Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СИСТЕМАМ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 4 ЛЕКЦИИ Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
18.02.11 21:07

Взаимосвязь подсистем обеспечивается тем, что:

используются единые системы классификации и кодирования информации;

для решения всех задач управления используется единая информация, характеризующая положение на производстве и все его процессы;

выходная информация, которая возникает в процессе производственно-хозяйственной деятельности, одноразово собирается, вводится, а затем всесторонне обрабатывается и используется в случае необходимости во всех подсистемах.

АСУП как объект можно рассматривать в двух аспектах – по функциональным признакам и по признакам обеспечения. Функциональные аспекты АСУП – это сбор (восприятие и фиксирование) и переработка информации, ее обработка, копирование и тиражирование документации, хранение и поиск информации и документации. Обозначенные аспекты формируют функциональные подсистемы АСУП. Аспекты обеспечения базы (основы) АСУП – это, прежде всего техническое (технический комплекс), программное и информационное обеспечение. Они формируют подсистемы обеспечения (снабжения).

Структурная схема АСУП имеет ту особенность, что вычлененные подсистемы группируются по строго однородным признакам.

Типы информационных систем

Информационно-поисковые системы (ИПС). Этот класс ИС является исторически первым. ИПС создаются для запоминания и хранения большого количества документов или фактов, поиска и их выдачи на запросы.

Выделяются документальные и фактографические ИПС.

Современные интеллектуальные ИПС )системы «вопрос-ответ») обеспечивают в процессе диалога взаимодействие конечных пользователей с базами данных и знаний профессиональными языками пользователей, близкими к естественным. Основными составными элементами интеллектуальных ИПС являются система общения, база знаний и база данных.

Основой системы общения является лингвистический процессор, который осуществляет анализ фраз естественного языка и переводит их на язык ЭВМ (и наоборот). Лингвистический процессор выполняет морфологический, синтаксический и семантический анализ запросов и соответственно семантический, синтаксический и морфологический синтез ответов. Если реализован звуковой интерфейс, добавляется и фонетический анализ и синтез.

Экспертные системы (ЭС). Экспертные системы дают возможность осуществить эффективную компьютеризацию отраслей, в которых знания могут быть представлены в экспертной описательной форме, при этом применение математических моделей, характерных для точных наук, ограничено, а иногда и невозможно. В системах осуществляется аккумуляция знаний экспертов, моделирование мыслительной деятельности экспертов.

ЭС – это программа ЭВМ, которая применяет знания и технику мышления человека-эксперта.

Особенность ЭС, которая принципиально отличает их от других человеко-машинных систем, – это существование в ее составе подсистемы пояснений, которые соответствуют вопросам «как?» и «почему?».

Системы поддержки и принятия решения (СППР). Они предназначены для слабоструктурированных и неструктурированных задач и используются для принятия решений, например, для преодоления неопределенностей во время корпоративного планирования, в процессе распределения капиталовложений, выбора инвестора, делегирования ответственности, оценки результатов и т.п. СППР состоит из четырех основных подсистем: интерфейса пользователя, подсистемы управления базами данных и знаний, подсистемы управления базами моделей, которая обеспечивает ответы на множество запросов пользователей и используется для решения задач анализа, оптимизации и т.п., подсистемы управления электронной почтой.

Информационные системы организационного управления:

цехом, отделом.

предприятием, фирмой, корпорацией.

отраслью.

регионом.

государственной структурой.

Основная проблема – интеллектуализация этих систем.

Исследования в сфере искусственного интеллекта ведутся в таких направлениях:

Моделирование на ЭВМ отдельных функций творческих процессов (игровые задачи, доказательство теорем, автоматический синтез программ и т.п.).

Внешняя интеллектуализация ЭВМ: фундаментальные и прикладные исследования, которые относятся к комплексному диалоговому интерфейсу (внешняя в том смысле, что интеллектуальные системы строятся на действующей архитектуре ЭВМ).

Внутренняя интеллектуализация ЭВМ (ЭВМ новой архитектуры, построенные на принципах искусственного интеллекта), функции интеллекта аппаратно встроены в ЭВМ.

Создание интеллектуальных роботов, способных автономно выполнять операции по достижению цели, поставленной человеком.

К современным видам информационного обслуживания относятся:

1. факсимильная передача информации;

2. локальные и глобальные компьютерные сети;

3. электронная почта;

4. телеконференции;

5. государственная система информационного обслуживания «Телетекст».

Интегрированные автоматизированные системы управления (ИАСУ). Практически такие системы, представляют собой результат создания сверхмощных информационных систем за счет объединения отдельных частей и функций в единое целое.

ИАСУ отличается, прежде всего, методикой построения, которая обеспечивает согласованное достижение целей, каждая из которых не может быть достигнута за счет локального использования отдельных видов АСУ.

ИАСУ обеспечивает согласованное и скоординированное решение отдельных задач временной и уровневой иерархии за счет разделения общего блока задач управления по фазам планирования, регулирования, учета, анализа, а также временной иерархии задач внутри каждой фазы. В ИАСУ обеспечивается координация процессов исследования производства, оперативного и перспективного планирования и адаптации системы за счет изменений состава и взаимосвязей между задачами, а также характера взаимодействий между ее компонентами.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ

ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ

ПРОИЗВОДСТВОМ

Любая управляющая система должна решать три основные задачи:

сбор и передача информации об объекте управления;

обработка информации об объекте управления;

осуществление управляющих воздействий на объект управления.

Автоматизированные системы управления производственным объединением или предприятием (АСУП) основываются на использовании ЭВМ, периферийной и организационной техники, а также экономико-математических методов для решения основных задач управления производственно-хозяйственной деятельностью на всех уровнях.

В производственных объединениях или на промышленных предприятиях могут быть организованы также автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП), которые предназначены для управления различными техническими устройствами, технологическими комплексами, имеющимися на производстве или производственном объединении.

Если на производственных (научно-производственных) объединениях или предприятиях есть научно-исследовательские институты или конструкторские бюро и выполняется значительный объем конструкторских и технологических работ, то, как автономная может быть организована система автоматизированного проектирования (САПР), которая обязательно должна иметь связь с АСУП.

Совокупность нормативных, плановых и учетных характеристик на каждый вид продукции (или ее составных частей) составляют информационную модель всего материального производства и выпуска продукции предприятия на текущий момент.


 
 
Top! Top!