ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА КРУ ОАО КБ «НАДРА» г. СИМФЕРОПОЛЬ АРК 200 |
Экономические - Дипломные работы по экономическим темам |
Страница 7 из 30
Кредиты на новое строительство, техническое переоснащение и расширение действующих предприятий, и их реконструкцию, т. е. на создание и обновление основного капитала, предоставляются на сроки, обусловленные нормативными сроками строительства, освоения и окупаемости объекта. Эти сроки, как правило, превышают 12 месяцев. Другими словами, основной капитал предприятия формируется с помощью средне - и долгосрочного кредитования.
От соблюдения принципа срочности зависит возможность банка предоставлять новые кредиты, т. к. одним из источников кредитования являются возвращенные ссуды. Нарушение этого принципа означает превращение срочной задолженности по кредитам в просроченную.
Гарантией возвратности кредита является имущество заемщика. Коммерческие банки также могут выдавать бланковые кредиты, однако их количество ограничено, т. к. они связаны с большим риском для банка.
1.2 Организация учета кредитных операций
Согласно закону Украины «О банках и банковской деятельности», кредитной операцией называется какое-либо соглашение между банком и контрагентом (клиентом или другим банком), согласно которому банк за вознаграждение предоставляет денежные средства в распоряжение контрагента на условиях срочности и возвратности [4].
Организация кредитных взаимоотношений банка и клиентов определяется многими факторами, которые включают стратегию и тактику банка, квалификацию банковских работников, размер уставного и собственного капитала, кредитную политику банка и т. д.
В банковской практике выделяют следующие этапы кредитования (рис. 1.4.):
I. Предварительный этап – подготовка. Согласно законодательству и принятой политике банка в отрасли кредитования предусматриваются общие принципы и ограничения кредитования. На да нном этапе определяют принципы, цель, условия выдачи кредита разным категориям заемщиков, границы компетенций при принятии решений о выдаче ссуд, предельные размеры, требования относительно погашения задолженности, порядок выдачи кредита акционерам, работникам, комплекс методов контроля качества кредитного портфеля.
При первом контакте с клиентом выявляют причины появления потребности в кредитных ресурсах, и по результатам собеседования планируют задачи как для клиента, так и для работника банка.
II. Текущий этап. Диагноз: цель – собрать и проанализировать информацию для того, чтобы оценить, какую помощь может получить клиент. В процессе предварительного диагноза кредитный работник использует метод сравнения данных отчетного период а с предшествующим, плановых заданий с фактическими достижениями, отраслевыми нормами. Диагностика является основой для следующей процедуры кредитования – планирования. Процесс планирования предусматривает поиск и оценку информации о возможных путях принятия решения.
На этом этапе оценивают кредитоспособность клиента, определяются с оценкой альтернативных решений, вносят предложения клиенту на основе проведенной оценки. По результатам оценки кредитоспособности принимают решение о предоставлении кредита и связанным с ним риском на основе дальнейшего планирования.
Оценка риска. Риск может быть связан как с неуплатой основного долга, процентов, так и с обеспечением. Обеспеченность возврата кредита зависит от формы и реальной экономической ситуации, которая складывается под влиянием различных экономических факторов, основным из которых является финансовое состояние заемщика, а также качество обеспечения, которое предлагается им как гарантия возврата кредита и процентов. В зависимости от результатов оценки кредитоспособности предприятия и обеспечения кредита степень риска несвоевременного возврата кредита и процентов для банка изменяется.
Рис. 1.4. Этапы процесса кредитования [35]
После определения возможных рисков, клиенту предлагается скорректировать его заявку, а затем определяют пункты договора, которые требуют согласования.
Подписание кредитного договора и других документов (договора залога, поручительства, гарантии), условия которых определяет банк на основе результатов, полученных на предыдущих этапах. В процессе структуризации ссуды определяют характеристики кредита: вид кредита, сумму, срок, обеспечение, способ погашения, процентную ставку, другие условия.
После окончания структуризации ссуды банк еще раз оценивает всю полученную информацию и принимает решение: провести заключительные переговоры о подписании договора или отказать в выдаче кредита.
В случае положительного решения уточняют условия договора, определяют пункты, которые должны быть изменены, и пункты, по которым можно достичь компромиссного решения. Договор подписывают представители банка и клиента согласно своих полномочий, если необходимо – гарант.
III. Итоговый этап. Окончание работы. Это заключительная фаза для клиента, и для банка. Клиент получает ссуду, заблаговременно оформив необходимые документы:
- свидетельства и полномочия лиц, которые подписали кредитный договор (карточка с образцами подписей, приказ о назначении на должность);
- документы, которые подтверждают получение кредита (кредитный договор, обязательства клиента);
- документы, которые дают полномочия распоряжаться залогом (прилагается краткое описание объекта залога).
Собранные документы подшиваются в кредитное дело, которое затем пополняется отчетами, материалами переписки, результатами проведенных встреч в процессе осуществления контроля выданных кредитов. Кредитное дело – это совокупность полученной, собранной, проанализированной и документально оформленной информации о заемщике [35].
Банки осуществляют контроль исполнения условий заключенного с заемщиком кредитного договора, эффективного использования выданного кредита, своевременного и полного его возврата и уплаты процентов по нему, руководствуясь определенными принципами, а именно:
- цель кредита должна быть взвешенной;
- банк обязан глубоко изучать возможности и потребности клиента, а также его сферу и рынки деятельности;
- финансово-кредитное учреждение должно убедиться в том, что не получит значительных ущербов, если заемщик не сможет выполнить своих обязательств;
- банк должен быть уверен в заемщике.
Во время действия кредитного договора осуществляется анализ хозяйственной деятельности заемщика, его финансового состояния, в случае надобности проводятся проверки на местах денежных и расчетных документов, бухгалтерских записей, отчетных бухгалтерских и статистических материалов, а также состояния предоставленного банку залога. При этом могут быть использованы финансовая и другая информации, полученные от заемщика, других источников, а также выводы аудиторских организаций о финансовом состоянии заемщика. Управление кредитным риском (его минимизация) осуществляется разными способами (рис 1.5).
Способ I – установление заемщикам лимитов кредитования. Как правило, банки устанавливают лимит, который регламентирует размер оборота по выдачам кредита за определенный период (лимит выдачи). В отдельных случаях устанавливается лимит задолженности, который регламентирует задолженность по кредиту на определенную дату.
Способ II – диверсификация кредитных вложений. Это означает распределение кредитов между разными субъектами правовых отношений, клиентами разных форм собственности и разных отраслей экономики, между разными регионами страны. В отдельных случаях соблюдение банком диверсификации осуществляется с помощью нормативов или требований, которые устанавливаются НБУ.
|