КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» |
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции |
24.02.11 14:05 |
Страница 4 из 53
6. Научный, светский характер образования. В украинском высшем учебном заведении обучение имеет светский характер, т.е. в учебных заведениях не излагают религиозных предметов. На всех этапах обучения и воспитания студенты приобретают научные знания о природе, обществе, науке, культуре, формируя на их основе научное мировоззрение, моральные, правовые, эстетические и другие ценности. 7. Интеграция с наукой и производством. Этот принцип предусматривает изучение научных достижений, постоянное совершенствование образования на основе достижений науки, техники, культуры, усиление мировоззренческих функций обучения. Объединение образования с производством имеет не только воспитательный эффект, а и экономический, поскольку является средством всестороннего развития личности молодого человека. 8. Взаимосвязь с наукой других стран. Образование в нашем государстве строится на интенсивном использовании достижений мировой науки по совершенствованию содержания и технологии обучения, подготовки высококвалифицированных специалистов. 9. Гибкость и прогнозируемость системы образования. Этот принцип предусматривает вариативность, саморегуляцию и беспрерывное обновление национального образования, его адаптацию к новым требованиям развития нашего общества. 10.Единство и преемственность системы образования. Украинская система высшего образования построена на принципе последовательности и преемственности обучения во всех звеньях и имеет единую цель – подготовку высококвалифицированного специалиста. Единство цели образования обеспечивает внутреннее единство структуры и организационных основ системы образования. 11.Непрерывность и разнообразие системы образования. Непрерывность образования реализуется путем согласования содержания и координации учебно-воспитательной деятельности на разных ступенях образования, которые функционируют как продолжение предыдущих и предусматривают подготовку студентов к возможному переходу на следующие ступени. 12.Объединение государственного управления и общественного самоуправления в образовании. Этот принцип состоит в распределении функций в управлении образованием между государственными органами и органами самоуправления. Перспективы вхождения системы высшего образования Украины в Зону европейского высшего образования предусматривает ее построение с учетом принципов, которые основываются на университетской хартии, принятой в Болонье в 1988 г. К основным принципам деятельности этой системы относятся: 1. Принцип объединения автономии с ответственностью. В соответствии с этим принципом университеты должны иметь право формировать свою стратегию, выбирать свои приоритеты в обучении и проведении научных исследований, расходовать свои ресурсы, профилировать свои программы и устанавливать свои критерии для приема профессоров и студентов. Европейские высшие учебные заведения нуждаются в необходимой организационной свободе, четких и благоприятных условиях регулирования и достаточном финансировании. 2. Принцип ответственности образования перед обществом. Зона европейского высшего образования основывается на европейских традициях ответственности образования перед обществом, на широком и открытом доступе как к доступенчатому, так и послеступенчатому обучению; на образовании для развития личности и обучении на протяжении всей жизни; на гражданской как кратковременной, так и долгодействующей социальной целесообразности. 3. Принцип высшего образования, которое основывается на научных исследованиях. Он предусматривает создание Зоны европейских научных исследований. 4. Принцип организации диверсификации (лат. - разный и делать). Европейское высшее образование характеризуется разнообразием языков, национальных систем, типов институтов, ориентацией профилей подготовки и учебных планов. Вместе с тем его эффективность зависит от способности организовать это многообразие так, чтобы получить положительные результаты. Высшие учебные заведения стремятся к конвергенции (сближению), т.е. иметь дело с многообразием как с активом, а не причиной для непризнания или исключения. Организация национальной системы высшего образования в Украине в соответствии с указанными принципами в процессе развития независимого государства делает систему высшего образования качественно новой, приближает ее к европейским стандартам.
В Государственной национальной программе «Образование» («Украина XXI столетие») намечены такие основные пути реформирования высшего образования: — разработка и внедрение обоснованной методики, которая бы помогала определить перспективную потребность государства в специалистах разного уровня квалификации; — разработка и внедрение аналитических, статистических, имитационных, ситуационных моделей прогнозирования объемов подготовки специалистов с учетом развития областей хозяйства и особенностей регионов Украины; — объединение возможностей государственной и негосударственной системы высшего образования для подготовки специалистов разных специальностей с учетом запросов отдельных регионов; — совершенствование системы комплектования контингента студентов высших учебных заведений; — определение направлений базового высшего образования и соответствующих специальностей по квалификационным уровням, разработка квалификационных характеристик специалистов с учетом отечественного и зарубежного опыта и при участии заказчиков; — оптимизацию сети высших учебных заведений на основе научного анализа схемы их размещения; — определение содержания и системы университетского образования, преобразование университетов в ведущие национальные образовательные, научные, культурные и методические центры; — создание научных центров (университет, институт, колледж, техникум, профессиональное училище и т.п.), международных университетов в их составе, региональных и отраслевых университетов; |