ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ «Технологические основы создания автоматизированной Системы городского земельного кадастра пгт. Черноморское» |
Землеустройство - Дипломные работы по землеустройству |
Страница 13 из 30
АСГЗК должна строиться на: — единой картографической основе и системе координат; — единой системе адресации; — единой системе классификации объектов; — единой структуре баз данных. Структура АСГЗК: 1. Картографические базы данных. 2. Кадастры природных ресурсов: — земельный; — лесной: — водный; — минеральных ресурсов (геологический); — другие. 3. Кадастр недвижимости (имущественный). 4. Градостроительный. 5. Экологические базы данных (экологический). 6. Реестр (регистры) юридических лиц. 7. Реестр (регистры) физических лиц. 8. Реестр территориальных органов местного самоуправления, общественного самоуправления. Эти восемь направлений составляют базовые информационные ресурсы. На их основе, для целей городского управления, строятся функциональные системы баз данных (СБД) (жилищно-коммунального, социального, имущественного и др. направлений). Например, на основе кадастра недвижимости строятся СБД жилищно-коммунального хозяйства (горводоканал, инженерные сети и др.), на основе реестра населения — СБД социальной сферы (пенсионеры, инвалиды и т. д.). Инструментом, обеспечивающим создание, обработку, анализ и предоставление информации, являются геоинформационные системы и, в частности, городские геоинформационные системы [42]. Проблемой внедрения АСГЗК является практически полное отсутствие нормативно-правовой и регламентирующей документации по созданию, поддержанию и обмену информацией, и ее разработка является первоочередной задачей. Городской кадастр является одним из важнейших источников информации относительно показателей, характеризующих городскую среду как объект управления. Известно, что информационная система, степень сложности структуры и объем информации должны соответствовать степени сложности и масштабу объекта управления. Мы пока еще имеем несколько упрощенное представление о городском кадастре, а именно: список (реестр) и карта. Это верно. Но верно и то, что современный город – это сложнейший объект управления с многофункциональной территориальной структурой, сложным многоуровневым комплексом отраслей городского хозяйства. Структура информационной модели города, впервые разработанная для градостроительного банка данных г. Киева в период 1985-1995 гг., состоит из сотни видов элементов и десятков показателей их описывающих [46]. Информационная модель Киева содержит десятки тысяч атрибутов – элементов и характеризующих их показателей. Это свидетельствует о чрезвычайной сложности городских информационных систем, в том числе и системы городского кадастра. В городах существует множество информационных, и кадастровых систем, общим для которых является то, что все они направлены на описание элементов и явлений городской среды и так или иначе адресно-привязанных к городскому пространству, т. е. являются по сути территориально-ориентированными системами. Для принятия решений, определяющих процессы городского развития, необходимы сведения обо всем, что создано и существует на поверхности (почвы, растительность, застройка), под поверхностью земли (геология, гидрогеология), а также над поверхностью (микроклимат, состояние воздушного бассейна и пр.). Важны также показатели о населении, экономической базе, характере внутригородских и внешних связей, несущей способности грунтов, инженерно-технических условиях в освоении площадок под строительство и др. Естественно, что данных городского кадастра, которые предусмотрены основополагающие нормативные базы, или ДБН, недостаточно для принятия конкретных решений. Для этого необходима информация в объеме не кадастра, а как минимум городского банка данных. Городской кадастр представляет собой лишь верхний слой – паспортные данные об объекте – это вид объекта, его расположение, функциональные, метрические, технические, технико-экономические характеристики, сведения о владельце (собственнике, арендаторе). Объемы содержащейся в кадастре информации не обеспечивают в полной мере процессы управления, в особенности, когда речь идет о сложных градостроительных ситуациях с неоднозначными решениями, которые требуют серьезных обоснований, поиска оптимального решения на основе многовариантной проработки методами градостроительного проектирования. Вместе с тем, работая над созданием автоматизированной системы городского кадастра, мы ясно отдаем себе отчет в том, что, по сути, мы занимаемся созданием градостроительного банка данных. Такая организация работы вызвана конъюнктурными соображениями - тем, что работы по кадастру, описанные в законе об основах градостроительства, финансируется местными органами, а нужен нам по сути градостроительный банк данных. Это является первой проблемой, т. к. организационная структура, программные, технические и финансовые средства рассчитываются лишь на кадастр. Управление процессом городского развития основывается на перспективных моделях, разрабатываемых в составе генерального плана города на отдаленную перспективу (для крупнейших городов на 40-50 лет). Это необходимо для определения принципиально возможных масштабов и направлений социально-демографического и территориально-планировочного развития города, перспективного развития и размещения крупных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры городского и регионального значения. Таким образом, специфика информационной системы, обеспечивающей градостроительные решения, состоит не только в структуре данных, но и в необходимости привлечения, наряду с актуализированными, ретроспективных и прогнозных данных, что является функцией городского банка данных. Это вторая проблема. Выбор направления территориально-планировочного развития функционального зонирования территории определяют масштаб и направления развития системы социально-экономических пространственных связей и соответственно транспортной инфраструктуры на перспективу. Это подтверждается опытом разработки и реализации генеральных планов Киева, Харькова, Львова, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и др. Рассмотрим пример создания автоматизированной системы городского кадастра г. Перми. «Генеральный план» – основной вид документации о территориальном планировании города, определяющий градостроительную стратегию и условия формирования среды жизнедеятельности. В нем в соответствии с проектными периодами определены основные параметры развития города, предложена планировочная концепция, разработаны мероприятия по основным функциональным зонам, транспортному и инфраструктурному развитию территории (рис. 6). Рис. 6. Пермь. Генеральный план (фрагмент). «Проект зон охраны объектов культурного наследия» – обязательный документ для любого исторического поселения. Основная цель проекта – обеспечение охраны недвижимых памятников истории и культуры, ценных историко-культурных территорий и ландшафтов при проведении работ по реконструкции, застройке и планировке города.
|