КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СИСТЕМАМ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 4 ЛЕКЦИИ |
Добавил(а) Administrator |
18.02.11 21:07 |
Страница 6 из 10
В условиях функционирования АСУП очень важно предусмотреть, что бы для нормативных, плановых и учетных характеристик были установлены единые расчетные единицы на каждый (соответствующий) вид продукции (или ее составных частей) и единый планово-учетный масштаб. Наличие единого масштаба позволяет автоматически на текущий момент осуществлять оперирование всеми тремя характеристиками для того или иного вида продукции, а затем определить рациональность и эффективность использования тех или иных ресурсов или всех затрат в целом на данный вид продукции (или ее частей). Основные задачи, решаемые АСУП: повышение эффективности производства, что выражается в увеличении выпуска продукции, улучшении ее качества и снижении себестоимости; повышение оперативности и улучшение качества управления производством, структурными подразделениями и производственными объединениями или предприятием в целом, что выражается в применении разработанной системы оптимального и взаимосвязанного перспективного, годового и оперативно-производственного планирования, а также в оперативном сборе, обработке и анализе фактической информации; совершенствование структуры аппарата управления, что выражается в его упрощении и образовании таких структурных отделов управления, которые, будучи немногочисленными, по составу, могли бы оперативно и компетентно влиять на происходящие процессы; организация рациональных потоков информации на предприятии, а так же обработка информации в таком аспекте и в такие сроки, что бы можно было бы получать выходные (результативные) данные, фиксированные на удобных в использовании носителях, полностью удовлетворяли требованиям качественного оперативного управления всеми процессами, происходящими на предприятии или производственном объединении. Во время определения структуры АСУП, а также в процессе определения круга задач управления, необходимо пользоваться системным подходом, который предусматривает, кроме всего, всестороннее рассмотрение и решение задач управления на основе единой входной информации о производственно-хозяйственной деятельности. В процессе производства продукции, как известно, используются средства труда, материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы, которые, в свою очередь, нормируются, планируются и учитываются. Вместе с тем, процесс производства должен быть управляемым. Управлять – означает выполнять те или иные функции. С этой точки зрения управление производством может рассматриваться в двух аспектах: по функциональному признаку (с точки зрения функций управления); по признаку обеспечения (с точки зрения основных компонентов, обеспечивающих производство, – видам ресурсов). Поэтому, если управлением производством рассматривать системно, то каждый из аспектов управления производством охватывает группу взаимозависимых и взаимодополняющих подсистем или комплексов задач. Соответственно основным функциям управления формируются такие функциональные подсистемы: нормирования и регламентации, перспективного и годового планирования, учета и контроля, составления отчетности, экономического анализа и принятия решений, организационно-экономическая. Производство может функционировать на основе соответствующего обеспечения ресурсами. Основными компонентами, которые формируют подсистемы управления обеспечения производства, есть производство и выпуск готовой продукции, основные средства и производственные площади, материальные и энергетические, трудовые и финансовые ресурсы. Взаимосвязь обозначенных аспектов управления производством схематично можно изобразить в виде таблицы, в которой по вертикали размещаются функциональные подсистемы управления производством, а по горизонтали – подсистемы управления обеспечением (снабжением) производства. Производство продукции – сложный процесс, который, как правило, охватывает такие виды (элементы) производства: техническую подготовку производства; основное производство; вспомогательное или обслуживающее производство; непромышленное хозяйство; капитальное строительство; и т.п. При этом, каждый вид производства имеет свою специфику и определенную меру самостоятельности как в исполнении функций управления, так и в обеспечении ресурсами. Взаимосвязь подсистем обеспечивается тем, что: используются единые системы классификации и кодирования информации; для решения всех задач управления используется единая информация, характеризующая положение на производстве и все его процессы; выходная информация, которая возникает в процессе производственно-хозяйственной деятельности, одноразово собирается, вводится, а затем всесторонне обрабатывается и используется в случае необходимости во всех подсистемах. АСУП как объект можно рассматривать в двух аспектах – по функциональным признакам и по признакам обеспечения. Функциональные аспекты АСУП – это сбор (восприятие и фиксирование) и переработка информации, ее обработка, копирование и тиражирование документации, хранение и поиск информации и документации. Обозначенные аспекты формируют функциональные подсистемы АСУП. Аспекты обеспечения базы (основы) АСУП – это, прежде всего техническое (технический комплекс), программное и информационное обеспечение. Они формируют подсистемы обеспечения (снабжения). Структурная схема АСУП имеет ту особенность, что вычлененные подсистемы группируются по строго однородным признакам. Типы информационных систем Информационно-поисковые системы (ИПС). Этот класс ИС является исторически первым. ИПС создаются для запоминания и хранения большого количества документов или фактов, поиска и их выдачи на запросы. Выделяются документальные и фактографические ИПС. Современные интеллектуальные ИПС )системы «вопрос-ответ») обеспечивают в процессе диалога взаимодействие конечных пользователей с базами данных и знаний профессиональными языками пользователей, близкими к естественным. Основными составными элементами интеллектуальных ИПС являются система общения, база знаний и база данных. Основой системы общения является лингвистический процессор, который осуществляет анализ фраз естественного языка и переводит их на язык ЭВМ (и наоборот). Лингвистический процессор выполняет морфологический, синтаксический и семантический анализ запросов и соответственно семантический, синтаксический и морфологический синтез ответов. Если реализован звуковой интерфейс, добавляется и фонетический анализ и синтез. Экспертные системы (ЭС). Экспертные системы дают возможность осуществить эффективную компьютеризацию отраслей, в которых знания могут быть представлены в экспертной описательной форме, при этом применение математических моделей, характерных для точных наук, ограничено, а иногда и невозможно. В системах осуществляется аккумуляция знаний экспертов, моделирование мыслительной деятельности экспертов. ЭС – это программа ЭВМ, которая применяет знания и технику мышления человека-эксперта. Особенность ЭС, которая принципиально отличает их от других человеко-машинных систем, – это существование в ее составе подсистемы пояснений, которые соответствуют вопросам «как?» и «почему?». Системы поддержки и принятия решения (СППР). Они предназначены для слабоструктурированных и неструктурированных задач и используются для принятия решений, например, для преодоления неопределенностей во время корпоративного планирования, в процессе распределения капиталовложений, выбора инвестора, делегирования ответственности, оценки результатов и т.п. СППР состоит из четырех основных подсистем: интерфейса пользователя, подсистемы управления базами данных и знаний, подсистемы управления базами моделей, которая обеспечивает ответы на множество запросов пользователей и используется для решения задач анализа, оптимизации и т.п., подсистемы управления электронной почтой. Информационные системы организационного управления: цехом, отделом. предприятием, фирмой, корпорацией. отраслью. регионом. государственной структурой.
|