КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СИСТЕМАМ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 4 ЛЕКЦИИ |
Добавил(а) Administrator |
18.02.11 21:07 |
Страница 7 из 10
Основная проблема – интеллектуализация этих систем. Исследования в сфере искусственного интеллекта ведутся в таких направлениях: Моделирование на ЭВМ отдельных функций творческих процессов (игровые задачи, доказательство теорем, автоматический синтез программ и т.п.). Внешняя интеллектуализация ЭВМ: фундаментальные и прикладные исследования, которые относятся к комплексному диалоговому интерфейсу (внешняя в том смысле, что интеллектуальные системы строятся на действующей архитектуре ЭВМ). Внутренняя интеллектуализация ЭВМ (ЭВМ новой архитектуры, построенные на принципах искусственного интеллекта), функции интеллекта аппаратно встроены в ЭВМ. Создание интеллектуальных роботов, способных автономно выполнять операции по достижению цели, поставленной человеком. К современным видам информационного обслуживания относятся: 1. факсимильная передача информации; 2. локальные и глобальные компьютерные сети; 3. электронная почта; 4. телеконференции; 5. государственная система информационного обслуживания «Телетекст». Интегрированные автоматизированные системы управления (ИАСУ). Практически такие системы, представляют собой результат создания сверхмощных информационных систем за счет объединения отдельных частей и функций в единое целое. ИАСУ отличается, прежде всего, методикой построения, которая обеспечивает согласованное достижение целей, каждая из которых не может быть достигнута за счет локального использования отдельных видов АСУ. ИАСУ обеспечивает согласованное и скоординированное решение отдельных задач временной и уровневой иерархии за счет разделения общего блока задач управления по фазам планирования, регулирования, учета, анализа, а также временной иерархии задач внутри каждой фазы. В ИАСУ обеспечивается координация процессов исследования производства, оперативного и перспективного планирования и адаптации системы за счет изменений состава и взаимосвязей между задачами, а также характера взаимодействий между ее компонентами. ОЦЕНКА СИСТЕМ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ Теория ситуационного управления является наиболее стройной концепцией в области формализации систем предпочтений ЛПР. В подходе к формализации систем предпочтений, состоящем в построении семиотических моделей принятия решений, система предпочтений ЛПР формализуется в виде набора логических правил в определенном языке, по которым может быть осуществлен выбор альтернатив. При этом понятие векторного критерия заменяется на понятие решающего правила. Оценка систем на основе векторной оптимизации и теории полезности предполагает, что множества альтернатив и исходов (а также законы распределения вероятностей на множестве исходов, если оценка систем проводится в условиях риска) заданы. Тем самым задача оценки систем сводится к задаче формализации системы предпочтений ЛПР. Кроме того, в упомянутых выше подходах не предусматривается наличие нечеткой среды. В отличие от этих методов теория ситуационного управления учитывает упомянутое требование. Более того, в общей схеме ситуационного управления успешно могут быть применены практически все методы, разработанные в рамках первых двух подходов. В основе метода ситуационного управления лежат два главных предположения: все сведения о системе, целях и критериях ее функционирования, множестве возможных решений и критериях их выбора могут быть сообщены управляющей системе в виде набора фраз естественного языка; модель управления принципиально открыта, и процесс ее обучения (формирования) никогда не завершается созданием окончательной формализованной модели. Иными словами, метод ситуационного управления есть метод автоматизации решения задач управления такими системами, для которых, с одной стороны, невозможна или нецелесообразна формализация критерия оценки в виде систем математических уравнений, а с другой – возможно описание критерия в виде правила принятия решений как совокупности фраз естественного языка. Понятно, что источником такого описания являются ЛПР или эксперт. Решение задач оценки и управления ситуационным методом предполагает построение ситуационных моделей (имитирующих процессы, протекающие в объекте управления и управляющей системе) на базе следующих основных принципов: создание моделей среды, объекта управления и управляющей системы в памяти ЭВМ; построение моделей объекта управления и управляющей системы, а также описание состояния объекта в классе семиотических моделей; формирование иерархической системы обобщенных описаний состояния объекта управления; классификация состояний для вывода возможных решений; прогнозирование последствий принимаемых решений; обучение и самообучение. Необходимость принципа 1 обусловливается потребностью включения ЭВМ в контур управления на возможно более ранних этапах оценки и поиска управляющего воздействия для повышения эффективности деятельности ЛПР. Данный принцип обеспечивает представление знаний о системе управления, их накопление в процессе функционирования системы моделей и использование для решения задач управления. Содержание принципа 2, дополняющего первый, состоит в том, что представление всех необходимых моделей осуществляется с помощью элементов того языка, на котором ЛПР описывает систему управления и ее функционирование. Семиотической будем называть модель управления, которая представлена с помощью элементов языка, используемого ЛПР при описании соответствующего процесса управления, и отображает закономерности процесса управления. Сформулируем понятие семиотической системы (или модели) как кортеж:
где алфавит; множество синтаксических правил построения планов выражения (синтаксиса) знаков; множество синтаксических правил построения планов содержания (семантики) знаков; множество термов (в смысле исчисления предикатов); множество синтаксических правил построения правильно построенных выражений; множество семантически правильных выражений (фактов и законов для данной системы управления); множество правил получения следствий из новых, правильно построенных выражений; множество правил изменения синтаксиса семиотической системы (соответственно множеств ); множество правил изменения семантики семиотической системы (соответственно множеств и ). Здесь важно отметить, что часть правил из множеств и может существовать вне семиотической системы, будучи не заложенной в нее. Отличия семиотических систем от формальных, как следует из определения, состоят в следующем: семиотические системы имеют отсутствующее в формальных системах множество знаков, обладающих, в частности, планами выражения (синтаксисом) и содержания (семантикой); семиотические системы в отличие от формальных могут самостоятельно изменять свой синтаксис и семантику; семиотические системы являются открытыми, а не замкнутыми, как формальные. Открытость обусловливается возможностью изменения синтаксиса или семантики системы извне.
|