КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» |
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции |
24.02.11 14:05 |
Страница 8 из 53
4. Принцип гуманизации. Он предусматривает формирование гуманной личности гуманными средствами во всех звеньях взаимоотношений: администрация — преподаватели, студенты, родители; преподаватели — преподаватели; преподаватели — студенты, родители; студенты — студенты; студенческие лидеры — рядовые студенты; студенты — родители. 5. Принцип целеустремленности. Сущность его состоит в четком перспективном и ежедневном планировании всех направлений учебно-воспитательной и других видов деятельности высшего учебного заведения с учетом его возможностей. 6. Принцип компетентности. Согласно с ним все работники высшего учебного заведения должны иметь высокий уровень профессиональной подготовки, общую эрудицию, добросовестно исполнять служебные обязанности. 7. Принцип оптимизации. Заключается в создании в учебном заведении надлежащих условий для обеспечения его работникам возможностей для эффективной деятельности. 8. Принцип инициативы и активности. Предусматривает наличие этих качеств у руководителя высшего учебного заведения и создание условий для творческих поисков всеми работниками. 9. Принцип объективности в оценивании выполнения работниками высшего учебного заведения своих обязанностей. Речь идет о систематическом контроле деятельности работников учреждения, объективное оценивание ее результатов, гласность и учет мнений педагогического коллектива. 10.Принцип объединения коллегиальности с персональной ответственностью. Руководитель учебного заведения несет полную ответственность за учебно-воспитательную деятельность перед государственными органами, но во время принятия важных решений по вопросам деятельности своего учреждения обязан принимать во внимание мнение членов коллектива, если оно не противоречит законам Украины. 11.Принцип автономии и самоуправления. Этот принцип предусматривает право самостоятельно определять формы обучения, формы и виды организации учебного процесса, нанимать на работу педагогических, научно-педагогических и других работников; предоставлять дополнительные образовательные услуги; по установленному порядку открывать структурные подразделения, осуществлять издательскую деятельность, развивать полиграфическую базу; объединять свою деятельность на основании соглашений с деятельностью других юридических лиц; принимать участие в работе международных организаций; вводить собственную символику и атрибутику; принимать участие в разработке нормативно-законодательной базы; бессрочно и бесплатно пользоваться выделенными земельными участками. Уровень автономии высшего учебного заведения расширяется с предоставлением ему статуса национального. Он может быть главным распорядителем средств Госбюджета Украины (отдельная позиция финансирования); заключать государственные контракты с исполнителями госзаказа для нужд учебного заведения; принимать решения по изменению собственности определенных объектов; выступать арендодателем недвижимого имущества (без согласования с МОН Украины); устанавливать и присваивать звание доцента и профессора соответствующего национального ВУЗа; определять и устанавливать собственные формы морального и материального поощрения работников учебного заведения. От соблюдения всех принципов управления высшим учебным заведением в значительной мере зависит эффективность его деятельности.
Управление высшим учебным заведением требует решения стратегических, практических и оперативных задач. Стратегические задачи управления определяются долгосрочностью результатов, влиянием на все направления деятельности высшего учебного заведения. Примерами стратегических управленческих задач является открытие новых специальностей, кафедр, факультетов, филиалов, строительство помещений, приобретение дорогого учебного оборудования и т.п. К стратегическим задачам управления принадлежит также разработка и внедрение принципов и правил оплаты труда и дополнительных поощрений, распределение финансовых потоков и т.п. Практические задачи управления отличаются конкретной привязкой ко времени выполнения. Это составление годовых рабочих планов, семестрового расписания, планов ремонта, распределение учебной нагрузки между преподавателями, печатания учебных пособий и др. Оперативные задачи управления решаются каждый день и связаны с обеспечением процесса жизни высшего учебного заведения. Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет его руководитель — ректор (президент). Он, в пределах предоставленных ему полномочий, решает все вопросы деятельности высшего учебного заведения: утверждает его структуру и штатное расписание; издает приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками и структурными подразделениями высшего учебного заведения; представляет высшее учебное заведение в государственных и других органах, отвечает за результаты его деятельности перед органом управления, в подчинении которого находится высшее учебное заведение; является распорядителем имущества и средств; выполняет сметы, заключает соглашения, выдает доверенности, открывает банковские счета; принимает на работу и освобождает с работы сотрудников; обеспечивает охрану труда, соблюдение законности и порядка; определяет функциональные обязанности работников; формирует контингент лиц, которые учатся в высшем учебном заведении; отчисляет и восстанавливает на обучение лиц, которые учатся в высшем учебном заведении; контролирует выполнение учебных планов и программ; контролирует соблюдение всеми подразделениями штатно-финансовой дисциплины; обеспечивает соблюдение служебной и государственной тайны; осуществляет контроль качества работы преподавателей, организации учебно-воспитательной и культурно-массовой работы, состояния физического воспитания и здоровья, организовывает бытовое обслуживание участников учебно-воспитательного процесса и других работников высшего учебного заведения; вместе с профсоюзными организациями представляет на утверждение высшему коллегиальному органу общественного самоуправления высшего учебного заведения правила внутреннего распорядка и коллективный договор и после утверждения подписывает его. Руководитель высшего учебного заведения отвечает за проведение образовательной деятельности в высшем учебном заведении, за результаты финансово-хозяйственной деятельности, состояние и сохранность зданий и другого имущества. Для решения основных вопросов деятельности в соответствии с Уставом он создает рабочие и совещательные органы, а также определяет их полномочия. Согласно Уставу он может делегировать часть своих полномочий своим заместителям и руководителям структурных подразделений. Руководитель высшего учебного заведения ежегодно отчитывается перед владельцем (владельцами) или уполномоченным им (ими) органом (лицом) и высшим коллегиальным органом общественного самоуправления высшего учебного заведения. В демократической модели ректор управляет через консультации, делегирование решений и экспертный анализ вариантов действий. Руководство факультетом осуществляет декан. Он организовывает выполнение распоряжений администрации ВУЗа и контролирует ход их выполнения, подготовку и реализацию учебных планов и учебных программ, контролирует качество их выполнения; руководит составлением расписания учебных занятий и осуществляет контроль его выполнения; осуществляет контроль за учебным процессом, использованием технических средств и технологий обучения; управляет приемом на первый курс, формирует академические группы; организовывает целевое и контрактное обучение студентам; организовывает учет успешности студентов, представляет студентов к переводу на следующий курс, допускает к сдаче государственных экзаменов и защите дипломных работ (проектов); представляет студентов на назначение стипендий и надбавок к ним, на академический отпуск, на индивидуальный график обучения, на отчисление из ВУЗа; контролирует выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, качество их выполнения, использование их результатов для совершенствования учебного процесса; распределяет бюджетные средства по научной тематике; определяет контингент аспирантов; организовывает работу государственных аттестационных и экзаменационных комиссий, представляет состав диссертационных советов, контролирует качество подготовки аспирантов, докторантов, стажеров и соискателей; развивает формы самоуправления среди студентов факультета, поддерживает связи с общественными организациями; проводит работу по содействию трудоустройству выпускников; управляет формированием штатного состава заведующих кафедрами, преподавателей, воспитательно-вспомогательного и научно-исследовательского персонала; организовывает аттестацию персонала; контролирует учебную нагрузку преподавательского состава и качество ее выполнения; осуществляет планирование издания учебной и методической литературы, контролирует уровень методического обеспечения на кафедрах; издает распоряжения по факультету. Декан издает распоряжения, которые касаются деятельности факультета. Они являются обязательными для выполнения всеми работниками факультета и могут быть упразднены лишь руководителем высшего учебного заведения, если противоречат закону, уставу или наносят ущерб интересам высшего учебного заведения. Руководство кафедрой осуществляет заведующий. Он организовывает подготовку и реализацию учебных планов и учебных программ, контролирует качество их выполнения; руководит распределением нагрузки преподавателей кафедры и контролирует ее; осуществляет контроль учебного процесса, использования технических средств и технологий обучения; принимает участие в приеме на первый курс, формировании академических групп; организовывает целевое и контрактное обучение студентам кафедры; допускает к сдаче государственных экзаменов и защите дипломных работ (проектов); согласовывает представление студентов на академический отпуск, на индивидуальный график обучения, на отчисление из ВУЗа; контролирует выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, качество их выполнения, использование их результатов для совершенствования учебного процесса; определяет контингент аспирантов, докторантов, стажеров и соискателей кафедры; развивает формы самоуправления среди студентов кафедры, поддерживает связи с общественными организациями; проводит работу по содействию трудоустройству выпускников, организует поддержку связей с выпускниками; управляет формированием штатного состава кафедры (преподавательским, воспитательно-вспомогательным и научно-исследовательским персоналом); проводит заседания кафедры при подготовке конкурсного отбора преподавателей и научных работников; осуществляет планирование издания учебной и методической литературы и др. Коллегиальным органом высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации является ученый совет, который формируют сроком до пяти лет (для национального высшего учебного заведения — до семи лет). К его компетенции принадлежат: представление высшему коллегиальному органу общественного самоуправления проекта устава, а также изменений и дополнений к нему; принятие финансовых плана и отчета высшего учебного заведения; представление предложений руководителю высшего учебного заведения по назначению и освобождению от должности директора библиотеки, а также назначение и освобождение от должности проректоров (заместителей руководителя), директоров институтов и главного бухгалтера; избрание на должность тайным голосованием заведующих кафедрами и профессоров; принятие учебных программ и учебных планов; принятие решений по вопросам организации учебно-воспитательного процесса; принятие основных направлений научных исследований; оценивание научно-педагогической деятельности структурных подразделений; принятие решений по кандидатурам для присвоения ученых званий доцента, профессора, старшего научного сотрудника и др. Ученый совет высшего учебного заведения возглавляет председатель — руководитель высшего учебного заведения. В состав ученого совета высшего учебного заведения входят заместители руководителя высшего учебного заведения, деканы, главный бухгалтер, руководители органов самоуправления, а также выборные представители, которые представляют научно-педагогических работников и избираются из числа заведующих кафедрами, профессоров, докторов наук; выборные представители, которые представляют других работников высшего учебного заведения и работают в нем на постоянной основе, соответственно квотам, определенным в Уставе высшего учебного заведения. При этом не менее чем 75 процентов общей численности его состава должны представлять научно-педагогические работники высшего учебного заведения. Выборные представители избираются высшим коллегиальным органом общественного самоуправления высшего учебного заведения, заседанием структурных подразделений, в которых они работают. |