Методические рекомендации к самостоятельному изучению дисциплины «Корпоративные финансы» |
Добавил(а) Administrator |
20.02.11 11:01 |
Страница 13 из 38
Эмиссия (первичная и дополнительная) и размещение ценных бумаг на первичном рынке - основная операция, которая обеспечивает корпорации источниками финансирования. Эту эмиссию называют промышленной, поскольку она создает условия для инвестиционной и производственной деятельности эмитентов. Именно она является определяющей в становлении фондового рынка.
Промышленную эмиссию акций осуществляют в таких случаях: • в случае учреждения нового AО; • увеличение уставного фонда AО; • превращение закрытого AО на открытое. Процедуры эмиссии во всех странах мира регулирует государство; правовое регулирование может быть более-менее жестким в зависимости от конкретной страны. Публичная (открытая) эмиссия ценных бумаг нуждается в регистрации информации об эмиссии. Для этого необходимо подготовить определенные документы. Например, в США следует составить так называем регистрационный документ для предоставления к Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Это большой за объемом документ, который содержит информацию об истории фирмы, особенности деятельности, виды на будущее и предыдущий проспект эмиссии. Комиссия изучает этот документ и в случае потребности посылает компании Меморандум о недостатках. Исправленный вариант документа комиссия регистрирует. Кстати, некоторые публичные эмиссии в США не нуждаются в составлении регистрационного документа, в частности на сумму менее как 1,5 млн дол. В Украине действует порядок регистрации выпуска акций и облигаций и предоставления информации об их эмиссии, утвержден ГКЦПФР. Открытые акционерные общества обязаны сначала зарегистрировать Информацию об эмиссии акций. Для этого они дают к регистрационному органу такие документы: • заявление о регистрации информации об эмиссии акций; • нотариально засвидетельствованную копию учредительного договора (в случае осуществления первой эмиссии акций); • подробную информацию об эмиссии акций ОАО; • копию платежного поручения об уплате государственной пошлины за регистрацию информации об эмиссии в размере 0,1 % суммарной нарицательной стоимости акций, на которые планируется подписка; • решение об эмиссии акций, оформленное протоколом, засвидетельствовано подписью руководителя и печаткой эмитента; • балансы, отчеты о финансовых результатах, засвидетельствованы подписями и печатками эмитента и аудитора, выводы аудитора по состоянию на первое число текущего квартала и по состоянию на первое число текущего года, в котором направляются документы для регистрации. При первой эмиссии акций аудитор готовит вывод о состоятельности учредителей юридических лиц оплатить соответствующие взносы в уставный фонд. Если поданные документы отвечают действующему законодательству и требованиям, установленным ГКЦПФР, то происходит регистрация информации об эмиссии акций (в течение О дней с момента предоставления заявления и необходимых документов к регистрационному органу). После этого эмитент имеет право опубликовать информацию об эмиссии и подписке на акции. В течение 15 дней после окончания срока подписки ОАО дает к регистрационному органу отчет о результатах подписки на акции. Если подписка произошла, ОАО должен подать к регистрационному органу соответствующие документы для регистрации выпуска акций. Процедура андерайтинга отечественным законодательством не регулируется и пока что практически не применяется. В зарубежных странах андерайтинг осуществляют инвестиционные банки (андеррайтеры) фирмы, которые обеспечивают начальную продажу ценных бумаг корпораций на первичном рынке. Для этого они предоставляют консультации корпорациям относительно того, какие бумаги целесообразно выпускать акции или облигации; если стоит выпускать облигации, то инвестиционные банки предлагают выбрать их вид, срок оборота и проценты; гарантируют корпорации цену новых ценных бумаг и продают их инвесторам. Всемирно известными инвестиционными банковскими фирмами США являются "Merrill Lynch", "Morgan Stanley", "Salomon Brothers", "First Boston Corporation" и "Goldman Sachs". По объему размещенных акций и облигаций первое место занимает фирма "Merrill Lynch". Размещение по принципу наилучших условий на рынке предусматривает, что андерайтер действует как агент эмитента и получает комиссионное вознаграждение за фактическое размещение ценных бумаг. По соглашению андерайтер обязывается всесторонне содействовать продаже ценных бумаг за обусловленную цену, но он не гарантирует, что эмитент получит определенную сумму денег. Если андерайтер не имеет возможности разместить всю эмиссию по цене предложения, то остаток ценных бумаг изымается с продажи, переоценивается, может быть предложенный инвесторам позже или возвращенный эмитенту. Такую форму размещения андерайтингу используют преимущественно для сравнительно небольших эмиссий (до 2 млн дол.). Наведем основные расходы, связанные с продажей акций: - спред прямые расходы эмитента, т.е. разница между ценой, которую получает за акции эмитент, и ценой, за какой андерайтери продают акции; - другие прямые расходы эмитента ( не связанные с компенсацией за услуги андерайтерів) расходы на регистрацию, оплату труда юристов, аудиторов; налоговые платежи; публикацию информации об эмиссии; - косвенные расходы руководства компании на организацию новой эмиссии; - занижение цен размещения в случае первичного публичного размещения ценные бумаги компании продаются по заниженной по сравнению с реальной стоимостью цене. Зарубежный опыт свидетельствует, что расходы по размещению ценных бумаг в процентном выражении к объему эмиссии существенно снижаются при росте последнего. Например, при относительно небольших эмиссиях (до 10 млн дол.) прямые расходы несколько превышают 10 % средств, полученных от реализации акций, т.е. на 10 млн дол. эмиссии прямые расходы компании будут составлять 1 млн дол. При объемах эмиссии 10-20 млн дол. прямой расхода снижаются до 7 %, при 50-100 млн дол. они составляют 4 %.
|