Шпаргалки по кандидатскому экзамену по философии 25 билетов |
Добавил(а) Administrator |
18.02.11 18:00 |
Страница 5 из 10
БИЛЕТ 8 1. Возникновение и развитие марксистской философии и ее основные черты Марксизм возник в Германии в 40-х годах 19ст. Представляет собой целостную мировоззренческую систему. Марксизм связывается с деятельностью Маркса и Энгельса, развитие получает в работах Ленина, их учеников и последователей. При своем возникновении связывался с выражением интересов рабочего класса и являлся основой его мировоззрения, методологией познания и преобразования мира на основе коммунизма. Марксистская философия характеризуется как научное мировоззрение, отвергающее религиозный взгляд на мир, признающее материалистическое решение основного вопроса философии, считающее сущностью человека совокупность всех общественных отношений, а практику – основой познания. Идейным источником философии марксизма явились: 1) успех немецкой философии и, прежде всего диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Органически объединив эти учения, Маркс и Энгельс пытались создать новый метод научного познания и преобразования действительности - материалистическую диалектику. 2) Английская политэкономия в лице Адама Смита и Давида Риккардо, которые создали учение о трудовой стоимости. Опираясь на эту теорию, Маркс разработал учение о прибавочной стоимости (основная доля капиталистической прибыли возникает за счет сверх эксплуатации живого человеческого труда). 3) произведения социалистов-утопистов, которые провозгласили идею неизбежной победы справедливого общественного строя социализма (Томас Мор, Томаззо Компанелла). Опираясь на эти три источника, марксизм создает свое философское учение, основные идеи изложены в «Капитале». Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, предметом которого является изучение общих законов природы, общества, мышления. Наиболее общими законами материалистической диалектики являются закон единства и борьбы противоположностей, превращения количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. Маркс и Энгельс разработали диалектико- материалистическую теорию познания, согласно которой первичным является несотворенное материальное бытие, а мир познаваем. Познание – это переход от одной относительной истины к другой, более совершенной, но не окончательной. Критерием истины является общественно-историческая практика. История в марксизме трактуется как естественно исторический процесс смены общественно-экономических формаций, как определенных, качественно различных ступеней развития общества. Формации различаются способом производства материальных благ. Общества, основанные на господстве частной собственности, испытывают антагонизмы, связанные с классовой борьбой, что в конечном итоге должно завершиться уничтожением частной собственности и построением бесклассового общества, т.е. коммунизма. Способ производства – одно из ключевых понятий марксистской концепции, понимаемое как единство производительных сил и производственных отношений в процессе создания материальных благ. Он представляет основу общественно-экономической формации и обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Динамика способа производства усматривается в том, что производительные силы на определенном этапе развития общества перерастают рамки производственных отношений, что приводит к социальной революции и переходу к более высокой общественно-экономической формации. Это коренной переворот в социально- экономической структуре общества, сопровождающийся внезапным, насильственным изменением существующего политического строя. В теории марксизма революция рассматривается как локомотив истории, закономерный и необходимый результат классовой борьбы в антагонистических формациях. Революция понимается как переход политической власти в руки передового класса, который обеспечивает резкое ускорение общественного прогресса, открывая новые перспективы для развития производительных сил и социальных преобразований. Противоположный процесс – контрреволюция, носителями которой являются реакционные классы и группы общества. Наиболее яркими последователями марксизма были Ленин и Плеханов. Впоследствии была допущена идеологизация философии марксизма-ленинизма, ослабление ее мировоззренческой и методологической функции, утрачена критическая функция. В настоящее время обозначилась тенденция отрицания философии марксизма, его позитивных начал. 2. Социальные качества человека. Типология личности. Личность – единство телесных и духовных качеств человека, его внутренняя сущность. Индивид –отдельный человек, который рассматривается как единичный представитель рода человеческого, как член какой-то социальной группы. Индивидуальность – уникальность, неповторимость, конкретные, присущие только этому человеку свойства. Черты личности закладываются еще в утробный период развития человека, отношения матери со свом плодом. Затем эти черты развиваются и обогащаются по мере взросления человека, его учебы, трудовой деятельности, освоения опыта других. Т.е. становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может утратить личностные черты вследствие алкоголизма, наркомания или др. тяжелых заболеваний. Выделяют прежде всего т.н. физическую личность. Это тело, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Социальная личность – складывается в общении людей. Социальную структуру личности формируют все формы самоутверждения человека в обществе: в профессии, дружбе, любви. др. Духовная личность – внутреннее душевное состояние, отражающее устремленность к духовным ценностям и идеалам. Можно выделить несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человека. Первый тип – деятели – для них главное активно действовать изменять мир, других людей, самого себя. Второй тип – мыслители – это люди, которые приходят в мир, чтоюы смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался огромным авторитетом, недаром многие великие мудрецы и пророки считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Третий тип – люди чувств и эмоций – они воспринимают мир через сердце, остро чувствуют. Это деятели литературы и искусства. Четвертый тип – гуманисты и подвижники – готовы служить другим людям, делать им добро. Их сила в вере в свое предназначение, в любви к людям и ко всему живому. Дело их жизни – милосердие. БИЛЕТ 9 1.Религиозная философия ХХв. Под определение религиозной философии обычно попадают такие философские школы: персонализм, христианский эволюционизм, неопротестантизм, неотомизм. Рассмотрим некоторые из них. Персонализм – Мунье, Лакруа, Тибо. Сформировался в конце 19в в России и США, затем в 20-30гг. во Франции и других странах. Философия персонализма выступает за сближение христианства с жизнью, мирскими делами, за конструктивный диалог религии, церкви с государством, политикой, культурой. На первый план персонализм выдвигает человеческую личность в полноте её конкретных проявлений. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основу проявления бытия. Истоки личность, кроются не в ней самой, а в бесконечном едином начале – Боге. Люди живут разобщено и впадают в крайность эгоизма. Другая крайность – коллективизм, где личность растворяется в массе. Персоналитический подход позволяет уйти от этих крайностей, выявить истинную сущность человека и возродить его индивидуальность. Путь к индивидуальности лежит через понимание себя как неповторимой, уникальной субъективности. Стремление к Богу, добру, совершенству, моральное самосовершенствование, правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к обществу гармоничных людей. Неопротестантизм. Согласно неопротестантским философам познание Бога связано с познанием себя, поэтому учение о Боге выступает в форме учения о человеке. Человек может существовать как подлинный – верующий и неподлинный – неверующий. Неверующий человек находится в видимом мире. Его жизнь тревожна, проникнута страхом. Вывести из состояния страха и тревоги может только религия. Она оставляет человека наедине с Богом и, тем самым, приобщает его к высшему миру. Важная задача неопростентантизма – создание теологической культуры, которая бы с позиции религии объясняла все явления жизни. Бог не над миром, не вне мира, не в частном бытии человека, а в мире – как его первооснова и глубина. Бог – первооснова всего сущего. Неотомизм – Жильсон, Маритен. Наиболее влиятельная религиозная философская школа. Её теоретический фундамент составляет учение Фомы Аквинского. Свою задачу видят в том, чтобы примирить догматы веры с мыслящим разумом, согласовать внерациональные положения религии с рациональным знанием и оправдать догматы христианства. Жильсон и Маритен активно развивают так называемый экзистенциональный неотомизм. В этом учении бытие рассматривается как сущность (единое и определенное) и как существование (божественное вечное творение). Каждый человек – это центр мироздания. Только бог и сам человек способны осмыслить сущность личности. Высший тип познания – чувственное. Действия познавательных способностей называются интеллекцией. Её высшая ступень - сверхрациональное, интуитивное. Через неё осуществляется связь бога с человеком. Маритен будущее европейской культуры видит в соединении христианских и гуманистических начал или в интегральном гуманизме, который ориентирован на заботу о человеке и с помощью христианских ценностей должен быть направлен на создание единства Истины, Красоты и Блага. 2.Проблема сознания в современной философии. Сознание – высшая форма психической активности человека как социального существа, способ бытия человека при котором ему доступен и мир и он сам. Проблемой сознания занимается психология, педагогика, социология и др. науки. В истории философии эта проблема приобретала самые различные толкования. Философы античности рассуждали только об одной стороне сознания – его направленности на объект, не делая самого сознания предметом пристального внимания. В средние века философы открыли новую грань проблемы сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но и прежде всего знание о собственном духовном опыте. В новое время главное внимание стали обращать на внутренний мир человека, сознание дополнилось самосознанием, когда человек осознает самого себя. Опираясь на достижения физиологии и медицины появляется положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой человек может приобретать знания о природе и о самом себе. В марксистской концепции сознание, во-первых, рассматривается как функция головного мозга, а во-вторых - как необходимая сторона практической деятельности людей. Сознание возникает, функционирует, развивается в процессе взаимодействия человека с реальностью, на основании его чувственно-практической деятельности. В современной философии трактовка сознания не является однозначной. Иррационалисты фиксируют сознание на феноменально-телесном уровне. В герменевтике сознание определяется через языковые структуры. Фрейд разделил психику человека на две сферы: сознательное, которое руководствуется принципом разума, и бессознательное, которое руководствуется принципом наслаждения. Сегодня исследования философов сосредоточиваются в большей степени на соотношении духа и тела, физических и психических состояний. Широкое распространение получило компьютерное моделирование сознания. К свойствам сознания можно отнести универсальность, целеполагание, творчество, непрерывная связь с языком. В структуру сознания входят такие компоненты как наука, производство, искусство, политика, мораль. Это уровни сознания, которые включают знания, ценности, нормы. Высшее выражение сознания – осознание, т.е. четко сформулированные цели поступков, действий и деятельности людей. Отношение к себе, оценка своих возможностей – это самосознание. БИЛЕТ 10 1.Специфика философского знания. Базовые проблемы философии Философское знание – это знание о месте и роли человека в мире. Философское знание обладает рядом специфических особенностей. 1. Как и наука философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что однозначного ответа получить на них невозможно. 2. Философия не ограничивается объективной картиной мира. Она обязательно вписывает в нее человека. Отношение человека к миру – вечный предмет философии. 3. Цель философии – вывести человека из сферы обыденности, наполнить его жизнь смыслом, ценностями. 4. В философии новое знание не отвергает, а преодолевает свой прежний уровень и включает его в себя как частный случай. 5. Духовная, ценностная составляющая философского знания не подчиняется закону прогресса, не устаревает. Новое и старое знание на равных представляет мировую философию. 6. Философская идея многозначна. Она может быть развита, продолжена в разных и даже противоречивых направлениях. У каждого последователя своя интерпретация своих предшественников. 7. Особенностью является существование и развитие национальной философии (философии отдельного народа). Нет, и не может быть русской или немецкой математики, таблицы умножения и т.д., а русская, немецкая философия – это реальность. Идеи философии выражают душу народа, его духовный опыт, национальное самосознание. 8. Философское творчество является глубоко личностным. Личность, образ жизни философа не отделимы от мысли. Ядром всех философских проблем выступает основной вопрос философии, т.е. вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. Фридрих Энгельс говорил о двух сторонах основного вопроса философии: «Что первично – материя или сознание?» и вторая сторона – «Может ли мышление познать действительный мир, то есть, познаваем ли мир?». Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует познавательное, ценностное, социально- политическое, нравственное, эстетическое отношение человека к миру. Поэтому все множество проблем философии можно свести в такие большие группы: онтологические проблемы – проблемы бытия, антропологические – проблема человека, аксиологические – проблемы ценностей, гносеологические – проблемы познания, праксеологические – проблемы практики. 2.Русская философия 19в. Если руководствоваться критерием исторического сознания и самознания народа, то философия в России начинается в 19 столетии. Русская философия несла в себе такую идею – нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы одной человеческой жизни. Она возлагала запрет на любой прогресс, любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Русских философов в 19в. волновали общие философские вопросы: Разумен ли мир? Разумно ли наше существование в нем? и др., а также вопросы о России: где магистраль современной истории? Кто кому должен ее указать – Россия западу или Запад России. Эти вопросы разделили русскую общественную и философскую мысль на два направления: славянофильство и западничество. Лидеры славянофильства – Хомяков, Киреевский - выступали с обоснованием самобытного пути развития России. Западники (Герцен, Боткин) считали идеи славянофильства нереальными поскольку Росси еще со времен Петра I необратимо связана с западом. Спор выиграли западники, т.к. Россия пошла по западному, капиталистическому пути развития. Однако в середине 19в спор идеологий почти не касался политических проблем, он удерживался в рамках философии религии, философии истории, гносеологии. Противоречие веры и знания в российском варианте стремилась разрешить философия всеединства, основателем которой был Соловьев. Познавательным аспектом идеи всеединства выступала теория цельного знания. Цельность знания – это такая характеристика и свойство человеческой души, которые отличают человека от всех других животных. Цельность сознанию может придать особое его состояние и вектор, которыми в философии Соловьева выступают любовь и сердце. Тема любви и страдания, тема человека была основной в литературе 19 века. В конце 19 века Россия начинает знакомится с марксизмом. Крупнейшими теоретиками марксизма были Плеханов, который посвятил большинство своих трудов историко-философскому, гносеологическому и социологическому аспекту марксистской философии и Ленин, Который стал лидером коммунистического движения и основателем советского государства. |