Методические рекомендации к самостоятельному изучению дисциплины «Корпоративные финансы» |
Добавил(а) Administrator |
20.02.11 11:01 |
Страница 20 из 38
Методические указания к изучению темы 7
«Корпоративное финансовое планирование»
Необходимо усвоить, что финансовое планирование в корпорациях играет одну из ключевых ролей всего финансового менеджмента корпорации, в виду развернутой и сложной организационно-правовой структуры корпорации. Под финансовым планированием понимается процесс создания множества планов по привлечению и использованию денежных средств, в том числе капитала, как долгосрочного финансового источника. Целями финансового планирования являются: 1) фиксирование источника получения денежных средств, 2) оценка платы за этот источник, 3) обеспечение использования денежных средств с учетом возможности выплат за использование. Финансовое планирование является координирующей основой обеспечения основной цели функционирования корпорации - максимизации благосостояния владельцев капитала (для акционерного общества - акционеров). Последовательность финансового планирования включает следующие пять основных стадий. 1. Долгосрочное целеполагание. С учетом конкретного этапа развития хозяйствующего субъекта и степени развитости экономической системы (переходные системы накладывают отпечаток на целеполагание) основная цель - максимизация благосостояния владельцев капитала - достигается с помощью обширного набора долгосрочных и краткосрочных целевых установок: формирования структуры владельцев капитала (возможный пере-дел собственности); формирования целевой структуры капитала; обеспечения ликвидности ценных бумаг корпорации; оптимизации размера капитала; выбора между внешним (слияние и поглощение) и внутренним ростом капитала. 2. Составление долгосрочных финансовых планов. Долгосрочные планы описывают не только то, что корпорация ставит целью достичь, но и каким образом. Финансовый прогноз (как правило, на срок от 2 до 10 лет) на этом этапе является необходимым элементом финансового плана. Основное внимание в долгосрочных финансовых планах уделяется обоснованию выбора инвестиционных проектов, планированию инвестиционных затрат по годам, выбору источников привлечения дополнительного внешнего капитала и программ обеспечения этого источника. 3. Составление краткосрочных финансовых планов включает формирование краткосрочных программ финансирования (на 1-2 года), принятие решений по оборотному капиталу и планирование объемов текущих активов. Основой краткосрочного финансового планирования является прогноз денежных потоков. 4. Обоснование отдельных статей расходов (или так называемый процесс индивидуального бюджетирования). Любой план действий (любое решение) должно сопровождаться сметой расходов (составлением бюджета). Бюджет определяет потребность в ресурсах для достижения конкретного результата и служит в качестве ориентира для сравнения и оценки реальных затрат. 5. Разработка консолидированного бюджета. Индивидуальные бюджеты объединяются в единый консолидированный бюджет, на основе которого могут быть оценены денежные потоки (поступления и расходы (оттоки) денежных средств) и разработаны планы финансовых показателей. Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которые корпорация стремится получить в будущем. При стратегическом планировании намечают альтернативные пути развития корпорации, используя прогнозы опытных специалистов (менеджеров). Отметим, что обеспечение долговременного развития корпорации в интересах ее собственников (акционеров) предполагает: - формирование оптимальной величины уставного капитала; - привлечение дополнительных источников финансирования с рынка капитала (в форме кредитов и займов); - аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг); - формирование нераспределенной прибыли, направляемой на капиталовложения; - привлечение специальных целевых средств; - учет и контроль формирования капитала, доходов и денежных фондов. Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку следующих оперативных документов (на месяц, квартал, год): - бюджета доходов и расходов (по корпорации в целом и по ее филиалам); - бюджета движения денежных средств по видам деятельности и по центрам финансового учета; - бюджета по балансовому листу (прогноза баланса активов и пассивов по важнейшим статьям); - капитального бюджета. Финансовый анализ включает: - оценку финансовых возможностей для определения стратегических целей; распределение и оценку эффективности движения денежных потоков по видам деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая); -определение дополнительной потребности в финансовых ресурсах и каналов их поступления (банковский кредит, эмиссия собственных акций и облигаций, лизинг, товарный кредит и др.); - наглядное отражение информации о денежных ресурсах, с целью оценить в отчетности финансовые возможности корпорации; - оценку эффективности финансовых и инвестиционных решений по показателям финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности, деловой и рыночной активности корпорации и ее филиалов внутри страны и за рубежом. В повседневной практике перед главным финансовым менеджером (директором) всегда стоят две противоречивые задачи: поддержание постоянной ликвидности компании и получение прибыли. С одной стороны, чтобы решить задачу обеспечения благосостояния акционеров, необходимо располагать наличными денежными средствами (например, для выплаты дивидендов). С другой стороны, для получения приемлемой прибыли, из которой выплачивают дивиденды владельцам акций, необходимо направлять в оборот ту же самую наличность или иные ликвидные активы (так как деньги в кассе или на расчетном счете в банке не могут приносить прибыль). Разрешение данного противоречия — основная задача деятельности главного финансового менеджера (директора) корпорации. Под финансовым прогнозированием понимается процесс оценки некоторых будущих финансовых событий или условий функционирования. В большинстве случаев финансовое прогнозирование начинается с прогноза реализационного дохода (объема продаж). Это не простой процесс, так как зависит от многих внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами, влияющими на прогнозные оценки являются ценовая политика, наличие производственных мощностей и возможности их расширения, возможности продвижения и рекламы продукции, гарантийное обслуживание и обеспечение качества. Внешними факторами являются конкуренция, положение отрасли, общеэкономические факторы (инфляция, процентная ставка и т.п.).
|