Дипломная работа Оценка финансовых результатов деятельности предприятия на примере ООО «ШЕН», г. Симферополь |
Экономические - Дипломные работы по экономическим темам |
Страница 28 из 30
В течение анализируемого периода наблюдался рост затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды, т. е. налоги на фонд оплаты труда. Их общая величина в 2004г. составила 29,8 тыс. грн. Рост незначителен, а прирост составил всего ≈ 58,1%.
Более значительный рост наблюдался у прочих операционных затрат. Если в 2002 и 2003 годах они практически не менялись и составляли соответственно 7,2 и 7,9 тыс. грн., то к концу анализируемого периода они увеличиваются по сравнению с началом анализируемого периода на 25,6 тыс. грн и составляют 32,8 тыс. грн. Однако при этом предприятие в течение всего анализируемого периода прибыльно. Величина чистой прибыли хоть и незначительна, но положительна, и при этом росла с 1,7 тыс. грн. в 2002 году до 4,2 тыс. грн. в 2004 году. Прирост составил 2,5 тыс. грн. Необходимо отметить, что расчеты произведены с условием, что налог на прибыль рассчитан по ставке 30% в течение всего анализируемого периода, т. е. 2004 год поставлен в сопоставимые условия.
Далее был проведен анализ динамики доходов и себестоимости по группам реализуемых товаров. В течение анализируемого периода предприятие реализовывало оптом четыре группы товаров: посуду, мебель, хозяйственные товары и профессиональное кухонное оборудование. Наибольший удельный вес в структурах выручки от реализации и себестоимости занимала посуда. Увеличение себестоимости происходило пропорционально увеличению выручки от реализации товаров. Поэтому была рассмотрена динамика всех видов затрат на одну гривну выручки.
Анализ показал, что величина себестоимости на одну гривну выручки практически не меняется в течении всего анализируемого периода и составила в 2002 г.- 89,9 коп., в 2003г.- 90,8 коп. и в 2004 г. 85,8 коп. Величина операционных затрат на одну гривну выручки наоборот выросла к концу анализируемого периода. Если в 2002 г. она составляла 2,4 коп. то в 2004г. возросла на 4,1 коп., и составила 6,2 коп. Величина затрат на оплату труда с учетом налогов, наоборот снижается к концу анализируемого периода. Если в 2002 г. она составляла 4,3 копейки на одну гривну выручки, то к концу 2004 г. составила 3,8 коп.
Все вышеприведенные расчеты свидетельствуют о сложившихся связях в приобретении и реализации товаров, о стабильности в организации торгового процесса и о очень маленькой величине торговой наценки даже для оптовой торговли. Величина торговой наценки по как каждой группе товаров, так и в разрезе ассортимента различна, но в среднем не превышала 11,0 % в 2002г., 11,3 % в 2003г. и 16,6 % в 2004г.
Факторный анализ прибыли показал, что увеличение, ее от реализации продукции на 40,2 тыс. грн объясняется повышение цен на реализованную продукцию (42,21 тыс. грн) и увеличение себестоимости реализованной продукции(-129,5 тыс. грн). Поскольку цены на реализованную продукцию повысились больше, чем ее себестоимость, то прибыль в общем итоге увеличилась.
Анализ рентабельности в разрезе товарных групп свидетельствует о положительных, но очень низких показателях рентабельности. Рентабельность хозяйственной деятельности равна 0,6% в 2002 и 2003 гг., в 2004г. она возрастает всего на 0,2 %. Аналогичные показатели и у рентабельности оборота. Несколько выше рентабельность собственного капитала, которая возросла к концу анализируемого периода на 1,2% и составила 2,3%. Рентабельность активов также возросла на 0,7 % и составила в 2004 г. 1,4%. Наиболее эффективно на предприятии используются основные производственные фонды. Уровень фондорентабельности значительно выше, чем все вышеописанные показатели и растет он значительно быстрее. В 2003г. прирост составил 9,1%, в 2004г. соответственно 11,5 %, уровень рентабельности в 2004 г. составил17,0 %.
Показатели положительные, но очень низкие, с вялой динамикой роста.
Для оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности была рассмотрена динамика структуры баланса и проанализирована динамика показателей платежеспособности и финансовой устойчивости.
Анализ баланса показал, что валюта баланса предприятия увеличивалась из года в год. Этот рост происходил за счет роста оборотных активов, которые занимают наибольший удельный вес в общей структуре активов. Их удельный вес в 2002г. составил 89,1 %, в 2003г. – 90,9 %, в 2004г. – 93,3%. В структуре оборотных активов наибольший удельный вес занимает готовая продукция, т. е. товар. Причем его удельный вес увеличивается из года в год.
Второе место в структуре оборотных активов занимает дебиторская задолженность, величина которой незначительно увеличивалась а удельный вес практически не менялся и составлял приблизительно 33,0 %.
Очень низкий удельный вес в общей структуре оборотных активов занимают денежные средства, 02 % - 0,3 % в 2002-2003гг. В 2004 г. наблюдается их рост до 5,6 %. Необоротные активы в общей структуре активов занимают наименьший удельный вес, который снижается в течение анализируемого периода с 10,9 % до 6,7 %.
В структуре пассивов наибольший удельный вес занимает собственный капитал. Однако надо заметить, что если суммы его растут из года в год, то удельный вес в общей структуре пассивов снижается. Величина собственного капитала в 2002г. составила 163,5 тыс. грн. В 2003г. наблюдается рост на 4,3 тыс. грн., а в 2004г. – на 39,5 тыс. грн., по сравнению с 2002 г., и на конец анализируемого периода величина его составляет 203,0 тыс. грн. А вот удельный вес в общей структуре пассивов снижается с 61,2% в 2002 г. до 58,5 % в 2004г. В структуре собственного капитала преобладает уставной капитал, величина которого на протяжении трех анализируемых лет составляет 200,0 тыс. грн. Величина текущих обязательств увеличивается из года в год, с 103,5 тыс. грн. в 2002 г. до 143,8 тыс. грн. в 2004г., а удельный вес в общей структуре пассивов изменяется незначительно, с38,8% увеличивается до 41,5 %. В структуре текущих обязательств наибольший удельный вес занимает кредиторская задолженность. При этом она имеет тенденцию к повышению. Ее абсолютная величина возросла с 52,8 тыс. грн. в 2002 г. до 72,3 тыс. грн. в 2004г. При этом удельный вес в структуре текущих обязательств практически не меняется и приблизительно составляет 20,0 % в течении анализируемого периода Поточные обязательства снижаются как по абсолютной величине, так и по удельному весу.
Величина прочих краткосрочных обязательств достаточно велика как по величине, так и по удельному весу. Причем она повторяет динамику кредиторской задолженности.
Платежеспособность предприятия представлена коэффициентом покрытия, коэффициентом быстрой ликвидности и коэффициентом абсолютной ликвидности. Величина коэффициента покрытия достаточна высока и практически в два раза превышает нормативное значение. Однако она имеет тенденцию к снижению. Величина коэффициента быстрой ликвидности выше нормативного значения, составляет 0,95 – 1,1. Коэффициент абсолютной ликвидности. в два раза выше нормативного, однако на конец 2004 года его величина соответствует минимальному нормативному значению, 0,3.
Финансовая устойчивость предприятия представлены четырьмя показателями коэффициентами автономии, финансовой стабильности, обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициентом соотношения оборотных и необоротных активов. Все коэффициенты в динамике выше нормативов и имеет тенденции к росту, кроме коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами. Анализ его динамики свидетельствует, что обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами падает.
Таким образом, можно сделать вывод, что, не смотря на низкие финансовые результаты ООО «ШЕН» достаточно платежеспособно и финансово устойчиво. Однако наблюдается ряд негативных тенденций, которые в последствии могут отрицательно сказаться на финансовых результатах деятельности предприятия. А именно рост дебиторской и кредиторской задолженностей и при этом снижение обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами. А так же низкие показатели эффективности использования оборотных средств.
Цель третьего раздела настоящей дипломной работы – разработка и обоснование мероприятий, направленных на улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «ШЕН». Для ее достижения предприятию предложено:
1. Для повышения качества обслуживания оптовых клиентов, фирме предлагается разработать и осуществить ряд сервисных услуг. Это бесплатная доставка партий товаров по Крыму, установка и гарантийное обслуживание профессионального кухонного оборудования. Если заключить договора с пансионатами, санаториями и другими курортными учреждениями, по комплексному их обслуживанию и дальнейшему сопровождению, это могло бы значительно увеличить реализацию товаров не только в курортный сезон, но и в зимнее время.
2. Реструктуризация дебиторской задолженности. Анализ дебиторской задолженности, проведенный в динамике за три года, позволил выявить постоянных должников и величину их долгов. Пересмотр договорной базы с ними позволил бы предприятию значительно уменьшить величину дебиторской задолженности.
Следующее мероприятие, которое позволит предприятию активизировать торговый процесс – это создание отдела маркетинга.
3. Разработка ценовой политики и ценовой стратегии.
4. Разработка товара – микс и на его базе торговых линий.
Оценка влияния предлагаемых мероприятий на конечные финансовые результаты деятельности предприятия и степень его эффективности была проведена в комплексе по всем мероприятиям. Расчеты показали положительные результаты, а именно рост прибыли на 57,8 тыс. грн., и уровень рентабельности деятельности – на 6,6 % т. е. практически все предлагаемые мероприятия являются эффективными.
|