Помощь в учебе и работе
Главная Лекции Лекции по основам эконом теории 5 лекций
 
 
Лекции по основам эконом теории 5 лекций Печать E-mail
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции
25.02.11 11:03

 

Вначале перехода к рыночным отношениям в национальной экономике не существовало проблемы инфляционных ожиданий. Однако обесценение сбережений заставило население оперативно приспособиться к условиям инфляции. Люди стали быстро освобождаться от наличных денег, вкладывали их в активы, которые не теряли своей реальной стоимости.

Обесценение национальной валюты обусловило долларизацию украинской экономики. Обесценение национальной валюты, в свою очередь, обусловило возрастание стоимости импорта, значительной частью которого являются энергоносители.

В 1993 году в Украине было предпринято несколько попыток сдерживания инфляции путем прекращения денежной эмиссии, однако они были безуспешными.

Продуманная политика правительства и ИВУ в 1994-1996 гг. создали условия для успешного осуществления денежной реформы, введения в 1996 г. национальной валюты - гривны.

В последующие годы правительство и ИВУ прилагает большие усилия для преодоления инфляции, финансового кризиса, укрепления денежного обращения и гривны. В 1997 г. уровень инфляции достиг рекордно низкой цифры - 10,1 % , однако энергетический кризис середины 1999 г., неурожай в сельском хозяйстве обусловили рост цен на энергоносители и продукты питания. Темп инфляции в 2000 году вырос до 25%.

Лекция 8

Налогово-бюджетная политика. Проблема дефицита государственного бюджета и государственного долга.

1. Содержание налогово-бюджетной политики государства

Одной из главных функций государства и правительства каждой страны является обеспечение эффективного развития общественного производства. Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей характеризуется социально-ориентированным бюджетным устройством, которое дополняется государственным регулированием. Выполнение функций государственного регулирования невозможно без централизации средств, необходимых для:

- Финансирования социальной сферы и социальной защиты населения (здравоохранение, развитие культуры, выплаты заработной платы учителям, врачам, пенсий, финансирование дошкольных учреждений, финансовая поддержка малообеспеченных граждан и т. д.),

- Развития приоритетных отраслей народного хозяйства (Финансирование научно-исследовательских разработок, Поддержка агропромышленного комплекса, перераспределение средств между отраслями народного хозяйства и т. д.),

- Обеспечения обороноспособности и безопасности государства (содержание армии, воинских подразделений, финансирование военно-промышленного комплекса),

- Содержания государственного аппарата управления для выполнения своих функций (финансирование государственных служб всех уровней управления и контроля: администрации Президента, депутатского корпуса, налоговой администрации, Контрольно-ревизионного управления, милиции и т. д.),

- Поддержки и развития международных отношении (взносы в международные организации для обеспечения участия в них государства, регулирование внешнего долга, и т. п.).

Для выполнения всех этих функций государством разрабатывается и проводится налогово-бюджетная политика.

Налогово-бюджетная политика объединяет в себе мероприятия по формированию целостного устройства бюджетной системы и налоговой системы государства.

Возможности влияния на макроэкономические показатели экономики.

Государственный бюджет в совокупности с системой налогообложения - это чрезвычайно сложное и чувствительное социально-экономическое явление, которое выступает главным звеном финансовой системы государства. Эта структура опосредует свыше 70% всех финансовых отношений и включает различные финансовые учреждения, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность и перераспределяет значительную часть ВВП.

Аккумуляция в бюджетной системе значительных денежных средств создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и социума на всей территории страны. Бюджет является мощным инструментом государственного управления.

Значение государственного бюджета и налоговой системы обусловлено не только объемом финансовых средств, которые аккумулируются. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его влиянием функционируют все другие звенья финансовой системы.

Наличие бюджета создает возможность для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на протяжении определенного промежутка времени.

В будущем роль бюджета в социальных процессах будет возрастать. Обусловлен это тем, что именно бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой подпочвой для осуществления социальных преобразований, перехода на новый, высший уровень социального обслуживания населения. Кроме того, государственный бюджет призван нивелировать социальные следствия расслоения граждан по их материальными достатками, которые вызваны переходом к рыночным условиям хозяйствования.

2. Налоги и формирование бюджета как основные средства бюджетно-налоговой политики

Благодаря бюджету государство имеет возможности сосредоточить финансовые ресурсы (путем получения налоговых платежей) на важных участках экономического и социального развития.

Бюджетная система - это совокупность государственного бюджета и всех звеньев местных бюджетов на единых принципах.

Бюджетная политика - это совокупность взаимосвязанных действий, приемов и методов, которые направлены на управление бюджетными ресурсами и отношениями, возникающими в процессе движения бюджетных потоков.

Государственный бюджет как одна из звеньев финансовой системы страны является экономической категорией и отображает денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности и физическими лицами - с другой, по поводу образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на расширенное воспроизводство, повышение уровня жизни граждан и удовлетворение других общественных потребностей.

Налоговая политика - это деятельность государства в сферах правового регламентирования и организации взыскания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства.

Налог - это универсальная категория, которая выражает основные черты и свойства всей совокупности доходов в любой экономической системе рыночного типа.

Налоги обеспечивают почти 80% объема доходов государственных бюджетов развитых стран мира.

Изучение и анализ налогов дает правильный ориентир для исследования доходов бюджетов государства в четкой последовательности относительно развития экономического процесса.

3.Виды налогов

Налог - это универсальная категория, которая выражает основные черты и свойства всей совокупности доходов в любой экономической системе.

Налоги - это обязательные платежи, которые взимаются государством с физических и юридических лиц для выполнения своих функций.

Все налоги объединяются в соответствующие группы, которые классифицируются по определенным признакам:

По экономическому содержанию объекта налогообложения (налоги на доходы, на потребление, на имущество);

По форме взаимоотношений плательщика и государства (прямые и косвенные);

По способам взыскания (квотарные или окладные);

По месту начисления (регулированные и закрепленные (директивные).

Налог на доходы физических лиц - это прямой налог, который платится гражданами из их доходов, полученных на предприятиях, организациях и от физических лиц, с которыми они имеют трудовые отношения соответственно законодательству о найме на работу и при условии уплаты взносов на обязательное социальное и государственное пенсионное страхование. Как источник доходов местных бюджетов этот налог твердо выполняет фискальную функцию. Ставка налога в Украине с 2004 года составляет 13%.

Налог на прибыль предприятий - это прямой налог на доходы предприятий (организаций), который также выполняет фискальную функцию.

Налогоплательщиками на прибыль являются все субъекты предпринимательской деятельности, в том числе бюджетные и общественные организации, которые получают прибыль от хозяйственной деятельности, нерезиденты, филиалы, отделения и прочие самостоятельные подразделения. Объектом налогообложения является прибыль, которая определяется путем уменьшения скорегированного валового дохода отчетного периода на суммы валовых затрат и амортизационных отчислений плательщика. Ставка налога в Украине с 01.01.2004 г. составляет 25%, что соответствует среднему мировому уровню налогообложения доходов предприятий. Удельный вес поступлений в государственный бюджет Украины налога на прибыль за последние годы составляет 25-30%.



Последнее обновление 25.02.11 19:37
 
 
Top! Top!