Методические указания по курсу «Основы технического творчества» |
Добавил(а) Administrator |
09.02.11 20:06 |
Страница 3 из 13
Мотивами творческой деятельности студентов выступают понимание ее общественной и личной значимости, желание внести посильный вклад в решение практических и научных проблем, стремление к научному поиску, любознательность. Большинство студентов воспринимают свое участие в исследовательской работе как подготовку к будущей практической деятельности после окончания ВУЗа. В ВУЗах наиболее распространена система научной подготовки студентов по двум направлениях – учебно-исследовательская работа (УИР) и научно-исследовательская работа (НИР). Эта система постоянно совершенствуется. Основная задача УИР - привить всем студентам устойчивые навыки самостоятельной исследовательской работы, ознакомить их с современными методами научного познания, техникой физического эксперимента, с реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе. Студенты учатся пользоваться научным оборудованием, самостоятельно вести эксперименты, применять теоретические знания на практике. Программы указанных на рис.2 спецкурсов содержат перечень знаний, умений, навыков, необходимых для формирования личности инженера-исследователя. Для решения этой задачи необходима совокупность всех видов учебных занятий и внеаудиторных форм работы на основе применения развивающихся и проблемных методов. Так одной из задач курса «Введение в инженерную специальность» является раскрытие содержания форм и методов, системы подготовки в ВУЗе, основ методики самостоятельной работы. В связи с этим значительное место отводится теме участия студентов в техническом творчестве. В процессе изучения общественных и специальных дисциплин первокурсники знакомятся с системой научно-исследовательской работы в ВУЗе, принципами и методами технического творчества. Спецкурс «Основы технического творчества» вводит студентов в лабораторию научного творчества, знакомит с современными методами творческой работы, прививает исследовательские навыки и умения. Активность студентов повышается в процессе прохождения производственной практики, где студенты выступают с лекциями и докладами по результатам своих научных исследований. Кроме этого, студенты готовят рефераты с элементами научного исследования, курсовые научно-исследовательские работы и по завершению учебы в институте выполняют реальные дипломные проекты, включающие результаты технического творчества. Обучение студентов творческой работе осуществляется по нескольким формам (рис. 3).
Рис. 3 Формы обучения творческой работе в системе НИРС. |
Последнее обновление 09.02.11 20:52 |