Дипломная работа Организация и совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии (на примере СООО «Крымтеплица» Симферопольского района АР Крым) |
Экономические - Дипломные работы по экономическим темам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 10 из 15
Таким образом, основная часть продукции СООО «Крымтеплица» реализуется по оптовому каналу, эффективность которого можно отметить в следующей таблице 2.12
Таблица 2.12 - Эффективность оптовой торговли СООО «Крымтеплица» симферопольского района
Осуществление оптовой торговли для СООО «Крымтеплица» является достаточно эффективным. За анализируемый период 2005-2007 г. г. прибыль заметно увеличилась: по сравнению с 2007 годом в 2005 году получили на 1537,1 тыс. грн. больше или в 3,7 раз увеличился объем продаж по овощам в целом. Рентабельность по овощам –всего также возросла – на 12,2% .Если рассматривать отдельно по каждому виду продуктов, то можно отметить такие изменения: в 2007 году показатель прибыли по огурцам возрос по сравнению с 2002 годом почти в 7 раз, по томату – в три раза и по реализации перца получили прибыли в четыре раза больше. В общем все показатели рентабельности за три года также увеличились.
Для предприятия на данном этапе развития заниматься оптовой торговлей, наверное, намного выгоднее, чем продавать свои продукты в розницу, а если подумать о покупателях, то конечно же они приобретают эту же продукцию по более высоким ценам, чем если ту же продукцию они покупали в фирменном специализированном овощном магазине.
Таблица 2.13 - Эффективность розничной торговли СООО «Крымтеплица» симферопольского района.
Розничная торговля непосредственно связана с продажей товаров и услуг конечным потребителям для личного пользования.
СООО «Крымтеплица» осуществляет розничную торговлю в небольших размерах – всего 20% всех овощей, хотя показатели прибыли в 2007 году по сравнению с 2005 годом по овощам в целом увеличились в 5,5 раза, а рентабельности – на 1,8%.
Если рассмотреть продажу продукции овощеводства в 2007 году, то огурцов было реализовано в розницу – 20%, томаты в структуре заняли 75%, перец в свою очередь – 5%. В 2007 году огурцы составили –53,7%, то есть продажа в розницу превысила показатели прошлого года на 33,7%, томаты и перец продали на 29,8% и 1,8% соответственно меньше. Продажа в 2007 году: огурцы –36,1%., что на 17,6% меньше предыдущего года, томаты – в два раза больше реализовали и перца – 3,3%.
По сравнению с оптовой торговлей розничная имеет ряд своих преимуществ:
- информирование потребителей через рекламу, витрины, надписи, персонал;
- прямое общение с потребителями;
- проведение отбора товаров, осуществление сортировки, составление требуемого ассортимента;
- определение спроса и предложения на конкретные виды товаров;
- исследование конъюнктуры на товарном рынке;
- размещение товаров, проведение операций по приемке, маркировке, установление цен на товары;
Здесь также необходимо отметить и размещение магазина, так как в зависимости от места положения торговой палатки, магазина, объемов продажи, объема разовой покупки клиента – все это влияет на установление цен на товары.
Сложившаяся демографическая ситуация на Украине обуславливает снижение спроса на продукцию на внутреннем рынке. Кроме того, переориентация населения как сельского, так и городского на самообеспечение овощной продукции еще более усиливает негативное влияние на развитие рынка. Немаловажную роль играет такой фактор маркетинговой среды как уровень доходов населения.
Иностранные маркетологи установили, что с повышением жизненного уровня изменяется структура питания населения - уменьшается потребление хлеба и картофеля, увеличивается – хлеба и овощей. По мнению экспертов, уровень жизни населения в Крыму приблизительно на 30% ниже, чем в среднем по Украине, что вызвало более низким уровнем заработной платы по сравнению с промышленными регионами.
Оценивая степень доступность большинства продуктов питания нельзя не отметить факт недостаточного уровня заработной платы для обеспечения продовольственной корзины в большинстве слоёв населения. Из-за высоких цен на овощи не каждый сегмент потребителей способен их приобретать в соответствии с рекомендуемой нормой потребления.
Каждое предприятие функционирует не изолированно, на деятельность предприятия влияет маркетинговая среда, которая определяется как совокупность субъектов и сил, действующих за пределами предприятия, фирмы и влияющих на возможность менеджеров устанавливать и поддерживать отношения успешного сотрудничества с целевыми клиентами. Маркетинговая среда предприятия включает в себя факторы макросреды и микросреды. Для выработки маркетинговой стратегии деятельности предприятия и принятия конкурентоспособных управленческих решений необходимо постоянно проводить анализ среды.
В стратегическом планировании деятельности компании и маркетинга разработано несколько аналитических подходов, дающих возможность решать задачи оценки текущего состояния бизнеса и перспектив его развития. Одним из основных подходов является ситуационный анализ. Используя «SWOT-анализ» проведена оценка влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельности СООО «Крымтеплица».
Для определения сильных и слабых сторон необходимо:
1. Составить перечень параметров, по которым будет оценено формирование рынка.
2. По каждому из параметров определить, что является сильной, а что слабой стороной.
При определении сильных и слабых сторон использованы результаты проведённых маркетинговых исследований с помощью метода наблюдения, анкетного опроса и анализ документов.
Сильные и слабые стороны могут считаться лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. В анализ включаются только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой её видит рынок(приложение 3). Например, качество овощей будет силой только если оно работает лучше, чем у конкурентов.
Составление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития рынка овощей:
1. Как воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны рынка?
2. За счёт каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
3. Какие слабые стороны рынка овощей могут помешать воспользоваться возможностями?
В SWOT-анализе необходимо не только раскрыть сильные и слабые стороны, угрозы и возможности, но и попробовать оценить их с точки зрения того, насколько важным они являются при формирования рынка. Для этого каждую сильную и слабую сторону, возможность (или угрозу) нужно оценить по двум параметрам, поставив себе два вопроса: «Насколько высока вероятность того, что это случится?» и «Насколько это может повлиять на формирование рынка овощей.
Заполнив эту матрицу, можно определить, что:
1.Определены основные направления развития рынка овощей.
2.Сформулированы основные проблемы развития рынка овощей.
Проанализировав и сопоставив возможности с сильными сторонами рынка овощей приходим к выводу, что за счёт увеличения объёмов производства овощей в соответствии с потребностями будут удовлетворены потребности потребителей, при данных условиях для предприятий будет удобно организовать круглогодичную торговлю через склад-магазин на рынках г. Симферополя, причём наличие специализированных холодильников положительно обозначится на качестве продукции при условии долгосрочной реализации.
Кроме того, будет представлена продукция с разным видом обработки, рассчитанная для нескольких групп потребителей в зависимости от их желания платить дополнительную сумму за очищенную, отсортированную или упакованную продукцию. Опираясь на сильные стороны предприятий, можно снижать угрозы, применяя гибкую ценовую политику для борьбы с нежелательными конкурентами. Основным из слабых сторон для реализации возможностей может быть недостаток средств, необходимых для покупки сортировочной и упаковочной линии, и отсутствие торговой марки предприятий. Основной угрозой, увеличенной слабыми сторонами для предприятий будет отсутствие системы гарантированного сбыта нестандартной продукции, которая появляется вследствие плохих погодных условий. Кроме того, будет представлена продукция с разным видом обработки, рассчитанная для нескольких групп потребителей в зависимости от их желания платить дополнительную сумму за очищенную, отсортированную или упакованную продукцию. Опираясь на сильные стороны предприятий, можно снижать угрозы, применяя гибкую ценовую политику для борьбы с нежелательными конкурентами. Основным из слабых сторон для реализации возможностей может быть недостаток средств, необходимых для покупки сортировочной и упаковочной линии, и отсутствие торговой марки предприятий. Основной угрозой, увеличенной слабыми сторонами для предприятий будет отсутствие системы гарантированного сбыта нестандартной продукции, которая появляется вследствие плохих погодных условий.
Правда, тепличное хозяйство для подстраховки имеет собственный парк машин, которые развозят готовую продукцию по рынкам и магазинам. На рынках торгуют, как правило, прямо с машин или, например, в районах Московского и Куйбышевского рынков стоят специально оборудованные овощные киоски, где работают реализаторы овощной продукции СООО «Крымтеплица».
Таблица 2.14 - Матрица SWOT-анализа маркетинговой среды СООО «Крымтеплица»
В обыкновенные магазины овощи также поставляются на реализацию. Хоть это агрокомбинату и невыгодно, однако он вынужден на это идти, чтобы не потерять контакты со стационарными торговыми точками. Ведь будущее все равно за цивилизованной торговлей, которую крайне необходимо развивать, поддерживать, стимулировать.
Следовательно, в ближайшем будущем есть надежда на то, что отрасль овощеводства будет настолько эффективно функционировать, что нам не придется импортировать овощи сомнительного качества из Турции, Испании, Голландии. А наше родное производство будет как и прежде – расти и процветать, только для этого понадобится приложить значительные усилия – и физические, и моральные, и материальные. |