Шпаргалки по "Экономическая история зарубежных стран" |
Добавил(а) Administrator |
25.01.11 12:18 |
Страница 5 из 16
№ 25. Германия на пути к индустриал. Развитию. В 70-е гг. XVIII в. Германия в экономическом и политическом отношении была одной из самых отсталых стран Европы. В экономическом отношении она значительно отставала не только от Англии, но и от Франции и Голландии. Если в Англии промышленный переворот начался во второй половине XVII в., во Франции — в конце XVIII в., то возникновение крупного промышленного производства в Германии, связанное с массовым применением машин, происходит только во второй половине XIX в. Запоздание промышленного переворота объяснялось экономической отсталостью Германии. На протяжении первой половины XIX в. она была аграрной страной и не могла угнаться за своими соперниками. Основной причиной экономического отставания Германии было то, что даже в начале XIX в. феодальный режим продолжал господствовать в деревне и тормозил развитие сельского хозяйства. Сохранялась цеховая система, павшая в Германии лишь в конце 60-х гг., после того как промышленный закон 1869 г. отменил ее на всей территории Северо-Германского союза. Экономическая отсталость Германии обусловливалась также ее политической раздробленностью. К началу XIX в. на территории Германии существовало около 300 мелких государств. Сохранились внутренние таможенные пошлины, которые сильно тормозили развитие торговли и промышленности. В начале XIX в. при перевозке товаров из Дрездена в Магдебург пошлины приходилось уплачивать 166 раз. Вместе с тем политическая раздробленность лишала немецкую промышленность таможенной защиты от английской конкуренции. Предпосылкой промышленного переворота в Германии стала частичная ликвидация феодального режима в деревне. Первый удар ему был нанесен французской революцией 1789 — 1794 гг. и наполеоновскими войнами: вступая на германскую территорию, французы отменяли феодальные привилегии и освобождали крестьян от выполнения феодальных повинностей. Так, по Люневильскому миру 1801 г. левобережье Рейна отошло временно к Франции. Здесь были ликвидированы феодальные привилегии и повинности крестьян, распроданы монастырские земли. Дальнейший удар по феодализму нанесли аграрные реформы начала XIX в., ускорившие развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Важную роль в подготовке промышленного переворота в Германии сыграла частичная ликвидация экономической раздробленности путем создания Таможенного союза. Первым шагом к этому стало издание в 1818 г. таможенного закона, согласно которому на всей территории Прусского государства уничтожались таможенные заставы, сбор акцизов и внутренних пошлин. В 1833 г. Пруссия добилась организации Таможенного союза, объединявшего 18 государств Северной Германии, территория которых достигала 7,7 млн. м2, население — 23 млн. человек. Все таможенные заставы между этими государствами подлежали ликвидации. Международные позиции Таможенного союза довольно скоро окрепли. Об этом свидетельствует заключение торговых договоров с Голландией, Грецией, Турцией, Англией и Бельгией. Рост мануфактурной промышленности, развитие капитализма в сельском хозяйстве, создание Таможенного союза, усиление процессов первоначального накопления капитала, возможность использования иностранной техники ускорили начало промышленного переворота. В 1782 г. в Саксонии впервые была применена механическая прялка типа "Дженни", в 1785 г. была сооружена первая немецкая паровая машина, а в 1796 г. в Силезии была установлена первая доменная печь для выплавки чугуна на каменном угле. Начиная с 1825 г. в Германии стало применяться пудлингование. Хлопчатобумажная промышленность, где использовались английские машины, сразу стала развиваться на фабричной основе. Паровые машины тоже ввозились из Англии. Однако немцы сами создали много машин и технических приспособлений. Еще в 1814 г. немецкий изобретатель К.Кениг и Г. Вамер создали установку для скоростного книгопечатания. В 1835 г. Ж. Пешель изобрел камнеточильную машину, а П. Гуммель в 1836 г. — набивной станок. Все больше появлялось изобретений в области обработки металлов. В 1803 г. был создан цилиндрово-сверлильный станок, в 1807 — горизонтальный. В 1837 —1849 гг. число стационарных паровых машин в Пруссии увеличилось с 419 до 1444. Они все шире использовались и на транспорте. Количество пароходов к середине XIX в. составляло 90, а паровозов — 429. Наиболее активно промышленный переворот происходил в текстильной промышленности и особенно в хлопчатобумажной. Хлопчатобумажное производство развивалось преимущественно в Саксонии и первоначально сводилось к переработке английской готовой пряжи. В областях Таможенного союза в 1846 г. насчитывалось уже 313 прядилен и 750 тыс. механических веретен. Ткацкое производство оставалось в руках кустарей, т.е. ремесленников или надомников "домашней промышленности" (рассеянной мануфактуры). В Силезии стало развиваться льнопрядильное производство на машинной основе. В 1839 г. на территории Пруссии было 11 фабрик, занимавшихся изготовлением льняной пряжи. Вследствие этого кустарное и мануфактурное производство оказалось в тяжелом положении. После образования Таможенного союза стала интенсивно развиваться шелковая промышленность. Ее древним центром был Крефельд, изделия которого находили широкий спрос на лейпцигских ярмарках. В 1846 г. в Крефельде работало 8 тыс. шелкоткацких станков, 20 красилен, 7 отделочных участков. Значительные изменения происходили и в тяжелой промышленности. С появлением паровых машин спрос на уголь увеличился. Добыча угля в Пруссии выросла в 1824— 1843 гг. с 1,2 млн. до 3,1 млн. т. Общая численность шахтеров увеличилась за 1800—1848 гг. в 4 раза, с 25 тыс. до 100 тыс., в остальных отраслях крупной промышленности — в 12 раз, с 50 тыс. до 600 тыс. Важную роль в ускорении промышленного переворота в Германии сыграло строительство железных дорог. Первая железная дорога в Германии была построена в 1835 г. между Нюрнбергом и Фюртом и имела протяженность всего лишь 12 км. В 1848 г. длина железнодорожной сети достигла 2,5 тыс. км, но в этом отношении Германия уступала Англии и Франции. Слабым местом германской промышленности было недостаточное развитие транспортного машиностроения. Хотя паровозостроительный завод Борзига в Берлине возник еще в 1833 г., а позднее, в 40-е гг., паровозостроительные заводы появились в Касселе и Хемнице, их продукция оставалась незначительной. Известно, что в начале 40-х гг. на железных дорогах Германии использовалось 245 паровозов, из которых только 36 были немецкими. Промышленный переворот в Германии прошел три стадии. До 1850 г. был пройден лишь начальный, подготовительный этап. Переворот коснулся преимущественно текстильной промышленности. Решающее значение имел период двух последующих десятилетий, когда Германия переживала промышленный подъем, связанный с широким развитием тяжелой промышленности. Завершение переворота произошло лишь после образования Германской империи в 1871 г. Особенность третьего этапа заключалась в тесном переплетении развития фабричной промышленности с формированием монополий. В 50—60-е гг. в Германии произошел значительный промышленный подъем. Строительство железных дорог дало мощный толчок развитию фабричной промышленности, породив огромный спрос на уголь, рельсы, паровозы, вагоны. Получили развитие новые отрасли промышленности. В 1856 г. были открыты методы производства анилиновых красителей, это сыграло важную роль в развитии химической промышленности. Сильно продвинулась вперед немецкая электротехника. Об этом свидетельствует создание в 1867 г. Э. В. Сименсом динамомашины. Мобилизация капиталов, столь необходимых крупной промышленности, облегчалась развитием банковского дела. 50-е гг. стали периодом банковского учредительства. Именно в этот период были заложены основы кредитной системы немецкого капитализма. Чрезвычайно важную роль сыграли акционерные компании, которые после революции 1848—1849 гг. стали расти как грибы. Всего за последующие 20 лет в Пруссии возникло 295 компаний — горнопромышленных, металлургических, страховых, железнодорожных, капитал которых достигал 2,4 млрд. марок. Важное значение имел прилив иностранного капитала — бельгийского, голландского, английского, французского—в промышленность Рейнской области. К 70-м гг. XIX в. Германия постепенно ликвидировала свою промышленную отсталость. На ее долю в 1870 г. приходилось уже 13 % продукции мировой промышленности. По основным показателям — добыче угля, выплавке чугуна, длине железнодорожных путей, мощности паровых двигателей — Германия превзошла Францию. Темпы роста промышленности в Германии были более высокими, чем во Франции и Англии. За 1850—1869 гг. переработка хлопка в Германии увеличилась в 3 раза. Развивалась и шелковая промышленность. За 1840—1860 гг. импорт сырой шерсти в страну увеличился с 8,3 тыс. до 18,8 тыс. т. В 1861 г. на ее территории существовало уже 1067 суконных предприятий, шелкокрутильное производство было сосредоточено на 215 фабриках. Особое значение имело развитие тяжелой промышленности. Именно она послужила основой промышленного подъема в 1850 — 1870 гг. В структуре немецкой промышленности произошли весьма важные сдвиги. Центр тяжести переместился в сферу "первого подразделения", и добыча угля, выплавка металла, производство машин выдвинулись на первое место. За эти годы добыча каменного угля в Германии увеличилась с 225 тыс. т до 1,4 млн. т, или в 6,2 раза. Быстро росла и добыча железной руды. В 1860—1870 гг. она увеличилась с 1,4 млн. до 4,3 млн. т. Германия приступила к созданию своего машиностроения. За 1846—1861 гг. число машиностроительных заводов выросло со 131 до 300. Именно в этот период разбогатела фирма Круппа, возникшая еще в 1811 г. О существенных качественных изменениях в промышленности Германии свидетельствовало усиление процесса ее концентрации. В 1846—1861 гг. при общем увеличении производства число металлургических заводов уменьшилось с 913 до 655, шерстопрядильных фабрик — с 2437 до 1157, суконных — с 708 до 519, хлопчатобумажных — с 616 до 35Г, бумажных — с 394 до 376. В 50 —60-е гг. XIX в. наблюдается быстрое развертывание железнодорожного строительства. За 1851 — 1870 гг. длина железнодорожной сети Германии увеличилась в 3 раза, число паровозов — в 8, товарных вагонов — в 12 раз. В 1853 г. почти половина железных дорог принадлежала государству. Данные о грузоперевозках по железным дорогам отчетливо показывают рост внутренней торговли. В 1850—1870 гг. грузоперевозки увеличились более чем в 200 раз. Если it 1846—1850 гг. объем денежного обращения не превышал 5,73 млн. марок, то в 1870 г. он достиг 432,3 млн. марок. Обороты за 1850—1870 гг. внешней торговли утроились. В составе экспорта стала преобладать промышленная продукция (машины, металлоизделия, уголь, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, кожевенные изделия и химические продукты, сахар). В импорте наибольшее значение приобрели хлопок, шерсть, пшеница, ячмень, сырые кожи, железная и медная руда. Таким образом, в рассматриваемый период промышленность Германии прошла путь от ремесла и мануфактуры до машинного производства. Изменение структуры производства позволило Германии выйти на ведущие позиции в Европе по многим промышленным показателям.
№ 26. Специфика генезиса капитализма в США. № 49. Фермерский путь развития капитализма Севера США и плантационное рабство на юге. Становление и развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве США относится еще к колониальному периоду, а их особенности в значительной мере были предопределены природно-климатическими и экономическими факторами. Так, в северной группе колоний с более прохладным климатом и не очень плодородными почвами уже с первых лет заселения преобладающими были небольшие фермерские хозяйства, которые носили в основном полунатуральный характер. Много общего с Новой Англией в этом плане имели центральные колонии. Правда, здесь наряду с преобладающим мелким фермерским хозяйством имели место и крупные землевладения с использованием наемного труда. Повсеместно колонисты занимались земледелием (высевали пшеницу, ячмень, овес, частично кукурузу, картофель, овощные культуры) и животноводством (разводили крупный рогатый скот, свиней, овец, лошадей и т.д.). Специфично развивалось сельское хозяйство в южных колониях. Это изначально было предопределено наличием огромных площадей плодородной почвы, теплым климатом, изобилием влаги — всего того, что позволяло выращивать пользовавшиеся большим спросом на мировом рынке табак, рис, сахарный тростник, индиго, а затем и хлопок. В конце концов это привело к становлению плантационного хозяйства с использованием труда рабов-негров. Как уже отмечалось, в конце XVIII в. примерно 90 — !)5 % населения США занималось сельским хозяйством. Следовательно, для молодого независимого государства аграрный вопрос, проблемы аграрного законодательства и использования земельного фонда являлись чрезвычайно важными, тем более что в конце XVIII — первой половине XIX в. границы США, а вместе с ними и площади "свободных земель" быстро расширялись. Один за другим возникали новые штаты, которые принимались в союз федерации. В итоге до 1853 г. во владение федерального правительства перешло 1442 млн. акров земли. Иначе говоря, из 50 ныне существующих штатов США земли 32 были включены в фонд "общественных земель". Начало решения вопроса о свободных землях в значительной мере связано с законом 1787 г. Так, в пределах фонда "общественных земель" было признано право частной собственности и экспроприации земель индейских племен. Право на получение земли имел каждый, кто мог купить ее у государства. Т.е. земля была открыта для свободного приложения капитала, стала предметом купли-продажи. Этот же закон на территориях северо-западнее от Огайо вводил республиканский строй, где запрещалось рабство, хотя согласно Конституции США оставлял неприкосновенным рабство на Юге. Принятый же в 1820 г. так называемый Миссурийский компромисс, который оставался в силе до 1850 г., определил, что параллель 36°30' северной широты делит территорию страны на две части: рабовладельческую — к югу и свободную — к северу. Миссурийский компромисс определил таким образом два основных потока колонизации западных земель и их характер: северный (фермерский) и южный (рабовладельческий, плантационный). Территориальная экспансия сопровождалась бурным ростом населения страны, в том числе и за счет массовой эмиграции из Европы. Так, с 1790 по 1860 г. в США въехало 5353 тыс. человек, а общая численность населения страны за этот период увеличилась с 3927 тыс. до 31443 тыс. человек. В подавляющем большинстве эмигранты вливались в общий поток переселенцев, устремившихся на западные земли государственного фонда, и заводили там собственное фермерское хозяйство. Следует подчеркнуть, что в этом процессе исключительно важное значение приобрело аграрное законодательство. В конце XVIII — первой половине XIX в. оно было связано с историей вопроса колонизации Запада и "общественных земель", с движением скваттеров. Так, по закону 1796 г. землю разрешалось продавать участками по 640 акров (1 акр = 0,40 га). Это в 10 раз превышало потребности небольшой фермерской семьи. Причем половину суммы надо было выплачивать сразу, в момент заключения сделки. Следовательно, условия закона были приемлемы только для состоятельных переселенцев. В 1800 г. под давлением скваттеров правительство приняло новый закон, которым было разрешено продавать в 2 раза меньше — 320 акров. Причем сразу требовалось выплачивать всего одну четверть суммы, другую — с рассрочкой на два года, третью — на три года, четвертую — на четыре года. В 1804 г. минимум размера земельного участка был снижен до 160 акров, в 1820 г. — до 80, а в 1832 г. — до 40 акров. Цена за землю была снижена за весь этот период с 2,0 до 1,25 дол. за акр. Большое значение имел закон о заимке от 4 сентября 1841 г., предоставлявший скваттерам право на покупку уже обрабатываемых ими самовольно занятых участков по минимальной цене. После этого колонизация свободных земель становится крупнейшим фактором развития американского капитализма в сельском хозяйстве. Наконец, знаменитым Гомстед-актом, изданным президентом А.Линкольном в 1862 г., была определена бесплатная раздача земельных наделов фермерам. Этот закон окончательно закрепил победу "американского пути" развития капитализма в сельском хозяйстве США. Таким образом, главная суть американского фермерского пути развития сельского хозяйства заключалась в том, что, во-первых, переселенец мог получить участок земли от федерального правительства, а не от землевладельца; во-вторых, эта земля была свободной от абсолютной ренты, что существенно снижало себестоимость сельскохозяйственной продукции, стимулировало частную инициативу, способствовало повышению производительности труда. Накануне Гражданской войны 1861 —1865 гг. в США было около 3,65 млн. мелких и очень мелких фермеров, примерно 500 тыс. средних, а также 5300 владельцев крупных латифундий (свыше 1 млн. акров), которые находились главным образом в южных рабовладельческих штатах. Фермерские хозяйства, основанные на личном труде членов семьи фермера и наемной рабочей силе, неуклонно росли и экономически крепли. Этому в большей мере способствовали промышленный переворот в северных штатах, рост городов. Фермеры увеличивали производство хлеба, мяса, овощей, фруктов, шерсти и т.д. Местный рынок связывал и подчинял себе мелких производителей. Возникавшие и укреплявшиеся торговые связи определяли ту или иную специализацию личного хозяйства или группы хозяйств в зависимости от спроса и природно-климатических условий. Исключительно важное значение для развития сельского хозяйства имели железные дороги. Благодаря им в 10 —50-е гг. XIX в. закрепляется отраслевая специализация сельского хозяйства США, при этом северные, центральные и вновь образованные северо-западные штаты становятся основными районами зернового хозяйства — "хлебной фабрикой" для всей страны. По сути промышленный переворот на транспорте уничтожил зависимость северо-западных производителей товарного хлеба от южных хлопковых плантаций. Более того, изменение направления потока сельскохозяйственных грузов с юга на северо-восток, к Атлантическому побережью, резко увеличило экспорт сельскохозяйственной продукции в Европу. Так, если в 1823 — 1833 гг. общая стоимость вывезенных зерно вых продуктов в другие страны составляла 67 млн дол., то за 1853—1863 гг. она повысилась до 512 млн дол., а прирост за соответствующие десятилетия составлял 8 и 158 %. Наряду с земледелием быстро развивалось и животноводство. Фермеры разводили крупный рогатый скот, свиней, овец, лошадей и т.д. Главными центрами этой отрасли были штаты Кентукки, Огайо, Теннесси. Скот частично перерабатывался на месте, частично перегонялся для забоя в Балтимор, Филадельфию, Чикаго и другие города. Во вновь колонизуемых штатах также развивалось земледелие и животноводство. Один из важнейших факторов капитализации фермерского сельского хозяйства — переход от экстенсивных методов ведения хозяйства к интенсивным на основе широкого внедрения машинной техники и применения минеральных удобрений. Однако до конца 20-х гг. XIX в. вся работа на фермах за исключением пахоты, боронования и перевозки тяжестей фактически производилась ручным путем. Начиная с 30 — 40-х гг. фермеры все шире и шире используют машинную технику: сенокосилки, жатвенные машины, вращающиеся грабли, молотилки, паровой трактор. К 1850 г. по числу наименований и количеству сельскохозяйственных машин, применению удобрений США занимали ведущее место в мире. Правда, степень вооруженности сельского хозяйства орудиями и машинами была по стране весьма контрастна. Так, в 1850 г. в североатлантических штатах на 1 акр приходилось машин и орудий на 1,40 дол., в центральных — на 0,80 дол., а в южноатлантических — всего на 0,26 дол. На Севере наличие "свободных земель" и отлив населения на Запад порождало тенденцию к замене труда рабочего сельскохозяйственной техникой. На плантаторском, рабовладельческом Юге проявлялась иная тенденция: всемерное противопоставление труду наемного рабочего дешевого и безотказного труда раба. Таким образом, фермерское (северное) направление колонизации и развития сельского хозяйства носило ярко выраженный капиталистический характер и достигло значительных успехов в своем развитии. Уже с 20-х гг. XIX в. северные и вновь образованные северо-западные штаты заняли первое место в сельскохозяйственном производстве США. Общая стоимость произведенной продукции американских фермеров увеличилась с 343 млн. дол. в 1800 г. до 1218 млн. дол. в 1860 г. Совершенно иная ситуация в развитии сельского хозяйства складывалась на Юге США. Там по-прежнему господствовала плантационная система хозяйства, основанная на докапиталистических методах эксплуатации, на абсолютной экономической зависимости работника — раба от работодателя — рабовладельца. В то же время южные плантаторы соединили в одном лице рабовладельца, земледельца и капиталиста. В значительной мере это было обусловлено появлением на Юге новой товарной культуры — хлопка и изобретением в 1793 г. У.Уитни машины для очистки волокна хлопка, способного произрастать на возвышенных и менее влажных местах почти по всей территории юго-запада страны. Таким образом, техническое изобретение и применение новых сортов явилось одной из предпосылок интенсивной "хлопковой" и одновременно рабовладельческой экспансии на Запад. Кроме того, укрепление и расширение рабовладельческого хозяйства стало возможным благодаря наличию огромного резерва "свободных земель" и активной южной колонизации. Дело в том, что рабство оставалось рентабельным лишь там, где почвы не были истощены. Только на новых землях, не требующих удобрения, малопроизводительный физический труд раба мог окупить себя и принести прибыль плантатору. Вот почему плантаторское хозяйство Юга постоянно вытесняло фермерство, а фермерский труд вытеснялся рабским. Фермеры вынуждены были постоянно отступать, занимая новые земли, прокладывая таким образом дорогу плантаторам на Запад. К концу 30-х гг. XIX в. в основном закончился процесс превращения Юга в область, производящую техническое сырье для текстильной промышленности страны. При этом следует заметить, что увеличение производства хлопка, хлопковая монополия рабовладельческих штатов утверждались одновременно с промышленным переворотом на Северо-Востоке США. Так, в 1790—1792 гг. производство хлопка в стране составило всего около 3 — 6 тыс. кип (1 кипа = 200 кг) в год, в 1800 г. — 100 тыс. кип, в 1825 — 533 тыс., в 1835 - 1062 тыс., в 1855 г. - 3221 тыс., в 1859 г. - 4508 тыс. кип. Доля США в мировой продукции хлопка выросла с 0,4 % в 1791 г. до 66 % в 1860 г. Т.е. рабство, развивавшееся под влиянием промышленного переворота в качестве "нароста" на капитализме, в то же время оказывало значительное влияние на развитие капиталистических отношений в стране. Прежде всего, оно содействовало производственной дифференциации районов, специализации сельскохозяйственного производства, росту товарности этой отрасли. Так, в продовольственном отношении Юг становился зависимым от Севера и Запада, которые поставляли сюда мясные продукты, скот, хлеб и даже сено. В то же время Юг обеспечивал сырьем текстильные фабрики Севера, способствовал созданию там сотен тысяч рабочих мест. Более того, хлопок занимал во внешней торговле США примерно половину стоимости всего американского экспорта, что, несомненно, давало основание полуторатысячной властвующей элите рабовладельцев претендовать на главную роль в жизни государства, тем более что армия рабов-негров к I860 г. достигла, как уже отмечалось, почти 4 млн. против 698 тыс. в 1790 г. Таким образом, плантационное сельское хозяйство Юга накануне Гражданской войны представляло собой сложную систему. С одной стороны, труд рабов, полная собственность плантаторов на средства производства и на рабов, рутинная техника, с другой — широкое проявление капиталистических тенденций: погоня за прибавочной стоимостью, высокая товарность хозяйства, тесно связанного с мировым рынком, разветвленная система банковских, торговых и коммерческих связей. В конце концов это и станет определяющим в крушении рабовладения на Юге и победе в национальном масштабе наиболее прогрессивного фермерского пути развития капитализма в сельском хозяйстве.
№ 19. Сельское хозяйство и промыслы. Феодальное землевладение в русском государстве. № 20. Развитие промышленности в Российском централизованном государстве. № 21. Образование Всероссийского рынка в в 17 в. № 27. Развитие Российской империи в 18 веке. № 28. Формирование и развитие кап. Уклада в пром-ти России и Украины во 2-1 половине 18 в. В 1771 г. в Петербурге было решено завоевать Крым. В начале мая 1771 года вторая русская армия начала поход на Крым. Долгоруков назначил штурм перекопских укреплений в ночь на 13 июня. Предварительно отряд Прозоровского обошел татарские войска во главе с Селим-Гиреем, с левой стороны и без помех переправился через Сиваш. В результате хан отступил в глубь полуострова. А 17 июня началось наступление второй русской армии в глубь полуострова. Успехи русских войск в Крыму объяснялись, прежде всего тем, что ни хан, ни турецкие военачальники не проявили ни полководческих способностей, ни элементарной распорядительности. По Кучук-Кайнарджийскому договору (1774) Россия, наконец, стала Черноморской державой. Она отобрала у Турции Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн. Могла иметь военный флот на Черном море, а ее торговые суда получили право свободного прохода через Босфор и Дарданеллы. Третья статья договора определяла новое положение Крымского ханства: "Все татарские народы имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми..." По договору признавалась духовная власть Султана как главы всех мусульман над татарами. После заключения договора к началу 1775 г. русские войска были выведены из Крыма. Но гарнизоны в Керчи и Еникале остались. После присоединения Крыма к России Потемкин под Карасубазаром принял от крымской знати присягу на верность императрице. Затем в Карасубазаре было создано земское правительство, состоявшее из ширинского бея Махметши, Гаджи-Казы-аги и Кадиэскера Муслендин-Эфенди. Земским правительством вначале руководил командующий русскими войсками в Крыму де Бальмен, а с 16 августа 1783 г. – барон Игельстром. Было сохранено прежнее деление полуострова на 6 каймаканств. 22 февраля 1784 г. императрица, чтобы привлечь на свою сторону татарскую знать, распространила на бывшее ханство действие Жалованной грамоты дворянству: беи и мурзы получили права российских дворян. Царским указом от 2 февраля 1784 г. Крым был включен в Таврическую область, состоявшую из 7 уездов, а 12 февраля в Карасубазаре открылось областное правление. В том же 1784 году последовал указ императрицы о превращении Ак-Мечети в областной центр Симферополь. Екатерина II отдавала себе отчет в том, что Турция не смирится с ликвидацией Крымского Ханства и включением его территории в состав России. Поэтому она энергично готовилась к войне с Османским государством. Императрица посетила Крым в 1787 году, пригласив с собой австрийского императора Иосифа II и иностранных послов в Петербурге – французского, австрийского, английского. Она старалась убедить Западную Европу и турок, что Крым она ни в коем случае не отдаст, что у нее для этого достаточно сил и средств. Кроме того, она старалась показать представителям Западной Европы, что присоединение Крымского ханства к России было благом для его жителей. Это путешествие для Екатерины в Крым закончилось не совсем так, как она предполагала, ей не удалось убедить австрийского императора в необходимости ликвидации Турецкого государства и создании вместо него обновленной Византии. Но на включение Крыма в состав Российской империи согласился и оказал ей помощь в начавшейся в 1787 г. войне с Турцией. Став царем, Павел I упразднил Таврическую область и включил ее в состав Новороссийской губернии. Симферополь был переименован в Ак-Мечеть, а Севастополь – в Ахтиар. При Александре I в октябре 1802 г. была учреждена Таврическая губерния, а на карте вновь появились Симферополь и Севастополь. В состав губернии входили 7 уездов, в том числе 4 крымских: Симферопольский, Феодосийский, Евпаторийский и Перекопский. В 1838 г. был учрежден Ялтинский уезд. После включения Крыма в состав России много татар покинуло полуостров и переселилось в Турцию. И постепенно полуостров начал заселяться славянами. Здесь по распоряжению Потемкина были поселены отставные солдаты. Они основали ряд деревень – Зуя, Мазанка, Петровка и др. Стремясь заселить полуостров, Екатерина стала приглашать на жительство сюда немцев. Большинство немецких поселений было образовано до 20-х годов XIX в. Вторая волна немецкого переселения приходилась на 1862 – 1870 гг. В начале XX в. в Крыму в Перекопском уезде немцев проживало 22%, в Евпаторийском – 12%, в Симферопольском и Феодосийском – 4%. С 1802 – 1917 в Крым переселяется из Турции много болгар. (В 1987 г. на полуострове проживало 7528 болгар). В 1861 – 1917 годах в Крыму появляются эстонцы. Они принадлежали к тем переселенцам, которые появились в Крыму на своей страх и риск после массовой миграции татар. Бурным потоком шло переселение с Украины. Возникло несколько эстонских поселений: Токульчак, Джучи, Кият-Орка и др. По переписи 1897 г. в Крыму проживало 2 171 эстонец. Основным занятием эстонцев, как и немцев, было производство с/х продукции, они лишь немного уступали немецким колонистам. Более двух веков Россия вела успешное наступление в Причерноморье, все более вытесняя оттуда Турцию. 14 июня 1853 г. русские войска оккупировали дунайские княжества, что привело к очередной русско-турецкой войне. Россия разгромила бы Турцию, но на помощь последней пришли Англия и Франция. Англия и Франция располагали более совершенным оружием, а флот был на паровой тяге в отличие от парусного Российского. В 1856 г. был подписан позорный для российской империи Парижский мирный договор. По нему Англия и Франция запретили России иметь на Черном море военный флот, военные укрепления, отобрали у нее устье Дуная и Южную Бесарабию, отменили протекторат России над дунайскими княжествами. Англичане хотели отобрать у России и Крым, но французы эту идею не поддержали. Итоги войны были для Крыма неутешительны: разрушенный Севастополь, разграбленные приморские города, подорванная экономика, огромнейшие людские потери. XIX – нач. XX вв. занимают в мировой истории особое место. Это период промышленной революции, сопровождающийся глубокими изменениями во всех сферах жизни общества. В нач. XIX в. продолжалось переселение на Крымский полуостров крепостных крестьян из центральных районов России. Царское правительство щедро раздавало земли российским помещикам, чиновникам и даже иностранным колонистам, предоставляя им большие льготы. В XIX в. в Таврической губернии начинают быстро развиваться зерновое хозяйство, овцеводство, виноградарство и виноделие. Быстро развивался соляной и рыбный промысел. Царское правительство, руководствуясь стратегическими целями, пошло на создание Черноморского военного и торгового флота. Через крымские порты (Феодосию и Евпаторию) сельскохозяйственная продукция полуострова вывозилась в Одессу, Херсон и за границу. В 1821 г. был открыт Керченский порт. Поражение России в Крымской войне подтолкнуло царизм к отмене крепостного права 1861 г. и проведению других буржуазных реформ. В Крыму задолго до реформы 1861 г. сельское хозяйство развивалось на капиталистической основе. Подавляющее большинство населения края составляли государственные крестьяне. В пореформенный период в Крыму значительно увеличилось население (с 1865 по 1897 г. – в 3 раза). Быстрыми темпами росло железнодорожное строительство. Железные дороги соединяли основные крымские города и порты Черного моря с центром страны, что способствовало развитию внутренней и внешней торговли.
|
Последнее обновление 07.02.11 15:32 |