Влияние РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ В СОЧЕТАНИИ С МИНЕРАЛЬНЫМИ УДОБРЕНИЯМИ В СЕВООБОРОТЕ НА УРОЖАЙНОСТЬ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ ПО ЗАНЯТОМУ ПАРУ - Учеба – Шпаргалки, тесты с ответами, дипломная работа, курсовая, рабочие программы, лекции, методички, учебники
Помощь в учебе и работе
Главная Растениеводство Диплом Влияние РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ В СОЧЕТАНИИ С МИНЕРАЛЬНЫМИ УДОБРЕНИЯМИ В СЕВООБОРОТЕ НА УРОЖАЙНОСТЬ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ ПО ЗАНЯТОМУ ПАРУ
 
 

Влияние РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ В СОЧЕТАНИИ С МИНЕРАЛЬНЫМИ УДОБРЕНИЯМИ В СЕВООБОРОТЕ НА УРОЖАЙНОСТЬ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ ПО ЗАНЯТОМУ ПАРУ Печать E-mail
Растениеводство - Диплом

Устойчивость растений пшеницы к низким температурам к окончанию зимнего периода постепенно снижается. После возобновления весенней вегетации их вегетативные органы могут повреждаться при снижении температуры на поверхности почвы до минус 6 - 8°С. Вновь образовавшиеся весной органы (листья), не прошедшие осенней закалки, повреждаются в фазу начала выхода в трубку при снижении температуры до минус 3 - 4°С.

Наиболее чувствительны к низким температурам генеративные органы (пестик, тычинки) цветка. Сформированные в теплое время, они гибнут уже при температуре минус 1,5 — 2,0°С. Так, в 1999 году последний весенний заморозок был 7 — 8 мая. Температура, в зависимости от места расположения участков, снизилась до минус 2 - 8°С. В это время большинство растений пшеницы находилось в фазе колошения — начала цветения. В результате этого похолодания их генеративные органы погибли и оплодотворения не произошло. Через 3 - 5 дней после этого подмораживания колос побелел, а затем загнил и погиб полностью. Поврежденные посевы не дали урожая зерна (Николаев Е.В., Изотов А.М., 2001).

Не оправдались надежды па получение урожая зерна за счет развития боковых побегов. Колосья, заложенные на них, были небольшими, а большинство зерен не сформировалось полностью. Для уменьшения размеров убытка, посевы, подвергнутые воздействию сильного позднего весеннего заморозка, вызвавшего почти полную гибель колосьев, нужно как можно скорее убрать на зеленый корм, сенаж, сено или силос. В то же время колосья главного побега, не вышедшие из пазухи листа, даже при температуре минус 4°С сохранились и сформировали полноценное зерно.

В начале весенней вегетации наиболее благоприятной температурой для растений пшеницы является 14 - 16°С (Николаев Е.В., Изотов А.М., Тарасенко Б.А., 2006).

В фазу колошения и цветения ее требования к теплу повышаются. Луч­шая температура в это время 18 - 22°С. Повышение ее в это время даже до +40°С, при наличии влаги в почве, не препятствует процессу опыления и оплодотворения (Николаев Е.В., Изотов А.М., 2001).

В фазу формирования зерновки высокие температуры (+34, +36°С), даже при наличии влаги в почве, задерживают процессы ее образования и ограничивают размеры зерна, что отрицательно сказывается на продуктивности растений и посевов пшеницы в целом (Николаев Е.В., Изотов А.М., Тарасенко Б.А., 2006).

Температура в фазу молочного и тестообразного состояния зерна влияет не только па полноту его налива, но и на степень реутилизации азотистых веществ из вегетативных органов в генеративные, что отражается на качестве зерна. Наиболее благоприятной погодой в это время является среднесуточная температура +23°С при влажности воздуха около 60% (Николаев Е. В., 1991).

Требования к элементам питания. Исключительно большое значение для формирования величины и качества урожая пшеницы имеет своевремен­ное снабжение их элементами питания, и в первую очередь азотом, фосфором и калием.

Азот. При недостатке азота снижаются темпы роста, листья становятся блед­но-зелеными и преждевременно отмирают. Азотное голодание отрицательно сказывается на таких элементах урожайности, как продуктивная кустистость, величина колоса и количество зерна в нем, масса 1000 зерен и, конечно, на его качестве — содержании клейковины в зерне. Азот растениями пшеницы поглощается в течение всей жизни. Поэтому недостаток его в отдельные периоды вегетации нельзя устранить улучшением азотного питания растений в последующие периоды. Азот растением пшеницы расходуется в первую очередь на формирование семенной продуктивности, а затем уже па повышение содержания белка в зерне. Поэтому внесение азота с целью повышения каче­ства зерна целесообразно проводить в более поздние фазы, когда у растений пшеницы уже закончилось формирование вегетативных органов (Николаев Е.В., Изотов А.М., Тарасенко Б.А., 2006).

Фосфор также потребляется пшеницей в течение всей вегетации. Достаточная обеспеченность растения этим элементом питания способствует формированию хорошо развитой корневой системы. Наибольшее количество фосфора требуется растениям пшеницы в период от начала выхода в трубку до цветения, что связано с интенсивным формированием в это время генеративных органов. Признаком фосфорного голодания служит появление красно-фиолетового оттенка в окраске листьев. При отсутствии фосфора происходит их отмирание. Внесение фосфорных удобрений под пшеницу является необходимым условием получения высоких урожаев этой культуры в Крыму (Николаев Е.В., Изотов А.М., 2001).

Калий в жизни пшеницы выполняет различные функции — способствует нормальному ходу фотосинтеза, накоплению жиров, повышает устойчивость растений к полеганию и т. д. Важным признаком недостатка калия в почве является побурение краев листьев и появление на них рыжих пятен. Содержание калия в крымских почвах колеблется от 30 до 70 мг на 100 г почвы, что вполне обеспечивает потребности пшеницы в этом элементе питания без внесения калийных удобрений.

Проведенный выше анализ роста и развития пшеничного растения показывает, что в его жизненном цикле очень сложно выделить периоды важные и неважные для формирования величины урожая. В каждом отдельном промежутке решается судьба того или иного его элемента, а в конечном счете и общей продуктивности. В то же время следует подчеркнуть, что пшеничное растение па основе своей богатой наследственности, в процессе многовековой эволюции и направленного отбора, выработало ряд свойств и качеств, направленных па наиболее полное использование условий произрастания для формирования своей семенной продуктивности (Николаев Е.В., Изотов А.М., Тарасенко Б.А., 2006).

Высокая адаптивная способность культуры проявляется в длительном периоде формирования урожая — практически с момента прорастания семени до созревания зерна, что в значительной степени уменьшает опасность формирования небольшого урожая вследствие совпаде­ния периода его образования со временем неблагоприятных условий произрастания. Особенно это характерно для сортов мягкой пшеницы, которая имеет более высокие адаптационные способности по сравнению с сортами твердой пшеницы (Николаев Е.В., Изотов А.М., 2001).

Важное приспособительное свойство пшеницы — это способность ее растений к определенной компенсации ущерба семенной продуктивности, произошедшей вследствие неблагоприятных условий произрастания на ранних этапах, за счет энергичного развития тех элементов продуктивности, которые формируются в более поздние периоды вегетации. Так, например, недостаточная густота посева, формирующаяся в фазу всходов, может быть компенсирована более энергичной продуктивной кустистостью. Короткий колос, заложенный в фазу кущения при недостатке воды и питательных ве­ществ, может повысить свою продуктивность (при улучшении условий произрастания) в фазу выхода в трубку — за счет увеличения числа колосков в колосе и количества полноценных цветков в нем (Николаев Е.В., Изотов А.М., Тарасенко Б.А., 2006).

Возможность компенсации величины урожая нужно учитывать в практической работе. Однако не следует забывать, что упущения в агротехнике в начале вегетации растений, безусловно, скажутся в той или иной мере на конечной их продукции (Николаев Е.В., Изотов А.М., 2001).

Анализ биологических свойств озимой пшеницы, ее требований к условиям внешней среды показал, что высокопродуктивное растение можно сформировать только при помощи агроприемов, направленных, прежде всего на возможно полное удовлетворение его потребности в течение всего периода вегетации (Николаев Е.В., Изотов А.М., Тарасенко Б.А., 2006).


 

 
Top! Top!