Организация и совершенствование управления в сельскохозяйственном кооперативе (на примере СПК «Украина Красногвардейского района» АРКрым) |
Экономические - Дипломные работы по экономическим темам |
Страница 23 из 29
В понятие технология принятия решения входят следующие элементы:
· что это дает (экономический, социальный, экологический, технический эффект). Если даны ответы на эти вопросы количественно и увязаны элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит технологию принятия решения можно считать разработанной. Принятие решения (по мнению Фрэнка Харрисона) – это интегральная часть управления организацией любого рода. Более, чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от не менеджера и, что еще важнее, – эффективно работающего менеджера от неэффективно работающего коллеги. Технология принятия управленческого решения состоит из стадий, операций, приемов и действий, имеет три стации: подготовку решения, его принятие и реализацию. Стадия подготовки решения включает операции: анализ проблемы и постановку стратегии действия; определение целей; установление критериев оценки вариантов. При изучении ситуации и формировании стратегии нужно учитывать ее экономическую, организационную и технологическую направленность. После этого определяют цель или совокупность целей. Цели выбирают реальные, которые можно выполнить с учетом наличия трудовых, материальных и финансовых ресурсов. При этом очень важно учитывать квалификационный потенциал работников, возможность творческого подхода к делу, проявление предприимчивости. Первая стадия заканчивается установлением критериев оценки вариантов, которые будут вырабатываться руководителями и специалистами. Критерий оценки – это показатель или группа показателей, с помощью которых проводится оценка вариантов решения (лучше использовать количественные). Вторая стадия – принятие решения. Ее расчленяют на следующие операции: набор и исследование вариантов; выбор методов оценки вариантов; оценку вариантов и определение лучшего; принятие и формулирование решения. При принятии решения необходимо иметь несколько вариантов (3-7) в зависимости от сложности проблемы. Даже при решении несложных проблем целесообразно иметь не менее трех вариантов. При определении и исследовании вариантов необходимо привлекать членов коллектива или отдельных работников – их опыт, знания, творческие способности помогают лучшему решению проблемы. После установления вариантов определяют метод их оценки (наиболее эффективны прямые методы оценки вариантов, возможно использование одновременно нескольких показателей). После сравнительной оценки всех вариантов выбирают лучший по всем или основным показателям. Он является основой управленческого решения. Затем составляют проект решения, который обсуждают и оформляют в форме определенного документа или формулируют устно (распоряжения, выписки из протокола и т. д.). При формулировании решения устанавливают вид работы, объем работы, исполнителя, сроки выполнения и формы контроля. Выработанное решение доводят до исполнителей устно или в форме документа. Третья стадия включает организацию, контроль и оценку выполнения решения. При организации выполнения решения разрабатывают конкретные планы реализации решения. Планирование организации выполнения решения надо проводить и при решении несложных проблем. Плановый подход обеспечит научное управление. Распределение работников по объектам призвано максимально использовать опыт, знания, способность работника, а также скоординировать их усилия и обеспечить согласованность деятельности при реализации программы. После этого проводится разъяснительная работа. Ее осуществляют работники, принявшие решение (если решение призвано реализовать важные вопросы, то их надо обсудить на собрании или на совете). Каждый работник, выполняя решение, должен четко знать его важность и возможные последствия при исполнении или невыполнении решения. Стимулирование или регулирование деятельности работников по выполнению решений выражается в оперативном материальном и моральном поощрении и наказании, перестановке людей, техники, а также корректировке решений. Причинами корректировки могут быть как внешние факторы, так и отклонения от выполнения принятого решения. Выполнение решений тесно связано с контролем, который способствует высококачественному выполнению поставленной цели, укреплению дисциплины, развитию деловитости и инициативы за счет своевременного выявления причин срывов и определения путей их ликвидации. На основе материалов контроля и учета подводят итоги деятельности всего коллектива, отрасли, отдельных исполнителей и определяют формы их морального и материального вознаграждения за труд. Подведение итогов позволяет определить качество принятого решения, эффективность его реализации, обобщить передовой опыт, вскрыть недостатки, изыскать резервы, выявить проблемы и поставить перед коллективами хозяйства, отраслями, подразделениями новые цели.
|