Помощь в учебе и работе
Главная Бухгалтерские Дипломные работы по "Учет и уадит" ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: Анализ структуры и оценка эффективности использования оборотных средств (на примере ОАО «Широкое» Симферопольского района 2009
 
 
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: Анализ структуры и оценка эффективности использования оборотных средств (на примере ОАО «Широкое» Симферопольского района 2009 Печать E-mail
Бухгалтерские - Дипломные работы по "Учет и уадит"

Потребность в отдельных видах оборотных активов и их сумма в целом существенно колеблется в зависимости от сезонных особенностей осуществления операционной деятельности. Поэтому в процессе управления оборотными активами следует определять их сезонную (или иную циклическую) составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностью в них на протяжении года.

5.Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов.

Хотя все виды оборотных активов в той или иной степени являются ликвидными (кроме расходов будущих периодов и безнадежной дебиторской задолженности) общий уровень их срочной ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим (особенно неотложным) финансовым обязательствам.

6.Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов.

Как и любой вид активов оборотные средства должны генерировать определенную прибыль при их использовании в производственно-сбытовой деятельности предприятия. Поэтому составной частью разрабатываемой политики является обеспечение своевременного использования временно свободного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосрочных финансовых вложений.

7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования.

8. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов.

Источники формирования оборотных активов в значительной мере определяют эффективность их использования. Установление оптимального соотношения между собственными и привлеченными источниками является важным заданием системы управления предприятием. Достаточный минимум собственных и заёмных средств должен обеспечить непрерывность движения оборотных активов на всех стадиях кругооборота, который удовлетворит потребности производства в материальных и денежных ресурсах, и обеспечит своевременные и полные расчеты с поставщиками, бюджетом, банками и другими звеньями.

Недостаточное количество источников формирования оборотных средств может привести к недофинансированию хозяйственной деятельности и финансовым трудностям. В то же самое время их избыток на предприятии способствует образованию сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, отвлечению оборотных средств от хозяйственного оборота, снижению ответственности за целевое и рациональное использование как собственных, так и заёмных(привлечённых) средств. [21]

Выделяют следующие источники формирования оборотных средств:

1. Собственные источники. Минимальная потребность предприятия в оборотных средствах зачастую покрывается за счет собственных источников, среди которых выделяются следующие:

– Уставный фонд предприятия (паевые взносы учредителей, взносы

Иностранных участников, поступления от эмиссии ценных бумаг)

- Отчисления от прибыли;

- Целевое финансирование и целевые поступления ( из бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов);

- Прирост устойчивых пассивов (минимальная задолженность по заработной плате работникам, отчисления на обязательное пенсионное страхование, на социальное страхование, резерв будущих платежей и т. д.)

В процессе формирования собственных источников возникает необходимость ускорения инкассации дебиторской задолженности или её рефинансировании. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

• факторинг;

• учет векселей, выданных покупателями продукции;

• форфейтинг.

Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с предприятия-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты. Кроме того, при проведении такой операции банк {фактор-компания} в срок до трех дней осуществляет кредитование предприятия-продавца в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10-30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем).

Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.

Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки.

Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. [8]

2. Заемные средства. Очень часто на предприятиях возникают проблемы с несвоевременным поступлением средств за отгруженные товары или оказанные услуги, неполное выполнение договорных обязательств поставщиками, все это приводит к возникновению потребности в дополнительных средствах. Избежать этой проблемы практически не возможно, поэтому предприятие вынуждено привлекать финансовые ресурсы в виде краткосрочных кредитов банка, коммерческих кредитов, кредиторской задолженности.

3. Другие источники формирования оборотных средств. Привлекаются так же средства, которые предоставляются предприятием взаем под определенный процент на срок до 1 года с оформлением векселя или другого долгового обязательства.

Вексель является самой простой и самой распространённой формой кредитных денег. Вексель выпускает должник и передаёт кредитору. Сам факт выдачи векселя означает превращение товара в деньги, именно через вексель реализуется неудовлетворенный спрос на деньги как средство платежа.

Наличие на предприятии всех вышеупомянутых источников формирования оборотных средств ёще не свидетельствует об успешности и финансовой стабильности. Для любого предприятия очень важным является наличие определенного механизма привлечения дополнительных средств, и пропорционального их распределения.

Рассмотренные нами этапы проведения политики управления оборотными активами обуславливают разработку на предприятии политики управления отдельными их видами, а именно:

1) управление запасами товарно-материальных ценностей;

2) управление дебиторской задолженностью;

3) управление денежными активами.

1.3Методика оптимизации остатка оборотных средств.

Одной из целей управления оборотными активами предприятия является оптимизация их структуры. Она обуславливает необходимость выделения на предприятии политики управления оборотными средствами в разрезе имеющихся их видов.

Например, эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами.

Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением. [6]

Политика управления запасами ТМЦ осуществляется в 5 этапов:

1. Анализ формирования и использования ТМЦ;

2. Определение размеров и основных групп ТМЦ;

3. Определение общей суммы ТМЦ, включенных в состав оборотных активов;

4. Построение эффективных систем контроля формирования и использования ТМЦ;

5. Обеспечение реального отражения в управленческом и финансовом учете стоимости запасов с учетом инфляции.

Анализ формирования и использования ТМЦ связан с предварительным разделением всей их совокупности на два основных вида — производственные запасы (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов) и запасы готовой продукции. В разрезе каждого из этих видов выделяются запасы текущего хранения — постоянно обновляемая часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства продукции или ее реализации покупателям.

Наиболее ответственным этапом является определение размеров основных групп ТМЦ, для чего используют ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила «Модель экономически обоснованного размера заказа» [Economic ordering quantity — EOQ model].

Расчетный механизм модели EOQ основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы:


 
 
Top! Top!