Помощь в учебе и работе
Главная Землеустройство Дипломные работы по землеустройству Дипломный проект На тему: « Разработка ГИС управление территории дендропарка ЮФ «КАТУ» НАУ г. Симферополя» 2006
 
 
Дипломный проект На тему: « Разработка ГИС управление территории дендропарка ЮФ «КАТУ» НАУ г. Симферополя» 2006 Печать E-mail
Землеустройство - Дипломные работы по землеустройству

7.4.4.Область применения

Тахеометрическая съемка имеет весьма разнообразное применение. Она нужна для целей инженерного строительства. Задача тахеометрической съемки в этом случае дать подробный рельефный план в круп­ном масштабе полосы земли или площади участка, в пределах которых предполагается произвести строительство. На основе такого плана делается предварительная (а в некоторых случаях и окончательная) проектировка будущего сооружения.

Тахеометрическая съемка применяется при различных мероприятиях

В области городского благоустройства.

При помощи тахеометрической съемки создаются опорные ряды

Точек на большой территории, подлежащей обследованию в геологическом или гидрогеологическом отношении. К этим опорным точкам привязы­ваются данные производимых обследований.

7.4.5. Общие основания тахеометрической съемки

Основным методом тахеометрической съемки является метод маршрутный, или метод съемки полосы. При этом, примерно посередине полосы, прокладывается тахеометрический ход—магистраль, и относительно этой магистрали производится съемка контуров и рельефа с при­менением по преимуществу полярного способа съемки.

При тахеометрической съемке, связанной с инженерными изысканиями, магистраль прокладывают примерно там, где должна проходить

Ось будущего сооружения.

Для прокладки ходов применяется одноминутный или полминутный тахеометр или тахеометр-автомат, который при такого рода работах особенно выгоден.

Пункты поворота магистрали выбираются с расчетом, чтобы эти точки послужили местом постановки инструмента для съемки окружающей местности.

Поэтому эти пункты должны быть выбраны по возможности на открытом месте, с них должны быть непосредственно видны кругом детали, подлежащие съемке.

Естественно выбирать в качестве станции для инструмента пункты

На возвышенных местах, но в некоторых случаях приходится отступать от этого правила. В частности, при съемке оврага выгодно выбирать

Станцию на бровке оврага.

В связи с этим за станцию нередко бывает выгодно принимать не

Пункт поворота магистрали и даже не точку, лежащую вообще на магистрали, а точку, находящуюся в стороне от магистрали. Такую точку нужно связать с магистралью добавочным ходом, направлением или

Методом засечек.

Расстояние между станциями должно быть сообразовано с масшта­бом будущего плана. Чем крупнее масштаб, тем короче должны быть линии визирования со станции на станцию, но во всяком случае не длиннее 300 м. В случае длинных линий трассы, что часто имеет место при дорожных, водных и мелиоративных изысканиях, все же станции выбираются с соблюдением сравнительно коротких дистанций между ними, для того чтобы передача координат и отметок с пункта на пункт производи­лась с большей точностью.

Ширина полосы, охваты­ваемой съемкой, бывает весь­ма различна в зависимости не только от конечной цели съемки, но и от характера местности. Так, при изысканиях для проектирования дорог и каналов рельефный план полосы, полученный в результате тахеометрической съемки, должен дать возможность наилучшего размещения трассы на местности. Для этого трассу придется передвигать поперек полосы. Но если поперечный профиль полосы в данном месте имеет значительный уклон, то при переходе от уровня трассы к другому уровню нужно точку передвинуть не­много вбок в другую точку, в данном месте полосы. Если же поперечный уклон мал, то переход трас­сы на новый уровень потребует значи­тельно большего смещения трассы вбок до точки. В соответствии с этим полоса съемки может быть взята уже в местах с крутым поперечным укло­ном и шире в местах с пологим попе­речным уклоном.

Работа по измерению длин сторон хода, горизонтальных углов производится примерно так же, как это описано в предыдущей главе.

При съемке пикетов, которая производится почти включительно полярным способом, измерения ведутся более упрощенным способом, с меньшей точностью и с меньшим числом контролей. Углы измеряются при одном положении инструмента; иногда ограничиваются отсчетами по буссоли, не делая отсчетов по лимбу. Отсчеты производятся по од­ному, а не по двум верньерам. Для определения превышений наводят трубу на высоту инструмента.

При съемке пикетов расстояние в большинстве случаев можно брать, округляя его до целых метров.

Если место нуля выражается малой величиной (например, 0°), можно эту величину не принимать в расчет и брать место нуля равным нулю. Это даст возможность отсчеты по вертикальному кругу, меньшие 60°, принимать прямо за угол наклона.

Однако в случае пикетов, имеющих большое значение для целей съемки, следует произвести контрольные измерения (отсчет по буссоли, угол наклона по дальномерной нити или по верху рейки, дальномерный отсчет по средней нити).

Особо важное значение при тахеометрической съемке имеет правильный выбор пикетов, причем главное внимание обращается на съемку рельефа.

В принципе, пикетов должно быть взято столько и они должны быть расположены с таким расчетом, чтобы набранные отметки вполне охарактеризовали рельеф снятой, местности и чтобы по этим отметкам точек можно было вычислить отметку любой другой точки местности, на которой рейка не ставилась. Поэтому пикеты должны быть выбраны настолько близко друг к другу, чтобы местность между парой сосед­них пикетов имела один скат (без перегибов).

Пикеты должны быть расположены по всем характерным линиям рельефа местности, составляющим его остов: по тальвегам, водоразделам,

Основным направлениям и пр.

Пикеты должны быть взяты на всех вершинах холмов, на дне впа­дин, по подошве холмов и впадин, по бровкам оврагов, террас и пр.

Одновременно пикеты должны дать возможность изобразить существенные контуры местности: реки, дороги, границу леса, здания и пр.

Пункты поворота магистрали и все станции отмечаются на мест­ности, как было выше указано. Пикеты на местности ничем не отме­чаются. Это обстоятельство необходимо иметь в виду.

Очень важным вопросом является вопрос о степени густоты пике­тов. Эта степень густоты пикетов зависит, прежде всего, от характера рельефа. Рельеф очень сложный, сильно рассеченный требует пикетов раз в десять больше, чем легкий, спокойный рельеф. Однако при "всей сложности рельефа нужно знать чувство меры и учитывать масштаб плана. В деталях плана будет очень трудно разобраться, если пикеты на нем окажутся сидящими чаще, чем через 4 — 5 мм друг от друга. Как правило, желательно поэтому, чтобы на 1 кв. см плана было не больше четырех-пяти пикетов даже при очень трудном рельефе. При среднем рельефе на 1 кв. см достаточно одного пикета, а при легком рельефе—еще реже.

Так как пикеты на местности ничем не обозначаются, то очень важ­ным становится вопрос, чтобы на плане не оказалось мест с неосвещен­ным рельефом. Одним из приемов, применяемых для этой цели, является то, что оставляют рейку на пикете, находящемся впереди хода на гра­нице областей, снимаемых с двух станций, впредь до перехода инстру­мента на следующую станцию, для которой эта рейка сделается задней.

Для того чтобы не оставить неснятыми те или иные участки земли, нужно придерживаться правила избирать границей съемки с данной станции какую-либо естественную или искусственную линию местности, хорошо заметную в натуре.

В необходимых случаях следует ставить легкие знаки с соответ­ствующей надписью.

Второй прием—правильно поставленная полевая документация про­цесса съемки и умелая организация дела.

В отношении организации следует иметь в виду, что размещение реек по пикетам является важнейшим моментом работы.

Этим делом должен ведать начальник партии, лично руководя рас­становкой реечников, давая соответствующие указания.

При этом в расстановке реек должна быть определенная продуман­ная система. Так, рейку можно направить по дороге, по тальвегу, по бровке оврага или террасы, по водоразделу, гребню, по берегу реки и т. д. Возможна и иная система.

На измерительные действия, связанные со съемкой одного пикета, уходит времени около одной минуты (на близкие пикеты и меньше).

При крупном масштабе съемки расстояние между соседними пике­тами весьма незначительно. Например, „ Наставлением по съемкам в круп­ных масштабах" рекомендуется, чтобы при ясно выраженном и плавном рельефе расстояние между соседними пикетами было не более:

80 м для масштаба 1:5000, 40-1:2000, 20-1:1000.

При более сложном рельефе расстояние между пикетами должно быть соответственно сокращено.

В таком случае на переходы от пикета к пикету времени нужно весьма немного, и потому при съемке вполне достаточно двух реек, умело расставляемых. В некоторых случаях достаточно и одной рейки.

Наоборот, при более мелком масштабе полезно бывает число реек увеличивать до четырех и более для ускорения работы.

В процессе съемки производитель работ, расставляющий реечников, сам производит некоторые работы по определению положения точек, лежащих вблизи выставленной рейки, и делает различные промеры, как например, определение ширины дороги, ширины ручья, ширины насыпей или валов, высоты некоторых предметов над землей и пр. Все это вно­сится в кроки с соответствующими словесными записями.

Для производства указанных измерений у производителя работ дол­жны быть при себе карманная рулетка и компас.

Во многих случаях достаточно бывает промера расстояний шагами.

7.4.6. Кроки

В течение каждого дня полевой работы набирается по несколько сотен пикетов, снятых одним тахеометром (в практике зарегистри­ровано до 600 пикетов в день). Одних пометок, сделанных в тахео­метрическом журнале, недостаточно для полной характеристики той местности, на которой были взяты пикеты. Поэтому одновременно с тахеометрическими журналами составляется особый чертеж, на ко­тором изображаются основные черты снимаемой местности с показа­нием всех взятых пикетов. Такой чертеж, составляемый наглаз в до­вольно крупном масштабе, называется кроки.

Кроки ведется или на отдельных для каждой станции листах или на общем листе. На кроки показывается соответствующая часть магистрали.

Существуют разные формы ведения кроки. В одной из них показываются стрелками направления покатости, причем, как правило, при помощи этих линий вся местность по­крывается сетью треугольников; в пределах каждого из них можно покатость принимать за плоскость. Эти линии будут играть су­щественную роль при проведении горизон­талей на плане.

На характерных местах (оврагах, хреб­тах, холмах, впадинах, седловинах и т. д.) показывается, какую примерно форму долж­ны иметь в этом месте горизонтали.

Такая форма кроки является довольно удобной для последующих камеральных ра­бот, но она требует опытного исполнителя работ.


 
 
Top! Top!