КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» |
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции |
24.02.11 14:05 |
Страница 7 из 53
ТЕМА 2. УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ 1. Научные основы управления высшим учебным заведением 2. Принципы управления высшим учебным заведением 3. Структура управления высшим учебным заведением 4. Органы общественного самоуправления в высших учебных заведениях 5. Студенческое самоуправление 6. Куратор академической группы 7. Содержание методической работы в высшем учебном заведении
Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении зависит, прежде всего, от качества руководства педагогическим коллективом, т.е. деятельности, направленной на разработку и реализацию решений, организацию контроля и анализа результатов. Задачи, направления деятельности и структура высшего учебного заведения. В Законе Украины «О высшем образовании» определено, что основной целью деятельности высшего учебного заведения является обеспечение условий, необходимых для получения лицом высшего образования, подготовка специалистов для нужд Украины. Главными задачами высшего учебного заведения являются: 1)осуществление образовательной деятельности определенного направления, которая обеспечивает подготовку специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней и отвечает стандартам высшего образования; 2)осуществление научной и научно-технической (для высших учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации), творческой, художественной, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности; 3)обеспечение выполнения государственного заказа и соглашений на подготовку специалистов; 4)осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров и их аттестация в аккредитованных высших учебных заведениях третьего и четвертого уровней аккредитации; 5)изучение спроса на отдельные специальности на рынке труда и содействие трудоустройству выпускников; 6)обеспечение культурного и духовного развития личности, воспитание лиц, которые учатся в высших учебных заведениях, в духе украинского патриотизма и уважения к Конституции Украины; 7) повышение просветительно-культурного уровня граждан. Высшее учебное заведение осуществляет свою деятельность в таких направлениях: — учебная деятельность как основная направлена на организацию процесса обучения в высшей школе в соответствии с нормативными документами. Она способствует получению знаний студентами, формированию умений и навыков практической деятельности, т.е. формирует специалистов. Учебный процесс в высшей школе характеризуется органическим объединением учебного и научно-исследовательского аспектов; — воспитательная деятельность сориентирована на создание благоприятных условий для развития молодежи, воспитание студентов и побуждение их к самовоспитанию. Воспитательное влияние осуществляется, прежде всего, в процессе обучения путем использования потенциальных возможностей учебных дисциплин и во внеаудиторное время. Учебная и воспитательная деятельность тесно связаны между собой; — методическая деятельность способствует эффективности учебного процесса путем повышения педагогического мастерства преподавателей, разработка и воплощение в учебно-воспитательный процесс новых технологий обучения; — научно-исследовательская деятельность предусматривает объединение учебной деятельности преподавателя с его научно-исследовательской работой, что способствует не только обогащению науки новыми фактами, а и повышению уровня профессионализма преподавателей, более глубокому овладению их учебными предметами, воплощению достижений науки в практику; — культурно-просветительская деятельность реализуется через активное участие преподавателей и студентов в распространении научных знаний среди населения. Высшее учебное заведение действует на основании собственного Устава, который содержит: название, юридическое адрес, дату принятия решения о создании; перечень прав и обязанностей владельца (владельцев); объем гражданской правоспособности высшего учебного заведения; объем основных средств (размер уставного фонда), предоставленных собственником (владельцами); порядок образования, деятельности и полномочия органов управления высшим учебным заведением, права и обязанности руководителя; порядок избрания представителей в органы общественного самоуправления; источники поступления и порядок использования средств и другого имущества высшего учебного заведения; порядок отчетности, контроля за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности; концепцию образовательной деятельности; порядок внесения изменений в устав высшего учебного заведения; порядок реорганизации и ликвидации высшего учебного заведения; собственную символику и атрибутику; право обращаться с инициативой в органы управления высшим образованием о внесении изменений в действующие или разработке новых нормативно-правовых актов в области высшего образования, а также принимать участие в работе над проектами по их усовершенствованию; условия пользования земельными участками в порядке, установленном Земельным кодексом Украины. Структурные подразделения высшего учебного заведения создаются в соответствии с законодательством. Основными структурными подразделениями высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации являются кафедры и факультеты. Кафедра. Это базовое структурное подразделение высшего учебного заведения (его филиалов, институтов, факультетов), которое проводит учебно-воспитательную и методическую деятельность по одной или нескольким родственным специальностям, специализациям или учебным дисциплинам и осуществляет научную, научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность по определенным направлениям. Она создается решением ученого совета высшего учебного заведения при условии, если в ее состав входит не менее пяти научно-педагогических работников, для которых кафедра является основным местом работы, и не менее, чем трое из них имеют научную степень или ученое звание. Руководство кафедрой осуществляет заведующий кафедрой, который избирается на эту должность по конкурсу ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения – на семь лет). С заведующим кафедрой заключается контракт. Главными задачами кафедры являются создание условий для удовлетворения потребностей студентов в повышении уровня профессиональных и культурных знаний; подготовка высококвалифицированных специалистов по глубокими теоретическим и необходимым практическим знаниям; повышение квалификации персонала кафедры; повышение качества методического обеспечения учебного процесса; разработка новых технологий обучения; удовлетворение нужд предприятий и организаций в повышении квалификации их персонала; организация и проведение по заказам предприятий и организаций научных исследований и выполнение поисково-конструкторских работ; распространение научных, технических и культурных знаний среди населения. В пределах кафедры могут быть созданы группы (секции) преподавателей, связанных одной дисциплиной или обслуживанием одного факультета. По каждой группе заведующий кафедрой назначает руководителя по методическому обеспечению и организации учебной работы в группе. Факультет. Это основное организационное и воспитательно-научное структурное подразделение высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации, которое объединяет соответствующие кафедры и лаборатории. Он создается решением ученого совета высшего учебного заведения при условии, что в его составе работает не менее трех кафедр и учится не менее 200 студентов дневной (очной) формы обучения. Решение о создании факультета вне местоположения высшего учебного заведения государственной формы собственности принимается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки, другими центральными органами исполнительной власти, которым подчиняется высшее учебное заведение. Структурными подразделениями высшего учебного заведения четвертого уровня аккредитации могут быть научные, воспитательно-научные, научно-исследовательские и научно-производственные институты. Руководство институтом осуществляет директор, который избирается на должность по конкурсу сроком на пять лет. К структурным подразделениям высших учебных заведений относятся также: 1)воспитательно-научно-производственные центры (комплексы, институты), которые объединяют родственные факультеты, колледжи, техникумы, научные, научно-исследовательские, научно-производственные и проектные институты, исследовательские станции, кафедры, научные лаборатории, конструкторские бюро, воспитательно-исследовательские хозяйства, воспитательно-производственные комбинаты, экспериментальные заводы, фабрики, фирмы, клинические базы учреждений медицинского образования, полигоны, технопарки, другие подразделения; 2) воспитательно-научные центры (комплексы, институты), которые объединяют родственные факультеты, кафедры, научные лаборатории, центры, другие подразделения, которые обеспечивают подготовку специалистов по определенным специальностям (направлениям подготовки) и осуществляют научные исследования по определенному направлению; 3) научно-исследовательские центры (комплексы, институты), которые объединяют родственные научные лаборатории, центры, другие подразделения по определенным направлениям научно-исследовательской работы. Высшее учебное заведение должно иметь в своем составе библиотеку, которую возглавляет директор (заведующий). Директор библиотеки избирается ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения – на семь лет). При высшем учебном заведении могут работать также подготовительные отделения (подразделения), подразделения переподготовки и повышения квалификации кадров, лаборатории, учебно-методические кабинеты, компьютерные и информационные центры, воспитательно-производственные и творческие мастерские, опытно-исследовательские хозяйства, производственные структуры, издательства, спортивные комплексы, учреждения культурно-бытового назначение та другие подразделения, деятельность которых не запрещена законодательством.
Научно обоснованное руководство высшими учебными заведениями предусматривает соблюдение таких принципов управления: 1. Принцип создания государства. Сущность его состоит в направлении деятельности всех звеньев высших учебных заведений на утверждение и развитие государственности Украины, подъем их уровня до международных стандартов. 2. Принцип научности. Он предусматривает учет во время организации учебно-воспитательного процесса достижений педагогики, психологии, владение всеми методиками преподавания учебных дисциплин. 3. Принцип демократизации. Решая проблемы деятельности учебного заведения, руководитель должен учитывать мнения членов педагогического и студенческого коллективов, общественности, систематически отчитываться о своей работе перед коллективом работников высшего учебного заведения. |