и никогда не может выступать в качестве средства; 3)все поступки должны быть ориентированы на благо.
Гегель – «Феноменология духа». Создатель системы объективного идеализма и разработчик диалектического метода познания.
Философская система Гегеля делится на 1) логику, 2) философию природы, 3) философию духа.
В учении о логике развивает диалектику, но на идеалистической основе. В основе мира лежит идеальное начало, т.н. абсолютная идея, которая является творцом природы, человека, общества, его истории и мышления. Все существующее в мире развивается по восходящей линии от простого к сложному. Это развитие обусловлено тремя основными законами диалектики:
1. Закон перехода количества в качество;
2. Закон взаимопроникновения противоположностей. Основная причина развития – борьба противоположных сил. Всякий объект в своем развитии проходит стадию становления противоположностей, стадию борьбы и разрешения. Разрешение – либо уничтожение одной из сторон, либо взаимообогащение противоположностей.
3. Закон отрицание отрицания. Разрешает вопрос о наличии связи и преемственности между тремя основными свойствами времени: прошлое, настоящее и будущее.
Философия природы – Гегель считал, что количество видов флоры и фауны неизменно. Природа в своем развитии проходит физические, химические, биологические процессы. Природа неразумна и не способна к развитию, лишь к тиражированию.
Философия духа. Дух способен саморазвиваться, творить, создавать. В развитии дух проходит три ступени:1)субъективный дух – индивидуальное человеческое сознание; 2)объективный дух – человеческое общество; 3)абсолютный дух.
Фихте – субъективный идеалист. Считал, что сознание творит не только себя, но и весь мир силой воображения. Из активного отношения сознания к миру немецкий философ выводит принцип единства противоположностей (соотношения Я и не Я). Суть данного принципа сводится к следующему: для того, чтобы Я из ничто превратилось в нечто, Я нуждается в не-Я, как в зеркале, в котором можно себя увидеть и оценить. Я и не-Я соотносятся как тезис и антитезис. Их единство определяется в синтезе. Синтез есть новое соотношение Я, требующее нового не-Я, за которым следует новое единство как обновленное и обогащенное Я в своем развитии и так до бесконечности.
Природа человека общественная. Человек становится человеком только среди людей. Право – необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если хочешь быть свободным, ты обязан ограничить свою свободу признанием и принятием свободы других. Так оформляется первичное правосознание и правовое отношение.
Фейербах – «Сущность христианства», «Лекции о сцщности религии», «Основные положения философии будущего». Представитель философского материализма и атеизма. Отрицал сверхчеловеческий божественный разум и называл человека продуктом природы, единственным носителем разума. Универсальным предметом философии должен быть человек – загадка всех мировых проблем. Следовательно, философия должна стать антропологией. Человек – существо природное, ни тип общественных отношений, ни классовая принадлежность значения не имеют.
Исходным пунктом философии является утверждение – не Бог создал человека, а человек Бога. Место рождения Богов – в сердце человека, в его страданиях и нуждах. Человек создает Бога по своему образу и подобию. Религия исчезнет тогда, когда человек добьется на земле того, что ему обещает религия на небе.
2.Особенности научного познания. Строение и динамика научного знания.
К основным особенностям научного познания можно отнести следующие:
1. Основная задача научного знания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции.
2. Научное познание, опираясь на различные средства и методы, даёт нам объективную истину, исключающую косность, догматизм, предвзятость.
3. Научное познание предполагает упорядоченность, системность знаний, их обоснованность, доказательность. В то же время наука не исключает гипотез, предположений, догадок, вероятностных суждений. А это требует логико-методологической подготовки исследователей, их философской культуры, постоянного совершенствования своего мышления.
4. Научное познание требует не только специального языка научных исследований, но и специальных орудий, приборов, материальных средств.
5. Наука в большей мере чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть руководством к действию по изучению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы практически действовать не только в настоящем, но и в будущем.
Научное знание – это процесс, т.е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы – суждения, понятия – тоже присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация – характерные признаки эмпирического познания.
Теоретический уровень знаний предполагает использование таких исследовательских средств как метод построения идеализированной модели, мысленный эксперимент, метод построения теории, методы логического и исторического исследования и др. При этом преобладают рациональные начала, а живое созерцание играет подчиненную роль.
Эмпирический и теоретический уровни научного знания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна.
Теоретическое знание имеет такие структурные компоненты как проблему, гипотезу, теорию.
Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что нужно познать. Проблема как процесс включает два основных компонента: постановка и решение.
Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве.
1)    Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области действительности.
Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. рост, изменение, развитие. Этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к преднауке, от преднауки к науке, от незнания к знанию и т.п.



 
 
Top! Top!