Налоговые и неналоговые платежи, порядка их уплаты, поиск методов оптимизации платежей на примере ОАО Племзавод «Славное» Раздольненского района |
Экономические - Дипломные работы по экономическим темам |
Страница 2 из 23
Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития ее демократических форм. Поэтому исследование природы налога финансовая наука проводит в сфере учения про государство. В свое время еще П.Прудон правильно отмечал, что «по сущности, вопросы про налоги выступают вопросами про государство». Трудности познания природы налога поясняется тем, что налог – это одновременно экономическое, хозяйственное и политическое явление. Российский экономист М.М.Алексеенко еще в XIX столетии отметил эту особенность налога: «С одной стороны, налог – один из элементов распределения и перераспределения… С другой стороны, проведение, использование налогов с одной из функций государства». Впервые научно обоснованную характеристику налогов дали представители английской классической политэкономии Адам Смит и Давид Рикардо. А.Смита нередко называют фундаментатором научной теории налогов. Он один из первых вывел четыре общепологающих принципа налогообложения. Завершил теорию налогов английской классической политэкономии Д.Рикардо. По его мнению, «налоги составляют ту часть продукта земли и труда страны, которая находится в распоряжении страны: они всегда уплачиваются или с капитала, или с дохода страны». При раскрытии сущности налогов нельзя не остановиться на взглядах основоположника российской финансовой науки И.Х.Озерова. В своей фундаментальной работе «Основы финансовой науки» он указывает, что налоги – это обязательные платежи, которые уплачиваются подданными государства для использования возложенных на него функций». Наибольшую популярность в финансовой литературе получила налоговая концепция А.Лаффера. Он определил и графически исследовал зависимость между прогрессивностью налогообложения, доходами бюджета и облагаемыми налогами частью национального производства [30]. В условиях рыночной экономики основную часть своих расходов государство покрывает доходами от взимания налогов. В прошлом, когда господствовала административно-командная экономика, государство формировало доходную часть своего бюджета в основном за счет неналоговых платежей. Налоговые поступления составляли примерно 0,1 доходов бюджета. В настоящее время роль налогов в развитии государства значительно возросла, а это, естественно, вызывает особый интерес к функциям налоговой системы. Называют две функции налогов: фискальная и регулирующая (социально-экономическая). Стимулирующая функция налогов как самостоятельная функция не признается. Признание стимулирующей функцией налога мешает его фискальное происхождение. Происхождение налога носит объективный характер. Налоговая система отражает объективный процесс разделения продукта. Вся сущность налоговых функций заключается в соблюдении справедливой пропорции в разделении, чтобы она создавала необходимое условие для развития государства. Однако наряду с фискальной и регулирующей функцией налогов нужно признать еще и стимулирующую функцию, объектом которой является экономическая деятельность, направленная на увеличение ВВП. Эта функция должна способствовать приведению в действие факторов, влияющих на повышение эффективности производства [26]. Формирование налоговой системы в стране активно началось в 1992 году. В 1991 году был принят Закон Украины «О системе налогообложения». Он определил принципы строения системы налогообложения, налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет и взносы в государственные целевые фонды: права, обязанности и ответственность плательщиков налогов. За период с 1992 по 1998 года осуществлен переход к системе формирования доходов бюджета на налоговой основе, реформировано саму налоговую систему. Основными источниками доходной части, которая составляет около 70%, является налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, плата за землю, подоходный налог с граждан и акцизный сбор [15]. Налоговая система Украины строится по следующим основным принципам: 1. Обязательность оплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. Данный принцип предполагает, что каждое юридическое или физическое лицо обязано принимать участие в финансировании государственных потребностей путем уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. 2. Стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности путем внедрения льготного налогообложения, которое направлено на развитие производства. 3. Социальная справедливость. Этот принцип предполагает, что установление налогов, сборов и других обязательных платежей производится исходя из необходимости финансирования расходов государства [7]. 4. Равнозначность и пропорциональность Налоги с юридических лиц взимаются в определенной доле от полученной прибыли. На равные прибыли уплачиваются равные налоги и сборы, а большие налоги и сборы -–пропорционально большим доходам. 5. Равенство, недопущение проявления каких-либо проявлений налоговой дискриминации. Обеспечение одинакового подхода к различным субъектам хозяйствования при определении обязанностей по уплате налогов и сборов. 6. Стабильность. |