Помощь в учебе и работе
Главная Лекции Лекции по основам эконом теории 5 лекций
 
 
Лекции по основам эконом теории 5 лекций Печать E-mail
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции
25.02.11 11:03

 

Высший орган управления НВУ - Совет НВУ (формируется из 14 лиц). Руководящий орган НВУ - Правление НВУ (формируется из 14 лиц). Одновременно с Президентом Украины, народными депутатами, Кабинетом Министров, НВУ наделяется правом законодательной инициативы, что подчеркивает его автономный статус в системе власти украинского государства.

6. Способы регулирования денежного рынка

К основным способам регулирования денежного pынкa относятся: эмиссия денег, норма банковских резервов, учетная ставка процента.

Первый способ регулирования денежного рынка - это денежная эмиссия. Эмиссия - это выпуск денег в обращение для обеспечения потребностей денежного оборота в наличной форме. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком Украины на основе данных массового плана. Эмиссионный результат кассового плана утверждается Кабинетом Министров. Кассовый план разрабатывается па основе прогнозных кассовых оборотов всех физических лиц. В Украине действует такое регламентирующее требование относительно операций с денежной наличностью, как обязательное предоставление банкам физическими лицами (клиентами банков) прогнозов относительно своих кассовых оборотов. Они используются для разработки соответствующих прогнозов по регионам и по стране в целом.

Эмиссия происходит в случае превышения выдач из касс банка над поступлениями в кассы банка наличных денег. Если складывается обратное соотношение, происходит изъятие денег из обращения. В результате эмиссии в обращении формируется денежная масса. Таким образом, можно сказать, что денежная масса – это нарастающий итог эмиссионной деятельности.

Измерение массы денег в обращении и контроль за их количеством имеют важное значение для экономической стабильности страны. Наряду с абсолютными размерами денежной массы существенное значение имеет скорость обращения денег. Высокая скорость обращения, Т. е. перехода денег от одного хозяйственного субъекта к другому, способствует тому, что для обслуживания экономики будет достаточно относительно небольшой денежной массы. С учетом того, что за год имеющаяся в наличии денежная масса может сделать несколько оборотов, эмиссионный банк страны устанавливает рамки регулирования денежной массы (предельные темпы роста денежной массы). При этом скорость обращения принимается во внимание как заранее заданная величина.

Второй способ регулирования денежного рынка - это регулирование норм банковских резервов. В Украине все коммерческие банки обязаны в соответствии с действующим законодательством держать часть своих средств в Национальном банке Украины. Это обеспечивает страхование, обеспеченность и ликвидность вкладов. В практике работы, НВУ использует методы регулирования норм обязательных резервов.

Законом установлено право НВУ самостоятельно устанавливать нормы (ставки) обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить в центральном банке и типы обязательств банков на которые они распространяются.

Норма обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам коммерческих банков и по существу является их беспроцентным вкладом в НВУ. Требования к резервам могут распространяться как на все банковские депозиты (вклады) и пассивы, полученные из других источников, так и на отдельные типы банковских обязательств.

Механизм регулирования размера обязательных резервов действует следующим образом: увеличивая объем обязательных резервов коммерческих банков, государство тем самым ограничивает их возможности в кредитовании экономики и снижает кредитную эмиссию. Если НВУ повышает норму обязательных резервов, то в такой же мере уменьшается кредитный потенциал банка. Еще в большей мере снижается размер депозитов банковской системы и общая масса денег в обороте. Если НВУ снижает норму обязательных резервов, то соответственно увеличивается объем свободных средств, расширяется кредитный потенциал банков, активизируется их деятельность и общая масса денег увеличивается.

Политика обязательных резервов, с одной стороны, поддерживает устойчивую ликвидность коммерческих банков, а с другой стороны, регулирует объем денежной массы. Ошибки в резервировании могут привести к росту цен, избытку денежной массы и инфляции.

Третий способ регулирования денежного рынка - регулирование учетной ставки процента. Национальный банк Украины осуществляет кредитование коммерческих банков, т. е. является как бы «кредитором последней инстанции». Коммерческие банки об

~

Ращаются к нему за кредитом при появлении временного дефицита резервов на их счетах, поэтому при росте устанавливаемой НВУ ставке процента за предоставление ссуды - доступ коммерческих банков к кредитам затрудняется. В свою очередь растет процент за кредит, предоставленный коммерческими банками клиентам. Уровень процентных ставок может активизировать или снижать масштаб инвестиций в народное хозяйство. Таким образом, НВУ способен воздействовать на деловую активность, осуществляя регулятивную функцию путем введения ограничений на размер процентных ставок по операциям коммерческих банков в виде минимальной и максимальной границы колебания учетных ставок.

7. Монетаристский подход к регулированию денежного рынка

Монетаристский подход к регулированию денежного рынка сводится к денежным и финансовым государственным мероприятиям. Они, при правильном их применении, должны обеспечить противоциклическое воздействие.

Монетаристы считают, что важно знать не что такое деньги, а то, как они влияют на экономическую активность, производство, занятость и рациональное использование трудовых и материальных ресурсов. Тем самым они гипертрофируют роль денег в экономическом механизме, необоснованно считая их главнейшим фактором изменений хозяйственной конъюнктуры и динамики национального дохода. Хорошо работающая денежная система способствует, по их мнению, эффективному использованию производственных мощностей и полной занятости. И, наоборот, плохо работающая денежная система считается главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен, искажений в распределении ресурсов и доходов.

Согласно монетаристскому подходу, государство может управлять экономическим развитием лишь в очень узкой сфере, главным образом, управлять только денежным оборотом. Они считают главным рычагом воздействия на динамику цен и производства количество денег, находящихся в обороте.

Монетаристы ведут свою родословную от количественной теории денег, которую выдвинул более 200 лет назад Д. Юм. Идеи этого философа американский экономист И. Фишер воплотил в четкую формулу, согласно которой количество денег в обращении умноженное на скорость оборота одной денежной единицы должно равняться количеству реализуемых товаров умноженному на их цену.

При расчетах количества денег, необходимых для обращения в определенный момент времени, учитывают и другие факторы (например, долговые обязательства, взаимопогашаемые платежи и пр.).

Данный закон охватывает факторы, которые определяет государственную политику поддержки материальной и денежной сбалансированности экономики. Наиболее яркое воплощение эти идеи нашли в так называемой «рейганомике». Ее автор М. Фридман - глава современных монетаристов, считает сферу денежного обращения основным источником циклических колебаний деловой активности. Он добился уменьшения денежной массы путём сокращения государственных затрат США прежде всего на социальные выплаты. При этом одновременно были предоставлены льготы большим корпорациям. Его монетаристская политика привела как к положительным последствиям - снижение инфляции и временная стабилизация темпов экономического роста, так и к отрицательным - увеличение части бедного населения (по американским стандартам). В других государствах проведение ортодоксальной монетаристской стабилизации имеют больше отрицательных результатов. К числу главных ошибок монетаристов причисляют то, что они занимаются не самой экономикой, а деньгами, которые обслуживают экономику, и то, что они не проводят границу между производственной и спекулятивной экономикой.

8. Денежно-кредитная политика в Украине

В Украине сегодня доминирует рациональная денежно-кредитная политика. Она призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать уровень валютного курса на экономически обоснованном уровне.

Сама по себе денежно-кредитная политика, как и любая другая политика, не может быть плохой или хорошей. Она оценивается соответственно тому, насколько она отвечает интересам общества (или определенной его части) и насколько оказывает содействие достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Результативность политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех прослоек и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Главная задача финансовой политики в современный период в Украине состоит не только в том, чтобы обеспечить материально все происходящие преобразования, но и предотвратить социальное напряжение в обществе, а также максимально смягчить трудности перехода от одной системы экономических отношений к другой.

Основной целью денежно-кредитной политики в Украине, как составной части финансовой политики в настоящее время является переход к Экономическим методам регулирования денежного обращения через:

повышение роли банковского кредита и формирование банковских резервов;

формирование финансового рынка (купли-продажи ценных бумаг);

приостановление необоснованного переход а денег из сферы без наличного оборота в наличный;

поэтапный переход внешнеэкономических связей с другими странами на мировые условия, цены, системы расчетов; конвертируемость денежной единицы;

Реорганизация сберегательного и страхового дела;

Усиление контроля за рациональным и эффективным расходованием средств бюджетов всех уровней с целью сокращения бюджетного дефицита и приостановления инфляционных процессов в государстве.

Закон Украины «О Национальном банке Украины» в разделе «Денежно-кредитная политика предусматривает такие основные экономические средства и методы денежно-кредитной политики:

Определение и регулирование норм обязательных резервов для коммерческих банков и финансово-кредитных учреждений;



Последнее обновление 25.02.11 19:37
 
 
Top! Top!