КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» |
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции |
24.02.11 14:05 |
Страница 2 из 53
ТЕМА 1. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ 1. Общие основы построения системы высшего образования в Украине 2. Направления совершенствования высшего образования и Болонский процесс. 3. Структура системы высшего образования в Украине 4. Управление высшим образованием
Система высшего образования Украины отображает цель и задачи общества, обусловленные законами его развития и выражает политику государства, нужды общественного развития в области образования и воспитания специалистов высшей квалификации. В ней находят свое отражение государственная политика, уровень экономики и культуры, национальные особенности украинского народа, его традиции и т.п. Система высшего образования – совокупность высших учебных заведений, которые обеспечивают фундаментальную научную, профессиональную и практическую подготовку , получение гражданами образовательно-квалификационных уровней ; в соответствии с их желаниями и способностями, совершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение квалификации. В Украине перечень направлений и специальностей насчитывает 76 программ подготовки бакалавров и свыше 500 специальностей в программах подготовки магистров. Закон Украины «О высшем образовании» (ст. 3) гарантирует гражданам Украины право на бесплатное высшее образование во всех государственных высших учебных заведениях независимо от пола, расы, национальности, социального и имущественного состояния, рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, принадлежности к партиям, отношения к религии, вероисповедания, состояния здоровья, местожительства и других обстоятельств. Это право обеспечивается: — разветвленной сетью учебных заведений, основанных на государственной и других формах собственности, научных учреждений, учреждений последипломного образования; — открытым характером учебных заведений, созданием условий для выбора профиля обучения и воспитания соответственно способностям, интересам гражданина; — разными формами обучения (стационар, заочная, вечерняя, экстернат). Национальная доктрина развития образования в Украине с целью обеспечения равного доступа к получению качественного высшего образования предусматривает: — внедрение эффективной системы информирования общественности о возможностях получения высшего образования; — создание условий для получения безвозмездного высшего образования на конкурсных началах в государственных и коммерческих учебных заведениях; — совершенствование правовых основ получения образования за счет бюджетов всех уровней и средств юридических и физический лиц; — создание условий для получения высшего образования детьми-сиротами, детьми, лишенными родительской опеки и детьми-инвалидами; — расширение возможностей получения высшего образования путем индивидуального кредитования; — обеспечение высокого качества высшего образования и профессиональной мобильности выпускников высших учебных заведений на рынке труда путем интеграции высших учебных заведений разных уровней аккредитации, научных учреждений и предприятий, внедрения гибких образовательных программ и информационных технологий обучения; — соблюдение основ демократичности, прозрачности и гласности в формировании контингента студентов, в т.ч. путем объективного тестирования, создании условий для обеспечения обучения соответственно потребностям личности и рынка труда. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях может осуществляться с отрывом от производства (очная), без отрыва от производства (вечерняя, заочная), путем объединения этих форм (очно-заочная), экстерном, а также как форма дистанционного обучения. Очная форма обучения. При этой форме обучение осуществляется с отрывом от производства с основным акцентом на аудиторные занятия при условии непосредственного контакта студентов с преподавателями и между собой. Преимущества такого обучения состоят в максимальном объеме учебно-воспитательного взаимовлияния всех участников учебного процесса, в возможностях использования всех видов педагогического контроля, в широком использовании групповых методов и форм обучения, в возможностях предоставления максимального объема материала. Заочная форма обучения. В этой форме доминирует самостоятельная работа студентов. Непосредственные контакты студентов и преподавателей сужены. Контроль семестровый и выпускной. Особенностью этой формы обучения является то, что для некоторых видов образования (например, медицинской) она практически не может быть применена. Очно-заочная (вечерняя) форма обучения. Это одна из форм подготовки специалистов высшей квалификации без отрыва от трудовой деятельности. Высшее образование приобретают в вечерних высших учебных заведениях или на вечерних факультетах, которые существуют в большинстве высших учебных заведений. |