Инженерно – экономическое обоснование проекта реконструкции сыродельного цеха, расширение ассортимента и количества производимых сыров в ОАО «Новатор» |
Технологические - Курсовая | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 5 из 12
В процессе анализа ценовой ситуации на продовольственном рынке сопоставляются внутренние и мировые цены, рассчитываются индексы цен, анализируется динамика их изменения по периодам, определяются соотношения цен на отдельные виды молочной продукции. Динамика изменения цен сопоставляется с динамикой доходов населения. Изучение цены на молочные изделия на уровне отдельного предприятия предполагает анализ методов и подходов ее установления, рассмотрение их особенностей, достоинств и недостатков. Данные о среднедушевом потреблении молочной продукции, ее экономической и физической доступности являются основой для расчета показателей, характеризующих степень и остроту продовольственной безопасности региона. К основным показателям относят: – уровень самообеспеченности региона – отношение стоимости продовольствия произведенного и потребленного в регионе за счет собственных возможностей, ко всему закупленному и потребленному в регионе. –доступность продовольствия – отношение стоимости потребительской корзины к среднемесячному доходу на душу населения. –достаточность потребления – отношение фактического потребления к научно-обоснованной норме. Оценить величину реального спроса и предложения на рынке молочной продукции в современных условиях достаточно сложно, т. к. экономическая среда еще далека от нормальной рыночной. Сельское население производит молоко преимущественно для собственного потребления, что сужает емкость рынка. Низкая покупательная способность большинства потребителей происходит за счет натурализации доходов, что ограничивает спрос на молочные продукты и соответственно негативно влияет на формирование товарного предложения. Кризисная ситуация, сложившаяся в отрасли животноводства и сфере промышленной переработки молока обусловила существенное ухудшение обеспечения населения этими ценными продуктами питания. Уровень среднедушевого потребления молочной продукции населением Украины и ее южных областей за последние годы уменьшился в значительных размерах. В 2002 г. впервые за исследуемый период наблюдается увеличение среднедушевого потребления молочной продукции: по сравнению с 2001 г. показатель потребления молокопродукции в Украине возрос на 9,5 %, а в южных областях – на 16,6 %. Итак, преступим непосредственно к расчетам потребности населения в твердых сырах. Сыры своего производства ОАО «Новатор» реализует не только по Джанкою и Джанкойскому району, но и в Красногвардейском, Красноперекопском, Нижнегорском, Первомайском и других районах АР Крым. В этих регионах нет другого молокозавода по производству твердых сыров, поэтому продукция «Новатора» пользуется большим спросом у населения благодаря довольно высокому качеству готовой продукции и умеренной цене на нее. К тому же сыры ОАО «Новатор» чаще всего попадают на прилавки более свежими, чем сыры других марок, за счет близости рынка к производству. Также реализация сыров ОАО «Новатор» производится в некоторых районах южных областей Украины (Херсонская, Запорожская). Расчет потребности населения в твердых сырах будем производить с учетом населения всех перечисленных выше районов, но без учета южных областей Украины. Постоянное количество населения в этих районах, а также в городах Джанкой и Красноперекопск указано в таблице 4. Таблица 4. – Количество постоянного населения по некоторым регионам АР Крым.
Институтом пищевых технологий разработаны научно обоснованные нормы потребления молока и молочных продуктов (табл. 5). Рекомендуется такой рацион питания, в составе которого молоко и молочные продукты составляют 1/3 суточной потребности организма человека в энергии и основных питательных веществ. А это 1000 ккал. Таблица 5. – Научно обоснованные нормы потребления человеком молока и молочных продуктов (по Давыдову Р.Б., Соколовскому В.П.)
Из таблицы видно, что суточное потребление сыров для человека составляет 18 г. Общая численность постоянного населения представленных регионов 361368 человек. Следовательно, количество сыра, которое потребит население данных регионов за сутки будет равно: 18 * 361368 = 6504,624 кг. И это расчеты только относительно постоянного населения, без учета приезжих отдыхающих в летний период. И без учета южных областей Украины, где также реализуются сыры производства ОАО «Новатор». Правда, и учесть количество импортированных сыров в Северную часть Крыма и уровень платежеспособности населения этой части довольно сложно. Но статистические данные и результаты исследований рынка, как было уже сказано в данной работе, демонстрируют, что разница между потребленным и произведенным сыром составляет 30—40 % и продолжает увеличиваться.
|