Шпаргалки по кандидатскому экзамену по философии 25 билетов |
Добавил(а) Administrator |
18.02.11 18:00 |
Страница 10 из 10
Билет 24 1.Русская философия 19в. Если руководствоваться критерием исторического сознания и самознания народа, то философия в России начинается в 19 столетии. Русская философия несла в себе такую идею – нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы одной человеческой жизни. Она возлагала запрет на любой прогресс, любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Русских философов в 19в. волновали общие философские вопросы: Разумен ли мир? Разумно ли наше существование в нем? и др., а также вопросы о России: где магистраль современной истории? Кто кому должен ее указать – Россия западу или Запад России. Эти вопросы разделили русскую общественную и философскую мысль на два направления: славянофильство и западничество. Лидеры славянофильства – Хомяков, Киреевский - выступали с обоснованием самобытного пути развития России. Западники (Герцен, Боткин) считали идеи славянофильства нереальными поскольку Росси еще со времен Петра I необратимо связана с западом. Спор выиграли западники, т.к. Россия пошла по западному, капиталистическому пути развития. Однако в середине 19в спор идеологий почти не касался политических проблем, он удерживался в рамках философии религии, философии истории, гносеологии. Противоречие веры и знания в российском варианте стремилась разрешить философия всеединства, основателем которой был Соловьев. Познавательным аспектом идеи всеединства выступала теория цельного знания. Цельность знания – это такая характеристика и свойство человеческой души, которые отличают человека от всех других животных. Цельность сознанию может придать особое его состояние и вектор, которыми в философии Соловьева выступают любовь и сердце. Тема любви и страдания, тема человека была основной в литературе 19 века. В конце 19 века Россия начинает знакомится с марксизмом. Крупнейшими теоретиками марксизма были Плеханов, который посвятил большинство своих трудов историко-философскому, гносеологическому и социологическому аспекту марксистской философии и Ленин, Который стал лидером коммунистического движения и основателем советского государства. 2. Принципы верификации, фальсификации, редакции научных теорий. Существуют принципы верификации и фальсификации научных теорий. Прежде всего, несколько слов о теории. Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области действительности. Теория дает наиболее целостное представление о предмете, оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, прибегает к абстрагированию. Эти качества теории называются научной рациональностью. Есть несколько её этапов. В античности господствовала дедуктивная модель научной рациональности. Научное знание представлялось в виде дедуктивно-упорядоченной системы положений, истинность которых устанавливалась внелогическим и внеопытным путем. В 17-18вв. в связи с зарождением экспериментальной науки, были предприняты попытки доказать истинность индуктивным методом, апелляцией к доводам опыта. Представители логического позитивизма утверждали, что проверить истинность научного утверждения можно с помощью принципа верификации. Верификация – это понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Согласно принципа верификации, всякое научно-осмысленное утверждение о мире должно быть сводимо к совокупности т.н. протокольных предположений, фиксирующих данные чистого опыта. Т.о. гносеологическим основанием принципа верификации явилась узко-эмпирическая доктрина, согласно которой познание не может выйти за пределы чувственного опыта. Следовательно, принцип верификации, сводящий знание о мире к чистому опыту, лишает научной осмысленности утверждения, непосредственно не проверяемые опытным путем. В середине 20в. Карл Поппер, следуя своей концепции критического рационализма, обосновал новый принцип познания теории. В отличие от логических позитивистов Поппер выдвинул принцип, согласно которому одной из основных задач философии является демаркация – отделение научного знания от ненаучного. Он выступил как крайний антииндуктивист, считая, что индуктивным методам нет места ни в обыденной жизни, ни в науке. Для решения этой задачи Поппер предложил принцип фальсификации. Суть его состоит в признании принципиальной опровержимости любого научного утверждения. Толкователи этого принципа утверждают: в науке истинно то, что опровержимо. В 60-80гг. 20ст. столетия появилась парадигмальная модель Томаса Куна (Парадигма – пример, образец, модель построения проблемы). Она допускала в научной рациональности существование альтернативных моделей, признанных научным сообществом, опираясь на которые, можно признавать рациональными научные знания. БИЛЕТ25 1.Философия науки (постпозитивим, структурализм, герменевтика) Философия науки (Ф.н.) – направление философии, которое исследовало структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Самостоятельной областью исследования Ф.н. становится в сер. 19в. С конца 20гг 20ст. наибольшее влияние в Ф.н. приобретает концепция логического позитивизма (течение неопозитивизма). Его представители утверждали, что проверить истинность научного утверждения можно с помощью принципа верификации. Верификация – это понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. В результате критики неопозитивизма в 50-70гг. возникает ряд философских течений, объединенных общим названием – постпозитивизм. Постпозитивисты основным пороком прежнего позитивизма считали преувеличение роли принципа эмпирической наглядности и концепции чувственных данных в научной методологии. Первичным пунктом познания по их мнению является теория. Этот принцип наиболее наглядно выражен в критическом рационализме Карла Поппера. Карл Поппер утверждал, что истинным методом философии является рациональная критика. Поппер выдвигает в качестве одной из основных задач философии проблему демаркации – отделение научного знания от ненаучного. Для решения этой проблемы Поппер предложил принцип фальсификации. Суть его состоит в признании принципиальной опровержимости любого научного утверждения. Толкователи этого принципа утверждают: в науке истинно то, что опровержимо. Структурализм берет свое начало в 20гг 20ст. Один из его основателей Леви – Сторс заложил в методологию гуманитарных знаний структурный метод. Основу этого метода составляет выявление структуры, однако не просто скелета к.-л. объекта, а совокупности правил, по к-рым из одного объекта можно получить 2ой, 3ий и т.д. путем перестановки его элементов. Объект исследования структурализма – культура как совокупность знаковых систем, важнейшие из которых язык, искусство, религия, мифология, обычаи, мола и т.д. Именно на этих объектах структурный анализ позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек. Герменевтика (греч. – разъясняю, истолковываю) – искусство разъяснения, перевода, истолкования. Свое имя получила от греческого Бога Гермеса, в обязанности которого входило разъяснение простым людям воли Богов. В самостоятельную область знания оформилась в 19в. В середине прошлого века приобрела популярность философская герменевтика, изучающая сущность и значение гуманитарного знания и онтологические проблемы (учение о бытии). Основные представители – Э.Гуссерль, М.Хайдегер, Х.Гадамер. Хайдегер объяснял реальность жизненного мира как языковую реальность. Язык определяет судьбу бытия, не мы говорим языком, а язык говорит нами, язык – это дом бытия. Гадамер утверждал, что основу исторического познания всегда составляет предварительное понимание, заданное традицией. Предварительное понимание можно исправлять, но полностью освободиться от него нельзя. Это необходимая предпосылка всякого понимания. Носителем понимания, традиции является язык. История по Гадамеру своего рода игра в стихии языка. Современная герменевтика рассматривает возможность видеть смысл не только в словах, но и во всех человеческих творениях. 2.Специфика философского знания. Базовые проблемы философии Философское знание – это знание о месте и роли человека в мире. Философское знание обладает рядом специфических особенностей. 1. Как и наука философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что однозначного ответа получить на них невозможно. 2. Философия не ограничивается объективной картиной мира. Она обязательно вписывает в нее человека. Отношение человека к миру – вечный предмет философии. 3. Цель философии – вывести человека из сферы обыденности, наполнить его жизнь смыслом, ценностями. 4. В философии новое знание не отвергает, а преодолевает свой прежний уровень и включает его в себя как частный случай. 5. Духовная, ценностная составляющая философского знания не подчиняется закону прогресса, не устаревает. Новое и старое знание на равных представляет мировую философию. 6. Философская идея многозначна. Она может быть развита, продолжена в разных и даже противоречивых направлениях. У каждого последователя своя интерпретация своих предшественников. 7. Особенностью является существование и развитие национальной философии (философии отдельного народа). Нет, и не может быть русской или немецкой математики, таблицы умножения и т.д., а русская, немецкая философия – это реальность. Идеи философии выражают душу народа, его духовный опыт, национальное самосознание. 8. Философское творчество является глубоко личностным. Личность, образ жизни философа не отделимы от мысли. Ядром всех философских проблем выступает основной вопрос философии, т.е. вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. Фридрих Энгельс говорил о двух сторонах основного вопроса философии: «Что первично – материя или сознание?» и вторая сторона – «Может ли мышление познать действительный мир, то есть, познаваем ли мир?». Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует познавательное, ценностное, социально- политическое, нравственное, эстетическое отношение человека к миру. Поэтому все множество проблем философии можно свести в такие большие группы: онтологические проблемы – проблемы бытия, антропологические – проблема человека, аксиологические – проблемы ценностей, гносеологические – проблемы познания, праксеологические – проблемы практики. |