ОТЧЁТ О прохождении производственной практики (экономическая) В Агроцехе №62 ДП «Ильич-Агро Крым» ОАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича» Симферопольского района 2009 |
Экономические - Отчеты по практике |
Страница 7 из 15
Таким образом, каждый раздел бизнес-плана направлен на оптимизацию определенной сферы деятельности предприятия, а в совокупности это позволяет достигнуть главную цель составления бизнес-плана - обеспечение получения максимальной прибыли (или социального эффекта) за счет развития разных видов деятельности, определение жизнеспособности предприятия в условиях конкуренции и возмещение всех затрат за счет собственных и заемных средств. В общей сложности, разработку бизнес-плана принято начинать с маркетинговых исследований рынка и оценки собственных возможностей. Результаты маркетинговых исследований являются основой для написания отдельных разделов бизнес-плана и дают предварительную оценку соответствия реализации стратегическим целям развития сельскохозяйственного предприятия. В следующих частях бизнес-плана планируют производство, выбирают технологии и оборудование. Дальше выбирают потребность в ресурсах и инвестициях. Выбирают форму организации и управления производством. Это дает возможность обозначить расходы на реализацию предпринимательского проекта, т. е. оценить потребность в финансовых ресурсах, что является основой для оценки эффективности инвестиций и основой для вывода о соответствии реализации предпринимательской идеи. Последним, как правило, рассматривают вопросы риска, хоть их разработка идёт параллельно с разработкой всех других разделов. 5. Методика составления и основные показатели перспективного стратегического плана развития предприятия (отрасли) Перспективный стратегический план развития предприятия органически связан с прогнозом развития отраслей сельского хозяйства в районе, зоне, АПК. Специфика перспективного планирования на сельскохозяйственном предприятии обусловлена экономическими и технологическими особенностями отрасли. С одной стороны, большая зависимость от погодных условий ограничивает возможности предвидения результатов производства и в условиях неопределенности могут использоваться, главным образом, методы стохастического программирования. С другой стороны, острая необходимость перспективных планов из-за того, что реализация большинства технологических мероприятий требует длительного времени. Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. В теории планирования под развитием принято понимать соответствующие изменения существующей производственной или экономической системы, достижение необходимого ее роста и обновление отдельных подсистем или их частей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период. Стратегическое планирование на микроуровне является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений. Во-первых, стратегический план задает перспективное направление развития предприятия; Во-вторых, он устанавливает каждому подразделению предприятия конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей страетгие развития предприятия; В-третьих, он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия; В-четвертых, стратегический подход стимулирует менеджеров предприятия лучше оценивать свои слабые и сильные стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды. В-пятых, план определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период; В-шестых, создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов; В-седьмых, демонстрирует возможность фактического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия, как единую систему современного менеджмента. Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя осуществление следующих взаимосвязанных функций: 1) определение долгосрочной стратегии, основных целей и задач развития предприятия; 2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии; 3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка; 4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия; 5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции; 6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач; 7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации. В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому подразделению варианты первоначальных показателей валовой и нераспределенной (чистой) прибыли на долгосрочный период. После их рассмотрения подразделения выдвигают свои предложения и, тем самым, создаются необходимые предпосылки для выработки общих целей стратегического планирования. В утвержденных планах предусматриваются общие цели предприятия, его место на рынке, организационная структура управления, финансовые результаты и т. д. Таким образом, основная задача стратегического планирования на предприятиях состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Этими сферами являются положение предприятия на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность. На подготовительном этапе анализируется хозяйственная деятельность предприятия в предшествующие годы, выявляются положительные моменты и недостатки, вскрываются имеющиеся резервы и намечаются меры по их использованию. Производится также инвентаризация средств производства, определяется количество и качество семян, удобрений, кормов. Перспективное планирование на сельскохозяйственных предприятиях всегда включало в себя разработку двух видов планов: долгосрочного плана организационно-хозяйственного устройства и среднесрочных планов развития хозяйства на пятилетний срок. План организационно-хозяйственного устройства и социального развития определяет генеральную перспективу хозяйства и рассчитан на 10-15 лет. Поскольку каждому хозяйству требуется различное время для полного освоения его организационно-хозяйственных мероприятий, то и сроки выполнения этого плана индивидуальны для каждого хозяйства. Его основное содержание — обоснование рациональной системы хозяйства —специализации, производственной и организационной структуры, а также комплекса агротехнических, зоотехнических и организационно-экономических условий для достижения при наименьших затратах наиболее высоких показателей производства. При всех своих положительных качествах, организационно-хозяйственный план не является документом, охватывающим все аспекты хозяйственной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Поэтому все шире в плановой работе используются зарубежные методические разработки составления бизнес-планов, В большей или меньшей степени адаптированных к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям Украины. В новых условиях хозяйствования система планирования деятельности сельскохозяйственных предприятий существенно меняется. Замена централизованного директивного планирования индикативным (рекомендательным) планированием предоставила полную самостоятельность предприятиям в разработке и реализации своих планов и программ. В Агроцехе №62 разрабатывается сокращенный вариант бизнес-плана - план развития предприятия. В плане развития планируются размеры производства валовой продукции в натуральных величинах и в сопоставимых ценах, реализации товарной продукции (как по отдельным отраслям, так и более детализировано), земельные и имущественные отношения по предприятию и размеры выдачи продукции на паи и др. сферы деятельности предприятия. Таким образом в плане развития отражаются основные направления развития и планируются соответствующие показатели дальнейшей деятельности. Для начала составляется план основных показателей на планируемый год, затем составляются элементы затрат по себестоимости, после этого приступают к составлению собственно плана развития. Он нацелен на решение тех задач, которые намечены именно на этот год. При этом сохраняются проектировки, рассчитанные на ряд лет: специализация, состав и размеры отраслей, рост поголовья скота и т. д. Его разрабатывают по большему числу показателей, детализируют сроки выполнения заданий, доводят их до исполнителей: в растениеводстве - до бригад и звеньев, в животноводстве-до бригад и отдельных работников (доярок, скотников и т. д.). Одновременно составляют годовые производственные задания подразделениям хозяйства.
|