Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Методические указания по курсу «Основы технического творчества» Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
09.02.11 20:06

По многочисленным ранее проведенным исследованиям установлено, что на потери зерна наибольшее влияние оказывают два фактора: - угловая скорость очесывающего барабана и H - величина погружения очесывающих пальцев в стеблевую массу.
3.1.3. 3 этап. Выбор математической модели.
Когда неизвестен механизм протекания процесса в «черном ящике» аналитическое выражение функции отклика также неизвестно. Поэтому описывают функцию отклика уравнением регрессии вида:

 

где x  и x   - значения факторов;
b  - свободный член, равный выходу при x  = 0;
b  -коэффициент регрессии соответствующих факторов на изучаемый объект;
b -коэффициент регрессии соответствующих факторов двойного взаимодействия.
Для нашего примера с двумя факторами x =  и x  уравнение регрессии будет иметь вид:

Для трех факторов x  x  x :
Y= b0 +b1 x1 +b2 x2 +b3 x3 +b1,2 x1x2+b1,3x1x3+b2,3x2x3+b1,2,3x1x2x3 (3)
Коэффициенты уравнения регрессии рассчитывают по результатам эксперимента. Величина коэффициентов регрессии и знак   характеризуют данный фактор, его влияние на параметр оптимизации.
3.1.4.    4 этап. Составление схемы проведения опытов.
При планировании многофакторного эксперимента могут применяться следующие методы:
а) полный факторный эксперимент (ПФЭ);
б) дробный факторный эксперимент (ДФЭ);
в) симплексный метод;
г) отсеивающие эксперименты и др.
При планировании используем метод полного факторного эксперимента (ПФЭ) и приводим построение плана ПФЭ.
При составлении плана эксперимента назначают уровни варьирования факторов. Обычно принимают 2 уровня и обозначают их «+1» и «-1».

Таблица 1. Уровни варьирования факторов

№ п/п

Факторы

Обозначения

Уровни факторов

1

+ 1

1

Угловая скорость, 1/с

х

2

Величина погружения, м

х

 

Комбинации условий эксперимента при 3-х уровнях определяются
показательной функцией N = 2  , где n - количество факторов.
Эти комбинации условий (количество опытов) можно представить в виде таблицы сочетаний разных уровней факторов, упорядоченных по столбцам. Такая таблица называется матрицей планирования. Строки матрицы соответствуют различным опытам, а столбцы – значениям факторов.

Таблица 2. – Матрица планирования двухфакторного эксперимента типа N = 22

Номер

опыта

х0

х1

х2

х1х2

Вектор выхода y

Повторности

Ср. значение

у1

у2

у3

уuср)

1

+

-

-

+

у11

у12

у13

уср1

2

+

+

-

-

у21

у22

у23

уср2

3

+

-

+

-

у31

у32

у33

уср. 3

4

+

+

+

+

у41

у42

у43

уср4

 

В матрице планирования в 1-ом столбце записываются номера опытов, которые необходимо рандомизировать (ввести случайность в последовательность их выполнения).
2-й столбец представляет собой «фиктивную» переменную x .
3-4-й столбцы образуют собственно планирование.
5-й - показывает возможность взаимодействия факторов x  и x  .
В 6-8 столбцах вносятся результаты опытов по каждой повторности.
Количество повторностей принимают в зависимости от заданной точности опытов. Обычно 3 повторности. В последнем столбце вносятся средние значения повторностей опытов (количество повторностей определяется с учетом требуемой надежности опыта).
3.1.4.    5 этап. Проведение эксперимента.
Согласно составленной рабочей матрице (с учетом рандомизации опытов) проводят эксперименты с 3-х кратной повторностью. Значение параметра оптимизации (P = Y - потери зерна), полученного в каждом опыте записываются в рабочую матрицу.

3.1.5.    6 этап. Обработка результатов эксперимента с использованием статистических методов и регрессионного анализа.
а) Расчет коэффициентов регрессии математической модели:

По формуле (5) определяются коэффициенты b , b , b  и b  уравнений регрессий

б) Подставляются полученные значения коэффициентов регрессии в уравнение (2):
у = b0 + b1x1 + b2x2 + b1,2x1x2


Последнее обновление 09.02.11 20:52
 
 
Top! Top!