Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Методические указания по курсу «Основы технического творчества» Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
09.02.11 20:06


1.    Комплексный план организации технического творчества студентов.

Основные требования комплексного подхода к организации технического творчества реализуются в вузовских планах путем введения элементов творческой работы в различные виды учебного процесса: планирования НИРС во внеучебное время, установления тесной взаимосвязи основных форм НИРС, проводимых в учебное и внеучебное время, посредством использования единой темы творческой работы, согласования научных направлений кафедр и лабораторий с профилем специальностей, по которым ВУЗ готовит специалистов организаций НИРС по реальной плановой тематике ВУЗа, привлечения к организации НИРС всех кафедр и использования самых разнообразных форм работы для улучшения профессиональной и творческой подготовки будущих специалистов, совершенствования их воспитания, учета специфики ВУЗа, конкретных требований к специалисту данного профиля.
В планах по специальностям предусматривается привлечение студентов к НИРС на кафедрах общенаучных и общетехнических дисциплин, причем увязывается тематика этих исследований с профилем специальности. Большое внимание уделяется согласованию деятельности кафедр на различных курсах с тем, чтобы у студентов последовательно формировались навыки экспериментальной работы, владения методами и методиками творческой работы, умение анализировать экспериментальные данные, оформлять научную работу. В задания дипломных проектов предлагается включать исследовательский раздел, а тематику дипломных заданий формировать с учетом плановых хоздоговорных и госбюджетных НИР ВУЗа.
Из рекомендуемых типовым планом форм организации НИРС во внеучебное время наиболее широкое распространение получили студенческие научные кружки. В них работают около половины всех участников НИРС, которые, выполняя творческую работу во внеучебное время, продолжают и углубляют исследования, начатые в учебном процессе. Это позволяет рационально использовать резерв времени студентов, планируемый для творческой работы, повысить эффективность и результативность НИРС. Кроме того, типовой план предлагает широко использовать для организации проектно-конструкторской работы студентов различные студенческие объединения, конструкторские и другие бюро, привлекая к работе в них часть хорошо успевающих студентов младших курсов и значительную часть обучающихся на старших курсах.
Индивидуальный комплексный план способствует достижению органического единства форм учебной и творческой работы студента. План содействует систематической творческой работе студента, стимулирует его рост на основе поэтапного приобретения навыков исследовательской деятельности. Перспективный план на весь период обучения является также важным средством организации самостоятельной работы студента и источником информации, необходимой для управления процессом творческой подготовки будущего специалиста. План дает возможность оценивать эффективность различных форм творческой подготовки специалиста высшей квалификации.

2.    Влияние технического творчества на формирование личных качеств
студента как будущего специалиста.

Специфическая особенность творческой работы в высшем учебном заведении состоит в том, что она, как и вся деятельность ВУЗа в целом, имеет первоочередной целью обеспечить формирование творчески мыслящего, всесторонне подготовленного к практической жизни специалиста. При организации творческой работы в ВУЗах развиваются те исследования, которые обусловлены содержанием подготовки специалистов и совпадают с ее профилем. Знакомство с современной научной проблематикой расширяет кругозор у студентов, помогает им яснее представить и понять перспективы научно-технического прогресса, личное участие в исследованиях приучает студента к самостоятельности, помогает ему выработать высокую требовательность к себе, целеустремленность, собранность, организованность. Воспитание у молодежи органической потребности вести творческий поиск – характерная особенность современного стиля подготовки специалистов.
В целом можно выделить следующие важнейшие особенности творческой деятельности студентов:
а) подчиненность целей творческой деятельности учебным;
б) основными мотивами ее являются познавательные;
в) она осуществляется под руководством преподавателей и научных сотрудников;
г) в процессе творческой работы у студентов формируется профессиональная самостоятельность, способность к творческому решению практических задач с началом трудовой деятельности;
д) творческая деятельность способствует расширению сведений для успешного разрешения студентами профессиональных, организаторских и других проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в будущем.
Показателем готовности студентов к творческой деятельности является наличие умений поиска литературного материала, самостоятельно оценивать значимость изучаемого материала, сопоставлять, сравнивать, анализировать, проявлять самостоятельность в обобщении, выводах работы, в использовании методов научного познания. Участие студентов в проектно-конструкторской работе, в обобщении передовых методов труда и практики лучших предприятий и хозяйств, развивает у молодежи творческий подход к овладению знаниями, вооружает ее исследовательскими навыками, укрепляет веру в силу науки. Органическое сочетание учебной и творческой работы в высшей школе получает дальнейшее и все более широкое развитие. Такой подход позволяет каждому студенту в той или иной мере принять участие в творчестве.
Рекомендуется развивать и такую форму творческого соревнования между студентами, как олимпиада. Олимпиада в значительной степени способствует овладению более глубокими и прочными знаниями, воспитанию у студентов любви к избранной профессии, стремления к постоянному расширению кругозора.
Благотворное влияние участия студентов в творческой работе проявляется при выполнении ими курсовых и дипломных проектов. Курсовые проекты в большинстве своем выполняются по заказам промышленных и сельскохозяйственных предприятий и содержат исследовательскую часть. Результаты выполненных реальных дипломных проектов, содержащих исследовательскую часть, внедряются в производство.
Техническое творчество студентов имеет важное значение и для дальнейшей подготовки научно-педагогических кадров. Студенческие научные кружки стали для многих ученых тем началом, которое определило их творческую судьбу. Поэтому уже сейчас возникает необходимость, чтобы в процессе НИРС осуществлялся не только подбор, но и специализация и частичная начальная подготовка по будущей специальности студентов, деятельность которых по окончании ВУЗа будет связана с научной работой. Это будет способствовать сокращению периода адаптации аспирантов и соискателей.
Практика показывает, что уровень готовности к труду выше, а период адаптации к нему меньше у выпускников тех ВУЗов, в которых студенты вовлечены в проведение научных исследований. Период адаптации у выпускников ВУЗов, занимавшихся ранее творческой работой, сокращается в 5-6 раз. Особенно ускоряется адаптация, если тема дипломного проекта связана с местом будущей работы молодого специалиста. Учебная и творческая деятельность студентов находятся в единстве и выступают как средства лучшего освоения будущей профессиональной деятельности, формирования необходимых для этого качеств и опыта.

Последнее обновление 09.02.11 20:52
 
 
Top! Top!