Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Шпаргалки по кандидатскому экзамену по философии 25 билетов Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
18.02.11 18:00

Билет 11
1. Античная философия
Античная означает древняя и употребляется для обозначения истории, культуры Др. Греции и Др. Рима.
Выделяют три этапа античной философии: 1) древнегреческий (6-5в до н.э.) - в центре внимания проблемы космоса и природы; 2) классический (5-4в до н.э., Платон, Аристотель) – в центре проблема человека, его сущности, познавательных способностей; 3) греко-римский или эллинистический этап (4в до н.э. – 4в н.э. эпикурейство, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм) - период упадка греческой демократии перемещение центра духовной жизни в столицу римской империи.
Первой философской школой в европейской цивилизации была милетская школа. Ее представители Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Занимались астрономией, географией, математикой и др. науками и дали первую письменно зафиксированную немифологическую картину мира. Считали, что в основе всего существующее лежит вода, или неопределенная материя, или воздух. Эти субстанции воплощаются в земные стихии и в самого человека.
Основателем пифагорейской школы был Пифагор. Он утвердил математику как научную дисциплину, ввел понятие «философия» и считал, что началом всего является число. читал что вечный мир доступен только интеллекту, но не чувствам. Душа бессмертна, она бесконечно мигрирует в телах людей и даже животных.
Среди выдающихся философов ранней античности назовем Гераклита, Демокрита, Сократа, Эмпедокла.
Гераклит в качестве начала вселенной рассматривает огонь. Все предметы природы рождаются из огня и, исчезая, снова превращаются в огонь. Гераклит первый начал различать чувственное и рациональное познание и был основателем стихийной (огонь) диалектики. Ему принадлежат высказывания: «все течет, все изменяется», «нельзя войти в одну и ту же реку дважды».
Представители Элейской школы (Зенон, Парменид) первые в истолковании субстанций перешли от природных стихий к бытию. Бытие – это центральное понятие их философии. Считали, что истина основывается на рациональном познании, а не на чувствах.
Эмпедокл известен теорией о 4х элементах - корнями всех вещей является воздух, вода, огонь и земля. Сочетаясь в определенных пропорциях, они образуют вещи. Известна и теория пор и истечений: от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные истечения, которые проникают в поры органов чувств. Этой теорией Эмпедокл объяснял все физические и физиологические процессы.
Демокрит учение о бытии сводил к двум основным положениям: 1) все вещи образуются из сочетания атомов (соединяясь и разделяясь атомы образуют все многообразие мира. Вещи различаются по количеству атомов, их форме, положению); 2) атомы вечно движутся в окружающей их пустоте. Человек – тоже скопление атомов, но отличается от других вещей наличием души. Демокрит разделял чувственное и рациональное познание. Чувства считал исходным пунктом познания, однако природу вещей можно постичь только умом. Был ярым сторонником демократии, основой которой должны быть закон и добродетель.
В 5в до н.э. стали появляться платные учителя красноречия и других знаний. Их стали называть софистами. В их философии человек становится единственным бытием, и только в себе самом человек может найти истину. С этого времени на первый план выходит проблема отношения человека к миру.
Важнейшая заслуга древнегреческого философа Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Свой метод философствования Сократ называл майевтикой или повивальным искусством. Свою основную задачу видел в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других находить истину. Беседы протекали в поисках ответа на к.-л. вопрос, и в ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признанные неверными.
Сократ впервые стал использовать индуктивные доказательства – выведение общих знаний из частных.
В этике Сократ придерживался точки зрения согласно которой добродетель тождественна знанию и что человек, знающий что такое добро, никогда не поступит дурно.
Сократ имел многочисленных последователей. Наибольшую известность получили киники и киренаики. Киники стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной оценке на себе определенного образа жизни. Так Диоген жил в бочке, сведя до минимума свои потребности. Киники стремились жить не по законам общества, отвергая общепринятые нормы поведения, а по своим собственным законам. Философия киников (преобладание этики над другими философскими дисциплинами) послужила источником стоицизма. Образ жизни киников оказал влияние на формирование христианского аскетизма. Киренаики (Киренская школа) в центре своей философии ставили этику. Считали, что поведение человека определяется его душой, которая имеет два состояния: плавное и резкое. Первое порождает наслаждение, второе – страдания и боль. Целью жизни считается счастье или возможность получить наслаждение. Но при этом надо оставаться свободным, не быть рабом жизненных благ, сохранять благоразумие.

2 Теория истины в философии науки. Критерии истины
Цель любой формы познания – истина. Постоянный и необходимый спутник истины – заблуждение. Категории истина и заблуждение – ключевые в теории познания. Заблуждение – это знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Свойства истины: 1) Объективность – конечная обусловленность реальной действительностью, практикой; независимость от отдельных людей.
2) субъективность – истину познают люди, выражающие её в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях).
3) Конкретность – предполагает точный учет условий, в которых находится объект познания (условия, время, приборы).
Объективный характер истины имеет две стороны: абсолютную и относительную. Абсолютная истина понимается как идеал, предельное, полное, исчерпывающее знание о предмете и одновременно как тот элемент познания, который никогда не будет опровергнут. Относительная истина – это ступень в постижении абсолютной истины, это процесс всё более полного и точного познания объективной истины.
Проблема истины и заблуждения всегда интересовала философов. Понимание истины как соответствие знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности к Аристотелю. Эта традиция в понимании истины была продолжена в философии нового времени (Бекон, Спиноза, Дидро, Ломоносов, Фейербах и др.).
В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин).
Немецкий классический идеализм вносит в трактовку истины диалектический подход. По Гегелю истина есть диалектический процесс развития знания, система понятий, суждений, теорий.
Теория сторонников эмпиризма состоит в понимании истины как соответствия мышления ощущениям субъекта (Юм) или как соответствие идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм). Неопозитивисты рассматривали истинность как согласованность предложений науки с чувственным опытом. Представители экзистенциализма трактуют истину как форму психологического состояния личности.
В качестве критерия истины выдвигались общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху (прагматизм); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов; Декарт критерием истины считал ясность и отчетливость знаний.
Решающим критерием истины считается общественно-историческая практика. Однако проверка истинности практикой не есть какой-то одноразовый акт, это процесс, который носит исторический характер, т.е. критерий практики является и абсолютным и относительным. Абсолютен в том смысле, что только практика может доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, т.к. сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может в каждый данный момент сразу и полностью доказать те или иные выводы.
БИЛЕТ 12
1.Философское учение Аристотеля
Аристотель (4в до н.э.) – величайший философ и энциклопедист Древней Греции. Учился в академии Платона, был воспитателем Александра Македонского и основал свою философскую школу.
Ядром философии считал онтологию – науку о бытии. Основой всякого бытия считает т.н. первую материю. Простейшей определенностью этой первой категории являются 4 элемента: огонь, воздух, вода и земля. Форма образует из потенциального бытия (первой материи и 4 основных элементов) действительное реальное бытие. Действительное бытие т.о. представляет собой единство материи и формы. Бог - форма всех форм, вершина мироздания.
В своей «Физике» Аристотель развивает учение о движении. Он выделяет 4 основных его вида: движение как увеличение или уменьшение; движение как возникновение или уничтожение; движение как перемещение в пространстве; как качественное изменение. Источник и первопричина движения – Бог. Движение Аристотель связывает с пространством и временем. Время – своеобразная мера движения, пространство – граница, объемлющая объект движения.
Душа по Аристотелю имеет три различных уровня: вегетативный - душа растений, чувственный – преобладающий в душах животных, разумный – присущий лишь человеку. Т.о. душа присуща всем объектам живой природы. Душа – целеустремленная энергия, движущая сила тела. Смерть тела освобождает душу для её вечной жизни. Душа вечна и бессмертна.
Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно развивается от элементарных чувственных ступеней к предельно абстрактным. В понимании Аристотеля научное познание – вершина всего процесса познания. Его содержанием является познание общего.
Важное место в трудах Аристотеля занимает проблема логики, которую он понимал как орудие научного познания. Аристотель заложил теоретические основы логики как науки.
Основой социальных взглядов была характеристика человека как общественного существа. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину как развитую семью. Рабовладение считает естественным состоянием организации общества. Идеал государства - общество, которое опирается на частную собственность, на орудия труда, земли и рабов.
Добродетели Аристотель разделяет на 2 группы:
1.    Разумные – относятся к интеллектуальной и умственной деятельности и возникают путем преимущественно обучения.
2.    Этические – относятся к характеру человека – результат привычки.
Основы нравственности выводил из общественных отношений. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным.
Идеи Аристотеля оказали колоссальное влияние на развитие мировой философии.
2.Понимание категории бытия в истории философии
Философская проблема бытия возникает в процессе освоения мира (природы).
В древнеиндийской философии единой абсолютной реальностью является Брахман – духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится.
В древнекитайской философии первоначалом мира является Дао. «Дао – мать всех вещей». Оно первоначало и завершение всего.
Первую философскую концепцию бытия выдвигают философы древней Греции. У них бытие совпадает с материальным космосом. Понятие «бытие» вводит Парменид. В его трактовке бытие есть шар, единый и неподвижный. Гераклит рассматривает огонь как субстанцию бытия. Мир по Гераклиту – это упорядоченный Космос, он не создан ни богами, ни людьми, всегда был, есть и будет вечным огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим.
Для Демокрита бытие – есть нечто предельно простое, неделимое – это атом. Атомов бесчисленное множество, они вечны, неизменны, не возникают и не уничтожаются.
Бытие Платона также вечное, неизменное, неделимое - это идеи, истинное бытие. У Аристотеля действительность мира составляет единство материи и формы.
В средневековой философии выделяется бытие творящие – это Бог, истинное бытие, и бытие сотворенное – тленный мир, неистинное бытие.
В эпоху нового времени бытие рассматривается как субстанция и в зависимости от направленности философской концепции рассматривается существование либо одной субстанция (монизм), либо двух (дуализм), либо множества (плюрализм). Некоторые философы рассматривали субстанцию только как гипотетическую идею. Появилась пантеистическая трактовка первоосновы мира – активная мысль.
В конечном счете утвердилась естественнонаучное понимание субстанции как материи, которое позволяет представить бытие мира с его абсолютными атрибутами движения, пространства и времени.


БИЛЕТ 13
1.Философия Древней Индии
Возникновение философии в Др. Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н.э., когда на территории Др. Индии стали формироваться государства. Для древнеиндийских философских школ характерно разделение на две большие группы: ортодоксальные, признающие авторитет Вед и неортодоксальные.
Веды - древнейший литературный памятник, на санскрите означает знание. Веды представляли собой сборники текстов, содержащих в себе описание гимнов, жертвенных формул, напевов и заклинаний.
В Др. Индии высшей реальностью, абсолютным духовным началом, из которого возникает мир о всем, что в нем находится, является Брахман. Воплощаясь в человеке, осознавая себя, Брахман становится Атманом - субъективным, духовным началом, душой.
Школы, признающие авторитет Вед: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика. Неортодоксальные школы: Джайнизм, Буддизм, черваков-локаятов.
Санкхья – число, перечисление, расчет. Санкхья строится как перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира. Санкхья исходит из признания двух исходных реальностей: пракрити (материальная первопричина) и пуруша (Я, дух, сознание).
Пракрити независима и активна, но лишена сознания. Она – единство противоположностей, основа и первопричина существования всех объектов.
Пуруша пассивен, он не может быть объектом познания и выступает как свидетель всего происходящего в мире.
Веданта – наиболее влиятельная система древнеиндийской религиозной философской мысли; философская основа индуизма. В узком смысле – совокупность школ, разрабатывающих учение о Брахмане и Атмане (тождество абсолюта – Брахмана с познающим его субъектом – Атманом, достигаемое в процессе познания и ведущее к освобождению).
В зависимости от решения вопроса об отношения Брахмана и Атмана формируется три основных направления веданты: 1) адвайта веданта – в мире не существует никакой другой реальности кроме Бога, все остальное - иллюзия. 2) вишишта–адвайта – существует три реальности: материя, душа, Бог. 3) двайта-веданта – различали зависимую и независимую реальность. Независимая реальность – Брахман. Душа и мир подчинены Брахману и рассматриваются как его эманация (истечение).
Вайшешика (позднее вайшешика-ньяа) – материалистическое учение. Мир создан из атомов, но движущей силой является Бог, действующий в соответствии с законами кармы.
Локаята – неортодоксальная материалистическая школа. В основе учения о бытии лежит представление о том, что все предметы вселенной состоят из четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха. Отрицали существование Бога, души, кармы. Цель бытия – забота о благополучии настоящего существования.
Буддизм – религиозное философское учение Др. Индии, возникшее в 6-5 вв. до н.э. превратилось в одну из трех наряду с христианством и исламом мировых религий. Учение Буддизма основано на легенде об основателе религии принце Сидхартхи, получившем впоследствии имя Будды - просветленный. Центральная проблема – проблема бытия личности. Центром учения являются четыре благородные истины.
1)    Жизнь есть страдание (рождение, болезни, старость смерть, невозможность достигнуть желаемого).
2)    Причина страдания в жажде к жизни, ведущей к перерождению.
3)    Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.
4)    Путь освобождения от страданий – достижение нирваны (угасание) – состояния полной невозмутимости.
Мир – это поток частиц бытия –носителей жизненной энергии. В результате отрицалось как существование материальной так и духовной субстанции, в частности и существование души.
Бытие проявляется через карму: бытие человека есть следствие его прошлого, а его будущее явится следствием настоящего.
Нравственный идеал – непричинение вреда окружающему миру.
В интеллектуальной сфере устраняется различие между чувственными и рассудочными формами познания, признаются медитации.
2.Проблема сознания в современной философии.
Сознание – высшая форма психической активности человека как социального существа, способ бытия человека при котором ему доступен и мир и он сам. Проблемой сознания занимается психология, педагогика, социология и др. науки. В истории философии эта проблема приобретала самые различные толкования.
Философы античности рассуждали только об одной стороне сознания – его направленности на объект, не делая самого сознания предметом пристального внимания.
В средние века философы открыли новую грань проблемы сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но и прежде всего знание о собственном духовном опыте.
В новое время главное внимание стали обращать на внутренний мир человека, сознание дополнилось самосознанием, когда человек осознает самого себя.
Опираясь на достижения физиологии и медицины появляется положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой человек может приобретать знания о природе и о самом себе.
В марксистской концепции сознание, во-первых, рассматривается как функция головного мозга, а во-вторых - как необходимая сторона практической деятельности людей. Сознание возникает, функционирует, развивается в процессе взаимодействия человека с реальностью, на основании его чувственно-практической деятельности.
В современной философии трактовка сознания не является однозначной. Иррационалисты фиксируют сознание на феноменально-телесном уровне. В герменевтике сознание определяется через языковые структуры. Фрейд разделил психику человека на две сферы: сознательное, которое руководствуется принципом разума, и бессознательное, которое руководствуется принципом наслаждения.
Сегодня исследования философов сосредоточиваются в большей степени на соотношении духа и тела, физических и психических состояний. Широкое распространение получило компьютерное моделирование сознания. К свойствам сознания можно отнести универсальность, целеполагание, творчество, непрерывная связь с языком. В структуру сознания входят такие компоненты как наука, производство, искусство, политика, мораль. Это уровни сознания, которые включают знания, ценности, нормы. Высшее выражение сознания – осознание, т.е. четко сформулированные цели поступков, действий и деятельности людей. Отношение к себе, оценка своих возможностей – это самосознание.


 
 
Top! Top!