Шпаргалки по кандидатскому экзамену по философии 25 билетов |
Добавил(а) Administrator |
18.02.11 18:00 |
Страница 8 из 10
БИЛЕТ 17 1.Отечественная философия начала XX века Особенностью украинской философии 2ой половины 19в и начала 20 века была ее этико-моральная направленность. Центральной проблемой философии выступает человек со своим внутренним миром. Человек рассматривался как человек земли, который критерием истины имеет свою собственную деятельность, рассматривает свое существование через единство чувственного и рационального. Наиболее яркими представителями украинской философии этого периода являются Потебня, Юркевич, Драгоманов, Франко, Леся Украинка. Потебня первый из укр. философов дал всесторонний анализ проблемы взаимосвязи языка и мышления. Он показал, что мышление формируется при помощи языка, на его основе. Раскрыл связь языка с психикой в целом. Потебня рассматривал язык как живой непрерывный процесс творчества народа. Юркевич считал, что истина открывается не только мышлением, но и сердцем, поскольку поиск истины связан с религиозными и моральными стремлениями человека, с верой. Без любви и веры нельзя познать истину, нельзя познать Бога. Франко первый в укр. литературе разрабатывает тему труда, трудовой морали. Ставя человека в центре своей философии Франко формулирует главный закон человечности: не работа – зло, работа – добро. Труд - единственное, что может совершенствовать человеческую душу, вселять в нее чувство чести и правды. Философия Франка – заповедь любви к родине и человечеству. Основываясь на Библии, философских идеях Сковороды и Шевченко, Леся Украинка создает философию поиска синтеза вечных проблем и современных вопросов. Поэтесса призывала украинскую общественность избавиться от инертности. Прислушиваться к голосу правды. В начале 20 века получает свое развитие философия национального радикализма, которая проявляется в творчестве Дмитрия Донцов, Николая Михновского и др. авторов. Центральная категория философии Донцова – нация. Нация – это единственный реальный субъект истории. Нация выше, чем простая совокупность индивидов, она выступает единым организмом, клетки которого – отдельные люди – подчинены национальному духу, который дан народу Богом. Этот организм имеет свои признаки – территория, государственность, культура, традиции, а самое главное – воля к жизни и экспансии. Укрепление этой воли – 1ая черта национализма, желание борьбы – 2ая черта, слепая вера в национальные мифы и легенды – 3ья черта. Михновский – борец за независимость Украины. По его мнению с 1954 года украинцы перестают быть субъектами исторического процесса, так как политически и культурно угасают как нация. Михновский не видит иного пути к украинской самостоятельности кроме пути силы, вооруженных соревнований. 2.Основные концепции сущности человека То или иное понимание человеческой природы приводит к построению существенно разных философских концепций сущности человека. По Марксу сущность человека не присуща отдельному индивиду, она является совокупностью всех общественных отношений. Т.е. сущность человека располагается не в человеке, а в обществе. Такое толкование природы человека имеет ряд следствий: 1) Изучая конкретные общественные отношения мы изучаем живых личностей 2) Общество развивается быстрее чем природа, поэтому человек никакой мерой не ограничен и находится в непрерывном становлении 3) Радикально изменив человеческие отношения можно кординально преобразовать человеческую природу, создать новых людей. Из иного понимания человеческой природы исходит психоанализ, основателем которого был З. Фрейд. В природе человека сознательное и бессознательное живут по своим законам и не порождаются бытием. Психика человека подчиняется двум принципа: реальности и наслаждения. Принципом реальности руководствуется сознание, принципом наслаждения – бессознательное. Бессознательное играет огромную роль в жизни общества и человека. Это сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений. Бессознательное прежде всего состоит из сексуальных инстинктов (либидо), инстинкта превосходства над другими людьми. Бессознательное обусловливает большинство психических действий человека и может быть источником как творчества, так и разрушений в обществе. Другая концепция природы человека обосновывается экзистенциализмом. Его представитель Сартр утверждает: нет иного творца человека кроме самого человека. Он сам создает свою сущность и, следовательно, творит себя. Причем это осуществляется не раз и навсегда, а происходит каждодневно. Человек есть существо устремленное в будущее. Человек – это будущее человека. Человек, который это осознает не может не испытывать глубокой ответственности, тревоги, отчаяния. Однако человека никто не может спасти от самого себя, он может спасти себя только сам. БИЛЕТ 18 1.Современная трактовка основного вопроса философии Основной вопрос философии – это вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. Фридрих Энгельс говорил о двух сторонах основного вопроса философии: «Что первично – материя или сознание?» и вторая сторона – «Может ли мышление познать действительный мир, то есть, познаваем ли мир?». В зависимости от решения того, что первично – духовное или материальное – философские течения разделяются на идеалистов и материалистов. Идеализм утверждает, что сознание, мышление, психическое, духовное – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно. При всем фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри него выделяются объективный и субъективный идеализм. Для объективных идеалистов характерно признание духовного начала вне и независимо от сознания, то есть идеального начала вроде Бога, абсолютной идеи. Основные представители объективного идеализма – Платон, Лейбниц, Гегель и др. Для субъективных идеалистов неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от сознания человека. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов Беркли и Юма (18в). Материализм решает основной вопрос философии в пользу материи, природы и рассматривает сознание, дух, мышление как свойство материи. Материализм также не является однородным. В зависимости от метода познания выделяют: 1. диалектический материализм, который рассматривает развитие природы, мира, общества, познания с позиции постоянного движения, развития, обновления и совершенствования, преодоления противоречий и т.д. 2. метафизический материализм. Его сторонники абсолютизируют одну сторону процесса познания или того или одного элемента целого. В философии есть еще одно направление – дуализм, который утверждает, что независимо друг от друга существует два начала: материальное и духовное. Говоря о второй стороне основного вопроса философии «Познаваем ли мир?» материалисты убеждены в возможности адекватного отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Субъективные идеалисты считают, что субъект в познании имеет дело лишь с со своими собственными мыслями, представлениями, ощущениями и не может выйти за пределы своего «Я». Объективные идеалисты считая мир познаваемым видят в этом процессе познание только абстрактной, вечно существующей идеи. То философское направление, которое оспаривает возможность познаваемости мира, называется агностицизмом. 2. Философия жизни Как философское направление сложилось в конце 19в. и существует сейчас. Оно начинается с философии Фридриха Ницше и развивается такими учеными как Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер и др. Центральное понятие этого направления – жизнь. Жизнь – это первичная реальность, целостный процесс, не тождественный ни духу, ни материи. Понятие жизнь многозначно и по-разному трактуется в различных вариантах философии жизни. Биологическое толкование характерно для Ницше и его последователей. Ницше считал, что в обществе, также как и в природе должен действовать закон естественного отбора. Попытка сдержать проявление этого закона - самая трагическая ошибка цивилизации. Ницше отвергает фундаментальные понятия классической философии (материя, сознание), считая, что они ничего не могут объяснить в осуществлении мировых процессов. На место этих понятий выходит категория жизни, которую Ницше определяет как полноценное проявление человеческой воли, выраженное в способности господствовать над другими и утверждать это господство. Для него жизнь – это воля к власти, это воля, которую надо не сдерживать, а наоборот, максимально проявлять. Космологическое толкование характерно для Бергсона. Он рассматривает жизнь как космический процесс, жизненный порыв, могучий поток творческого формирования. Культурно-историческое толкование характерно для Шпенглера. Каждой культуре присущ свой внутренний жизненный цикл, который разделен на три стадии: юность, расцвет и упадок. Представители этого направления философии считали, что наука не может быть эффективным средством познания жизни. Сущность жизни может быть постигнута с помощью интуиции. Творчество выступает в философии жизни как синоним жизни. БИЛЕТ 19 1.Сократ и сократические школы Сократ – древнегреческий философ, живший в Афинах в 5в до н.э. Сократ ничего не писал и сведения о его воззрениях дошли до нас из вторичных источников, главным образом из сочинений Платона и Ксенофонта. Важнейшая заслуга Сократа в истории философии состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Свой метод философствования Сократ называл майевтикой или повивальным искусством. Свою основную задачу видел в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других находить истину. Беседы протекали в поисках ответа на к.-л. вопрос, и в ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признанные неверными. Сократ впервые стал использовать индуктивные доказательства – выведение общих знаний из частных. В этике Сократ придерживался точки зрения согласно которой добродетель тождественна знанию и что человек, знающий что такое добро, никогда не поступит дурно. Сократ имел многочисленных последователей. Наибольшую известность получили киники и киренаики. Киники стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной оценке на себе определенного образа жизни. Так Диоген жил в бочке, сведя до минимума свои потребности. Киники стремились жить не по законам общества, отвергая общепринятые нормы поведения, а по своим собственным законам. Философия киников (преобладание этики над другими философскими дисциплинами) послужила источником стоицизма. Образ жизни киников оказал влияние на формирование христианского аскетизма. Киренаики (Киренская школа) в центре своей философии ставили этику. Считали, что поведение человека определяется его душой, которая имеет два состояния: плавное и резкое. Первое порождает наслаждение, второе – страдания и боль. Целью жизни считается счастье или возможность получить наслаждение. Но при этом надо оставаться свободным, не быть рабом жизненных благ, сохранять благоразумие. 2.Смысл и предназначение человека в мире Вопрос о смысле жизни есть вопрос предназначении человека. Вопрос не почему?, а для чего живет человек с незапамятных времен занимал человека. Альбер Камю писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том стоит или не стоит жизнь того чтобы ее прожить. Все остальное второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главных: 1) смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях. Для этого подхода характерно религиозное истолкование жизни. Суть состоит в неизбежном участии человека в богочеловеческой жизни, в подчинении судьбе, фатуму. Бог сотворил человека по своему образу и подобию, и человек своей жизнью должен проявит его. 2) смысл жизни находится за пределами жизни – в стремлении человека переустроить ее на основе добра, справедливости ради будущих поколений, их совершенства и процветания. Движение к этому светлому будущему есть прогресс. Прогресс, таким образом, предполагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни. 3) смысл жизни создается сими субъектом. Суть – жизнь не проистекает из прошлого и проектов будущего, жизнь сама по себе не имеет смысла. Только человек своей деятельностью создает свое бытие и тем самым выбирает и создает свою человеческую сущность. Эти подходы не следует абсолютизировать, им присущи и уязвимые места: фатализм, утопизм, субъективизм. |