Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Методические указания по курсу «Основы технического творчества» Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
09.02.11 20:06

Мотивами творческой деятельности студентов выступают понимание ее общественной и личной значимости, желание внести посильный вклад в решение практических и научных проблем, стремление к научному поиску, любознательность. Большинство студентов воспринимают свое участие в исследовательской работе как подготовку к будущей практической деятельности после окончания ВУЗа.
В ВУЗах наиболее распространена система научной подготовки студентов по двум направлениях – учебно-исследовательская работа (УИР) и научно-исследовательская работа (НИР). Эта система постоянно совершенствуется.
Основная задача УИР - привить всем студентам устойчивые навыки самостоятельной исследовательской работы, ознакомить их с современными методами научного познания, техникой физического эксперимента, с реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе.
Студенты учатся пользоваться научным оборудованием, самостоятельно вести эксперименты, применять теоретические знания на практике. Программы указанных на рис.2 спецкурсов содержат перечень знаний, умений, навыков, необходимых для формирования личности инженера-исследователя. Для решения этой задачи необходима совокупность всех видов учебных занятий и внеаудиторных форм работы на основе применения развивающихся и проблемных методов.
Так одной из задач курса «Введение в инженерную специальность» является раскрытие содержания форм и методов, системы подготовки в ВУЗе, основ методики самостоятельной работы. В связи с этим значительное место отводится теме участия студентов в техническом творчестве.
В процессе изучения общественных и специальных дисциплин первокурсники знакомятся с системой научно-исследовательской работы в ВУЗе, принципами и методами технического творчества. Спецкурс «Основы технического творчества» вводит студентов в лабораторию научного творчества, знакомит с современными методами творческой работы, прививает исследовательские навыки и умения. Активность студентов повышается в процессе прохождения производственной практики, где студенты выступают с лекциями и докладами по результатам своих научных исследований. Кроме этого, студенты готовят рефераты с элементами научного исследования, курсовые научно-исследовательские работы и по завершению учебы в институте выполняют реальные дипломные проекты, включающие результаты технического творчества.
Обучение студентов творческой работе осуществляется по нескольким формам (рис. 3).

 

Рис. 3 Формы обучения творческой работе в системе НИРС.

Наиболее распространены в ВУЗах такие формы привлечения студентов к творчеству, как работа в научных кружках, в студенческих проектно-конструкторских и других бюро, в проблемных лабораториях, участие в выполнении госбюджетной и хоздоговорной тематики кафедр, в олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу в области естественных, технических и гуманитарных наук. Высший уровень творческой активности студентов проявляется там, где они самостоятельно ставят проблему, находят пути ее решения, выбирают из них оптимальный вариант. Задача обучения состоит в том, чтобы развить у молодого специалиста интерес к изобретательской деятельности, вызвать потребность поиска новых технических решений.


Последнее обновление 09.02.11 20:52
 
 
Top! Top!