Налоговые и неналоговые платежи, порядка их уплаты, поиск методов оптимизации платежей на примере ОАО Племзавод «Славное» Раздольненского района |
Экономические - Дипломные работы по экономическим темам |
Страница 3 из 23
Неизменность в течении бюджетного года налогов и сборов, их ставок и налоговых льгот. 7. Экономическая обоснованность. Установление налогов и сборов на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами. 8. Равномерность уплаты. Установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов. 9. Компетенция. Установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам уполномоченными на то органами в соответствии с законодательством Украины. 10. Единый подход. При разработке налоговых законов придерживаться единого подхода к определению плательщика налога и сбора, объекта обложения, источника уплаты, налогового периода, ставок налога и сбора, сроков и порядка уплаты, оснований для предоставления налоговых льгот. 11. Доступность. Доходчивость норм налогового законодательства для налогоплательщиков [8]. 1.2. Этапы формирования налоговой системы Украины Формирование налоговой системы Украины началось на рубеже 1991-1992 годов. Украина с 1991 года начала руководствоваться Законом Украинской ССР «О системе налогообложения» от 25.06.91. в качестве закона, регулирующего национальную систему налогообложения. Необходимо заметить, что это был довольно несовершенный нормативный акт. Несовершенна была структура Закона Украинской ССР от25.06.91. В законе был очень громоздким и описательным раздел II, где описывались конкретные налоговые механизмы, перечисленные в предыдущем разделе. Особенностью налоговой системы Украины в 1992 году явилось появление новых видов налогов. Так, возникают механизмы налога на доходы (введены Законом Украины «О налогообложении доходов предприятий и организаций» от21.02.92), налога на добавленную стоимость. Эти рычаги определяли специфику налоговой системы Украины. Налогообложение доходов предприятий и организаций (по ставке 18 процентов) противопоставлялось обложению прибыли в России. Механизм налога на добавленную стоимость предполагал максимальную ставку в 28% к облагаемому обороту при 20% в Российской Федерации. Появляется акцизный сбор применительно к новым условиям (Закон Украины «Об акцизном сбое» от18.12.91.). Рубеж 1992-1993 года в Украине характеризуется оживленными дискуссиями при обсуждении перспектив развития налоговой системы. 26 декабря 1992 года произошел «декретный залп» в области налогового регулирования, который практически обновил всю систему налогов. В 1993 году основным видом прямого налогов на юридических лиц, действовавшим в Украине, явился налог на доходы. Закон Украины «О налогообложении доходов предприятий и организаций» был принят 21 февраля 1992 года и в течение всего 1992 года налог взимался с юридических лиц на территории Украины. В условиях поиска оптимальных налоговых рычагов с начала 1993 года в качестве основного прямого налога был введен налог на прибыль (Декрет Кабинета Министров Украины «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 26 декабря 1992 года). Однако, несмотря на более прогрессивный характер, он был отменен Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 1993 год» и, начиная со второго квартала 1993 года, был восстановлен в действие Закон Украины «О налогообложении доходов предприятий и организаций». Такое изменение в 1993 году объясняется попыткой хоть каким-то образом сверстать госбюджет, не увеличивая его дефицит. Одним из рычагов этой политики был выбран возврат к более напряженному налоговому процессу. Относительно новым для налогового законодательства в 1992 году для налогообложения дохода (прибыли) явилось использование механизма налогового кредита. Плательщики столкнулись с ним с начала 1992 года. Причем, нормы, регулирующие подобную специфическую отсрочку налогового платежа, появились практически одновременно в России и в Украине. Качественное обновление налоговой системы Украины пришлось на 1994-1995 годы. В этот период формируются устойчивые, отработанные налоговые механизмы. Наряду с действовавшими налогами возникают новые (налог на промысел). К 1994 году складывается система местных налогов и сборов, введенная Декретом Кабинета Министров «О местных налогах и сборах» от 20.05.93. и уточненная Законом Украины от 17.06.93. Новый качественный этап в развитии налоговой системы приходится на 1996-1997 годы. Об этом свидетельствует Указ Президента Украины «О мерах по реформированию налоговой политики» от31.06.96.№621/96. Этим нормативным актом сформулированы задачи по реформированию налоговой политики и трехмесячный срок принятия соответствующих решений[18]. К началу 1998 года планировалось принять Налоговый кодекс Украины. Однако, его принятие перенесено предположительно на 2004 год. Этот кодекс предусматривает: · сокращение количества налогов и сборов (обязательных платежей) с 39 до 23 с одновременным уменьшением их ставок; · снижение ставки налога на прибыль предприятий с 30% до 25%; · снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 17%; · повышение суммы доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению, до уровня минимальной заработной платы; · расширение базы налогообложения путем сокращения перечня операций, освобожденных от НДС и количества льгот по налогообложению прибыли предприятий; · администрирование налогов и сборов путем внедрения порядка представления декларации по налогу на прибыль 1 раз в год и ежемесячного перечисления авансовых платежей. Предполагается, что Кодекс будет основным нормативным актом, регулирующим налогообложение и применяемым ко всем налогам, сборам и другим обязательным платежам в государственный и местный бюджеты. Законодательные и иные акты, противоречащие положениям этого Кодекса, не имеют юридической силы.
|